Работа с поэтическими образами - тропами

Из http://www.stihi.ru/2014/01/07/3154

Одна из главных особенностей языка поэзии - это образность речи. Есть в литературоведении еще и такой термин - троп. ТРОП – это оборот речи, все слова и выражения которого употребляются в переносном значении. В художественном произведении их целью является усиление образности языка. Тропы не только украшают поэтическую речь, но и являются подводным камнем для автора, небрежно относящегося к подбору слов текста стихотворения. Огромное количество лексических ошибок связано именно с неправильным использованием (выбором) тропа - образа или метафоры, эпитета, сравнения, гиперболы, олицетворения и др. образных средств. Возникает ошибка, которую я условно называю «неадекватный образ». Не адекватный - значит, неуместный для данного места, не подходящий, не соответсвующий качествам описываемого объекта. Вторая лексическая ошибка использования тропов - это «случайный образ» или ритмическая заплатка.

Начнем с разбора фрагмента  далеко не самого плохого стихотворения, взятого мною только в качестве повода для размышления о том, что такое троп, как желательно   работать с тропами и чего при их использовании следует избегать.

 «На юг уходят облака,
 Как птицы, с клекотом неслышным.
 Я чую - дальние снега
 Уже ХОЛОДНЫМ СВЕТОМ ДЫШАТ.

 А осень листья ворошит,
 Как будто пишет мемуары...
 И будто клен, ВОЛШЕБНО-СТАРЫЙ
 О чем-то тихо говорит...»
.............................

В этом стихотворении (как и в большинстве лирических стихов нашего сайта), тропами утыканы почти все строчки. Образы появляются, исчезают и забываются автором, они  никак далее не раскрываются - не продолжаются, их почти ничего не связывает воедино, они ничего не проясняют в намерении автора сообщить нам что-то новое  своим стихотворением, чего мы ранее не знали или на что не обращали внимания.

В лучшем случае автор фотографирует всё, что видит его глаз, а в худшем и чаще всего, он просто плетёт рифмы - подбирает и вставляет в строки всё известное об осени (как в данном примере) или  о другом времени года или погоде, - всё, что  удачно легло в ритм. Забота одна - лишь бы рифмы найти посвежее, а слова - поярче. А иногда и об этом не задумывается - лишь бы было складно!

Итак, читаем стихотворение. На юг «уходят облака, как птицы» - с первой же строки идет сравнение облаков с птицами. Почему бы и нет: и те, и другие - летают! И сразу же после птиц, следующим предложением делается переход мысли на снега (логика здесь есть, хотя и нет особой новизны): если птицы улетают, то надо о будущем снеге подумать! Пока всё идет прекрасно! Почему во втором предложении использован довольно специфический глагол «чую» вместо «чувствую», неизвестно (видимо, просто в рифму подошел именно он!) А почему снега «дальние»? Будем считать, что автор хотел подчеркнуть их нескорый еще приход…

Далее идёт олицетворение - приписывание снегам качеств живого существа: «Снега дышат». Почему дышат, далее  не объяснено, а в идеале должно быть….  Ладно, простим автору эту сущую мелочь. Олицетворение идёт с уточнением -  как именно снега дышат? - «холодным светом». Всё вместе «снега холодным светом дышат» - это троп. Причем, троп - неадекватный. Потому что желательно, чтобы все уточнения в олицетворении соответствовали возможным качествам того глагола, который мы использовали для олицетворения. Можно ли дышать светом? Не уверена. Есть ли у света температура? Не думаю. Все эти неестественные для процесса дыхания качества  были бы уместны в стихотворении только в том случае, если в дальнейшем тексте эта образность хоть как-то автором раскрывается: заданный в начале образ получает развитие, упоминается еще раз, но по-другому,  помогает понять внутреннее состояние лирического героя. В большинстве случаев этого не происходит, троп автором тут же забывается и так и остается неадекватным и случайным.

 То же самое можно сказать и о неудачном тропе к осени, которая сравнивается  автором с «волшебно-старый кленом». Почему именно с клёном, причем, с единственным? Не мелко ли это для целой осени? Еще большая загадка, почему клён стар «волшебно»? Если в первом примере троп был плох потому, что не раскрыт, то здесь он еще и странен. Какой был смысл в объединении в одно составное слово «волшебно-старый» совершенно разных качеств - «волшебный» и «старый», совершенно непонятно. И далее в тексте тоже яснее не становится.

Стараясь выжать из этого маленького фрагмента стихотворения побольше наглядных примеров неудачной работы с образами, я покажу вам еще одну типичную ошибку. Начал автор говорить об осени - нашел ей  прекрасный образ: «а осень листья ворошит, КАК БУДТО пишет мемуары» - прекрасная поэтическая находка! Зачем ему надо было тут же навешивать на осень еще одно сравнение с тем же самым вспомогательным словом БУДТО «и будто клен…»? Пересолил здесь автор сравнениями, испортил хорошую строку лишним, причем, как мы уже разобрали выше, не самым удачным вторым сравнением!  Лучше бы он далее как-то развил тему писания осенних мемуаров - дал бы дальнейшую жизнь этому образу, сделав логический переход с образа на настроение лирического героя, на мелькнувшее в нем воспоминание…

Как видите, работа с образами, как и любимая всеми нами пейзажная лирика, не так уж проста, как кажется. Во-первых, она всегда должна нести авторский точный взгляд, во-вторых, иметь логику использования тех или иных образов - все тропы не просто заполняют место в строках, а работают на тему, скрепляют смыслом сюжет (пусть и минимальный в пейзажной лирике) и делают описание картинки точным и выразительным.

Трудно? Бесконечно трудно! Куда проще писать рассказы в стихах, причем, по чужому сюжету…

Достоинством лирики, насыщенной тропами, является единство избранных образов. Покажу это на примере, где написание литературного произведения сравнивается автором с музыкой на протяжении всего стихотворения. В тексте выделяю все, что является тропом, заглавными буквами:

Букв заглавных росчерк - СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ,
Со строкой сливается В НОТНЫЙ СТАН.
И слова, КАК НОТЫ, в нём ищут луч,
РАЗМЕТАВ МЕЛОДИЮ по листам.

ПОДОБРАВ АККОРДЫ душевных струн
К РАЗНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ, СО СМЕНОЙ МЕСТ,
ДИРИЖЁРСКОЙ ПАЛОЧКОЙ знаки рун
Начерчу, чтоб грянул и МОЙ ОРКЕСТР.

И сметая напрочь МОТИВ иной,
Разобью главу на обрывки строк,
Но останусь К ЗАЛУ ВСЕГДА СПИНОЙ,
ЗАПЛЕТАЯ ЗВУКИ ДУШИ В ВЕНОК.

И РАСТАЯВ ТЕНЬЮ в глухой ночи,
Завершив по сроку игру с судьбой,
Может быть, услышу - ОНА ЗВУЧИТ!
МУЗЫКА играет сама собой.

Нужны ли здесь особые пояснения? Автор знает, что он хочет сказать, избрал единый ряд тропов - музыкальный (единственный немузыкальный троп здесь «растаяв тенью») и прекрасно, поэтично описал творческий процесс создания произведения.

Далее мы с вами разберем примеры с ошибочным использованием тропов.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/01/08/5673


Рецензии
Дорогая Алкора! Стиховедческие статьи требуют от автора не просто рассуждений -- это плохо, а это хорошо. Так может рассуждать простой читатель. А литературовед должен обладать хорошо развитым вкусом. Вот вы привели стихи в конце статьи, как образец прекрасного описания творческого процесса создания стихов. Стихи построены на используют образность музыки. Уже само начало стиха вызывает затруднение при чтении: Букв заглавных... Если стихи сравнивать с музыкой, то и писать их нужно так, чтобы читать было легко, чтобы в стихотворных строках звучала музыка. От второй строке говорить не буду, оставим так. А дальше: Слова, как ноты, ищут луч -- совсем не понятен смысл. Какой луч ищут слова или ноты? Слово луч тут явно для рифмы! Да и последняя строка тоже не несёт ни какого смысла. Всё стихотворение очень плохое. Музыкальные термины напиханы без точного понимания смысла того, о чём хочет сказать автор. Надо гораздо стороже относиться к тому, что вы говорите читателю. Ведь читатель вам верит, а вы этого не оправдываете. и таких недочётов в ваших статьях не мало! Это обесценивает их значение, хотя цель у вас благородная. Всего доброго!

Шилин Владимир Владимирович   08.05.2020 12:50     Заявить о нарушении
И вам - всего доброго!

Творческая Мастерская Алкоры   08.05.2020 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.