Неадекватный образ

Из http://www.stihi.ru/2014/01/08/2805

Итак, мы уже разобрались, что такое троп. и определили два вида типичных лексических ошибок, связанных с тропами. Одна из них - неадекватный образ. Вопрос определения адекватности образа - сложен: тонка грань между тем, что является  неадекватным  описанием, и тем случаем, когда переносное значение описания  понятно и уместно. Возможно, не во всех приведенных мною ниже цитатах, вы со мной согласитесь. К сожалению, это лишь цитаты, а не всё произведение целиком, а ведь учитывать содержание всего текста крайне важно.

Неадекватный троп в отрыве от полного текста может выглядеть более, чем странно, но, если он раскрыт и продолжен далее (естественно, поэтическими средствами!), если он работает на сюжет, помогает ему - он правомерен. Если же взят автором «с потолка», случайно, то выглядит нелепо, если не смешно.

Единичный троп (упомянутый единожды) тоже имеет право на существование. Более того, являясь метафорой или гиперболой, он может приписывать объекту возможности,  изначально ему не свойственные, например: «в огне облака», «море дышит…», «горы слушают…» и т.д.

При этом необходимо помнить, что, если в этом же тропе есть какие-то уточнения -дополнения, раскрывающие использованный образ («в беспокойном огне облака», «горы слушают шорохи леса» и т.п.), то эти уточнения должны соответствовать качествам того объекта, который мы использовали для сравнения, быть потенциально присущи ему: шорохи леса можно слышать, а огонь - бывает беспокойный. Напротив, «неподвижный огонь» - это нонсенс, так же как и «безмолвье темноты» .

Если троп представляет собой простое сравнение или эпитет (не метафору, не гиперболу, не олицетворение и не иронию, а просто делается сравнение с чем-то или кем-то), то этот эпитет должен соответствовать тем возможным качествам, которые имеет описываемый предмет, например, не адекватно выражение «озёрная гладь» с эпитетом «быстрый» или «гранитный валун» с эпитетом «воздушный» или «нежный»…

Еще одно полезное правило работы с эпитетами: некорректно сравнивать явление природы с продуктом человеческой деятельности, например, «вода в ручье серебрится, как фольга». Обратное - допустимо: «фольга серебрилась, как вода в ручье под солнцем».

А теперь, собственно, цитаты из конкурсных пакетов:

№1
«Проглотит ночь лимон луны,
На блюде неба звёзд остатки
Доест и, уходя, украдкой
В карман мои прихватит сны»

Сложный образ. Почему лимон Луны? И форма у Луны не та, и качества несопоставимы…Удивляет и сказуемое «доест» по отношению к ночи: наоборот, ночь помогает нам увидеть и звезды, и Луну, а не «съедает» их, как например, рассвет…

№2
«Глухим Бетховеном заря
Из нот беззвучных грандиозно
Закрутит смерч, но будет поздно,
Она умрёт, шедевр творя».

Почему зарю сравнили с глухим Бетховеном? Заря, это не то, что создает звуки, она создает свет, краски… «Беззвучные ноты»… Ноты - это значки на бумаге. Беззвучные звуки (если они имелись в виду) - тоже нонсенс. И причем тут смерч - движение воздуха, а не звука и не света? Не слишком ли сложен замес образов?

№3
«Морская синь вздохнёт в тиши,
Бессильных волн разгладит кочки.
Календарей моих листочки
Утонут в янтаре души»

«Синь вздохнет…» Синь - категория цвета. Даже «щирь вздохнет» - и то понятнее: морская ширь=море- это то, что можно олицетворить. Олицетворить синь - это проблемно. Почему «янтарь» души? (нигде далее объяснения нет, - поверьте!) У души и у янтаря есть какие-то общие качества? Не думаю. А самое главное, между первыми двумя и последними двумя строчками катрена нет никакой логической связи. Что заставило автора после описания морской сини перескочить на листочки календарей?

№5
«Рождаясь ночью, тихими шагами
Они бегут, а может быть – летят»

Здесь не совсем троп, но фраза поразила. Как можно бежать и, тем более, лететь «тихими шагами»?

№6
«Ах, муза – маленькая фея-
Плетёт незримую канву,
А я, пред ней благоговея,
Её мелодию лелея,
Переношу узор в строфу»

Муза плетет канву, пусть и незримую, но все же канва из категории того, что может быть осязаемо, а лирический герой при этом… слышит мелодию (категория слышимого ухом). Смешение категорий при использовании тропов - довольно часто случай в поэзии.

№7
«Я люблю тебя по-прежнему,
Говорю себе: «Забудь!»
И любовью белоснежною
Украшаю я свой путь».

Что натолкнуло автора на эпитет «белоснежная» по отношению к любви? А почему не красная? (объяснений в последующем тексте нет!).

№8
«Я вернусь туманом, вечно белым,
Проплывет по полю мой паром.
Запахом хлебов златых и спелых,
Я вернусь, представившись дождем»

Для меня - более, чем сложно… Почему паром, который не по полю ходит, а по реке, и какое отношение паром имеет к туману? И тут же - еще один перескок (образ тумана уже забыт автором) «запахом хлебов… вернусь, представившись дождём»???? Вам еще не поплохело, пока вы пытались  успеть за всеми этими постоянными превращениями ЛГ?

№9
«За что?!» - истошный крик души
Хлестнул по окружившим лицам.
Дрожали слёзы на ресницах,
Весенний гомон заглушив...

«окружавшие лица» (вместо «окружающие лица»), видимо, были шокированы тем, что «дрожь слёз на ресницах» ЛГ заглушала «весенний гомон»…

№10.
« Вечер под сенью весенних стволов».

Весенние стволы (если уж так прямо и написано - стволы) вряд ли создают тень. Поэтому вечер «под сенью» будет неудачным…

№11
«Каждый охотник желает знать, выйдет ли в цвет финал.
Чёрным туманом несётся вспять жизни концертный зал.
Пышно цветут фонарей лучи в лазерном блеске лиц».

Здесь все меня интригует: и «концертный зал жизни», который несется почему-то «вспять» (???) «черным туманом» (???). «Цветение лучей фонарей» - это тоже необычное явление даже с учетом  «лазерного блеска лиц»!

№12.
«Не сравнится ни с чем первый взгляд
смесь из звезд, чистой грусти накал..
Он тобой у вулкана был взят,
и чернющей жарой обжигал..
Он хранил тайну мира и звезд,
из глубин не пробившихся слов,
лепестков нераскрывшихся роз
из нетронуто-вечных садов..
Слышу дерзкие звуки речей,
их мольба - волшебства сладкий чад»

В каждой строке - подарок: и «смесь звёзд» как накал «чистой грусти», и «чернющаяя жара», и «не пробившиеся слова», и «нетронуто-вечные сады» (странное по смыслу составное слово!), и единство «дерзости речей» и «мольбы» одновременно… Да и «сладкий чад волшебства» - тоже не каждый день встретишь!

№13.
«Из намокших палаток заезжих торговцев
серым воском сияют чужие плоды.
Теперь мы стали взрослыми, и бережём на донышке
своих сердец измученных картинки детских лет»

Первое, что удивляет, это «сияние»… «серого воска». Я как-то иначе представляю себе и цвет, и светимость воска. - «Донышко сердца» как-то не радует...

№14
«Уйти работать в рощу ветром,
Пустить по свету красок звон.
Весенний праздник под прозрачным небом,
Лучей дремота пред закатным сном...»

Есть ли у красок… звон? Сомневаюсь… А как это - «лучей дремота»? В сравнении с каким состоянием у них «дремота»? А что такое «закатный сон»?

№15
«И пусть любовь-рябина на беду
Горит, под тяжким пологом алея!»

Почему «любовь-рябина»???? Нигде больше в стихах о рябине ни слова!!!

№16
«повторяй, решив опять разглядеть минут палитру».

Палитра - это доска для смешивания красок. А еще - цветовая гамма красок. Есть ли палитра у минут, и что это такое? Неизвестно.

№17
Еще одно стихотворение, где некстати употреблена «палитра» я предлагаю вам на десерт - без комментариев. Наслаждайтесь!

«Рифм необъятная палитра -
Эстамп, гравюра, акварель.
Грёз влаги полная макитра -
Поёт видения свирель.

Перед глазами тень пюпитра,
А вдохновенье – дирижер.
Звучит во мне Юноны цитра -
Минор переведёт в мажор.

А им задора трель разлита -
Пернатый пробуждён дозор.
Авроры золотая митра,
На травы льёт надежд узор.

Мглы утром пелена забыта -
Берёзы будит ветерок.
И даль глазам моим открыта -
И нет во мне былых морок».

                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/01/12/3809


Рецензии
Прекрасно! Спасибо!
Митра политра поллитра макитра пюпитра цитра !!!!!!!!!!!!!!!!

Очень рад встрече!

Анатолий Викулин   26.03.2015 17:56     Заявить о нарушении
Моя твоя читай - не понимай. И я тоже рада встрече! :)

Творческая Мастерская Алкоры   26.03.2015 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.