2013. 23-29 декабря в истории Отечества

Всё настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.
Николай Гаврилович Чернышевский, русский философ-утопист, революционер-демократ, публицист и писатель, поэт и государственный деятель


25 декабря 1759 г.
...открыли, что ртуть — это металл. Еще в конце 1734 года Петр Саломатов, один из наблюдателей на метеорологической станции в Томске, обнаружил, что при сильных морозах (ниже -39 градусов по Цельсию) ртуть замерзает в барометрах или термометрах. Он написал об этом явлении в Петербург, в Академию наук. Академики Гмелин и Миллер не поверили ему и сочли, что казак пролил ртуть и оправдывается, потому что замерзать она не может.
Такая точка зрения господствовала ещё довольно долго. Хотя академик Йозеф Адам Браун в своей ранней работе и делает предположение, что ртуть может замерзать, но тут же опровергает эту гипотезу. И только когда в декабре 1759 года в Петербурге случились сильные морозы, Михаил Ломоносов и Йозеф Браун убедились, что ртуть становится твердой при низких температурах. Учёные проделали несколько опытов, замораживая её в смеси из снега и концентрированной азотной кислоты. Они обнаружили, что отвердевшая ртуть становится ковкой, как свинец. Ломоносов опытным путем подтвердил, что замерзшая ртуть проводит ток как и жидкая. Весть о получении твердой ртути стала сенсацией в ученом мире, ведь ковкость и электропроводность в твердом состоянии вещества доказывали, что ртуть — металл.

23 декабря 1799 г.
…родился Карл Петрович Брюллов, великий русский художник. Карл родился и вырос в Петербурге. С раннего детства его родители хотели, чтобы мальчик занимался рисованием. В10 лет он поступил в Российскую академию художеств, где очень успешно учился. Брюллов считал, что «живописец должен уметь всё», но больше всего любил писать портреты. На его картинах обычные люди как будто превращались в жителей особого волшебного мира. После окончания Академии Брюллов поехал в Италию. Почти треть жизни прожив в Италии, Брюллов поразил европейских ценителей искусства своими историческими картинами и портретами, сделав тем самым русскую живопись явлением мирового масштаба.

23 декабря 1913 г.
...впервые поднялся в воздух легендарный аэроплан «Илья Муромец». Самолет для своего времени был гигантский — он мог поднять до 1,1 тонн груза, увезти до 16 человек, находиться в воздухе много часов. Экипаж из пяти человек размещался в закрытой кабине (новшество для того времени), что давало возможность пилотам сменять друг друга и отдыхать во время длительных полетов. Все это позволяло использовать машину как бомбардировщик и дальний разведчик. «Илья Муромец» участвовал в сражениях первой мировой и гражданской войны, потом использовался как транспортный, пассажирский и учебный самолет.
Первые самолеты появились в начале XX века. К этому времени человечество накопило необходимую «критическую массу» открытий и изобретений, позволившую создать этот принципиально новый класс техники. Авиастроение развивалось взрывными темпами: в 1903 году в небо взлетел первый самолет, а уже к 1915 году авиация стала важным родом войск, от которого во многом зависел исход битвы.

25 декабря 1934 г.
..вышел на экраны фильм «Веселые ребята» — первая музыкальная комедия, снятая в СССР. Это история о похождениях талантливого пастуха- музыканта Кости Потехина. В фильме много запоминающихся сцен. Например, дебош в доме, устроенный стадом пастуха, или же уморительные репетиции джазового ансамбля «Дружба». Главные роли сыграли популярный певец Леонид Утесов и будущая кинозвезда Любовь Орлова. Творение режиссера Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского имело большой успех как в СССР, так и за рубежом. Широкую известность получили «Сердце» и «Марш веселых ребят».

28 декабря 1942 г.
...завершился рейд на станиц Тацинская 24-го танкового корпуса под командованием генерал-майора Баданова. В декабре 1942 года окруженная под Сталинградом армия Паулюса снабжалась по воздуху с огромного аэродрома у Тацинской. Там же находились крупнейшие склады боеприпасов и продовольствия. В ходе начавшегося 16 декабря 1942 года советского наступления корпус генерала Баданова преодолел более 300 км в условиях сурового мороза и глубокого снежного покрова по вражеским тылам без снабжения и связи.
Гитлер лично приказал не выпустить ни одного советского танкиста. Тяжелые бои пришлись на 27 декабря. Без дизельного топлива, на захваченном авиационном бензине 28 декабря танкисты прорвали вражеское кольцо и к полудню находились в расположении советских войск. Разгром аэродрома, складов и железнодорожного узла сорвал планы снабжения окруженных гитлеровцев. Ставкой Верховного Главнокомандующего 24-й корпус был преобразован в Гвардейский.

25 декабря 1946 г.
...в 18.00 по Московскому времени начал работу первый в Евразии ядерный реактор Ф-1 Лаборатории №2 академии наук СССР. Работы по добыче ядерного топлива возобновили еще в 1943 году, когда стало известно о западных разработках. В разгар войны вели геологоразведку, а затем добычу и обогащение руды. В 1945 году у нас начали выпускать уран и графит в промышленных масштабах. В условиях послевоенной разрухи пришлось создать новую отрасль промышленности. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки заставила наше правительство создать спецкомитет по урановой проблеме.
Всего за 16 месяцев советские физики выполнили четыре сборки, спрогнозировали размеры, необходимые для самоподдерживающейся цепной реакции деления ядер, и запустили реактор. На Ф-1 проводились эксперименты, позволившие в 1948 году построить на Урале промышленный реактор, наработать необходимое количество плутония и в 1949 году уже испытать первый атомный заряд. Реактор Ф-1 функционирует и поныне. Он используется для калибровки аппаратуры АЭС. Установка имеет форму шара и состоит из графитовых блоков с размещенными в центре урановыми стержнями.

24 декабря 1982 г.
…в Киеве совершил первый полет самолет Ан-124 «Руслан». Этот тяжелый военно-транспортный самолет был разработан в конструкторском бюро Антонова. «Руслан» — самый большой самолет военно-транспортной авиации в мире. Его отличительная особенность — наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой части фюзеляжа, что облегчает и ускоряет погрузку и выгрузку. С1985 года на Ан-124 был установлен 21 мировой рекорд в том числе по грузоподъемности (1712 тонн на высоте 2 км) и рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20 тыс. км).
«Русланы» применяются и для гражданских задач там, где надо перевезти очень тяжелые или объёмные грузы. Так, в 2011 году Ан-124 доставил в Японию 86-тонные насосы для работы на АЭС «Фукусима», пострадавшей в результате землетрясения и цунами.


Рецензии
Выпуск №34, декабрь 2013 г.

Шаги Истории   06.01.2014 17:57     Заявить о нарушении