Безоблачная Марина

  В каком-то далеком, далеком детстве я посмотрел в телевизоре  фильм «Свинарка и пастух». Это были те времена, когда «на телевизор» ходили к соседям. Грешил и я этим делом, периодически. Со временем стало понятно, что это был фильм из серии типичных оккупационных агиток, чтобы население любило своих оккупантов-мраксиан и не сомневалось в великом счастье быть под этой оккупацией. Потом еще в нескольких фильмах мелькала эта очень красивая и поющая звонким голосом женщина. Как ни странно, чувств она никаких не вызывала. Она воспринималась мною, как некий фантом. Люся Гурченко – та была живее и обаятельнее, а Джемма Осмоловская с ее фантастическими косами (так и не знаю, натуральными ли или из гримерки «Мосфильма»), чувственными губками и всем прочим женским естеством, так та реально изменила мои взгляды на жизнь. Фильм с Джеммой «Повесть о первой любви» был редкостный и жизненный. Он не был агиткой или подглядыванием в замочную скважину, он был откровением…
   Еще через некоторое время я узнал от своего родителя, что фильм «Свинарка и пастух» родитель ненавидит. А песни из него слушать не может. Причины очень были просты. Советские оккупанты зимой 42-43 годов отправили родителя из худо-бедно обжитого Омска в город Тюмень, работать в какой-то автомастерской. Поезд ковылял больше суток, с едой был напряг. И глубокой ночью с вокзала, не жравши, надо было пешком пройти на окраину Тюмени к месту работы. Мороз давил под сорок, все было заметено снегом, но на улицах гремели репродукторы и их них лились песни… из того самого фильма про любовь русской свинарки и жгучего кавказца (изготовленного из жгучего еврея): эта парочка были Ладынина и Зельдин. Родитель вульгарно едва не замерз насмерть. Что было бы тогда с семьей страшно представить. А меня уж точно вообще не было бы на свете. Но всё обошлось. Родитель выжил. Ладынина так и вовсе дожила до 95 лет!
В 2013 году десять лет, как умерла Ладынина и 75 лет в появления фильма «Богатая невеста», ставшего стартом ее кинокарьеры. И одновременно это и 75 лет с выхода в свет фильма «Большой вальс» с другой красавицей эпохи Милицей Корьюс в главной роли. В сети можно всё посмотреть и сравнить, но я не собираюсь противопоставлять Ладынину и Корьюс. Обе они прекрасные, восхитительные женщины, украшающие нашу жизнь. Я всего лишь сравниваю жизнь. Как я ни старался, я не смог найти фото Ладыниной с такой же улыбкой счастья как на фото  у Корьюс. Даже самая лучшая актриса не может сыграть счастье, если его нет. Фото, оно как рентген души… ловит излучение от человека. Нет его, этого излучения нет, то и ничего не сделаешь…
Мари;на Алексе;евна Ладынина (11 (24) июня 1908 — 10 марта 2003) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1950). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).
Марина Ладынина родилась 11 (24) июня  1908 год, (по другим источникам — в 1907 году), в селе Скотинино, (ныне — в Тёмкинском районе, Смоленской области, Россия), (по другим сознательно искаженным данным, так как стеснялась своего происхождения (в самом деле, подумайте, для актрисы быть уроженкой села Скотинино!!!) — в селе Назарово, близ Ачинска, Енисейской губернии, ныне — Красноярский край[2]), в крестьянской семье Алексея Дмитриевича (1879—1955) и Марии Наумовны (1889—1971) Ладыниных. Вскоре вместе с родителями они переехали в село Назарово вблизи города Ачинска Красноярского края (ныне город Назарово). Алексей Дмитриевич имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, была неграмотной. В семье было четверо детей, Марина была старшей. . Ей, как самой старшей, приходилось нелегко – с ранних лет она познала все тяготы сельской жизни - убирала по дому, стирала, носила воду с реки. Летом девочка работала по найму у местной фермерши (жены кулака) - ежедневно доила 10 коров.
Вся семья Ладыниных отличалась артистизмом и задором.
Несмотря на  трудности у девочки с ранних лет проявился интерес к книгам и сцене. Читать она научилась рано и с большим удовольствием пересказывала все это своим друзьям. Наверное, поэтому в школе Марину решили взять в самодеятельный театр суфлером. Вот только суфлер из нее был неважный. Девочку настолько захватывали спектакли, что она, увлекаясь, начинала подсказывать текст чересчур громко. За это ее уже тогда стали называть артисткой.
Со временем Марине стали давать роли в спектаклях. Первую свою серьезную роль - Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери. А ведь ее мать, женщина властная и строгая, из числа тех «что есть в русских селениях», была твердо убеждена в том, что работа на сцене – дело совершенно никчемное.
В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину, уже умевшую держаться на сцене, нередко приглашали туда подменять заболевших актеров. На сцене этого театра она познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой (они вместе играли в спектакле «Иудушка Головлев»). Баратова окончательно убедила Марину в необходимости учиться настоящему искусству театра.
Окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в родном селе Назарово. Параллельно она продолжала играть на сцене. Кроме того, девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно рамки глухой провинции стали ей тесны, и она решила перебраться поближе к столице.
Первоначально она переехала в Смоленскую губернию на родину отца. Вообще жизнь Ладыниной не лишена таинственности. Как семья забралась в Сибирь, от чего пряталась? Это всё неизвестно. Здесь, на смоленщине, Марина продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но мечты о театре не оставляла. И однажды ей натурально улыбнулась удача.
В село Скотинино приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке явные актерские задатки, посоветовал ей поступать в ГИТИС. Он даже подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы Марина могла лучше подготовиться к экзаменам.
В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Марина, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала в столицу и… поступила ГИТИС. Причем Москва была покорена ею с первого же раза. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и даже сделали специальную пометку в ведомости «особо одаренная».
Окрыленная успехом, Марина энергично взялась за учебу. Все преподаватели отмечали ее талант и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей, что по тем временам были вполне приличные деньги.
В том же 1931 году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя». В принципе, это была калька с фильма Чаплина «Огни большого города». Кино было интересно, но для Марины главной мечтой продолжал оставаться театр…
В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и поступила в труппу МХАТа. Это было похоже на чудо. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие. Но молодая актриса не растерялась и не потерялась на их фоне.
Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие» (по одноименной пьесе М.Горького) – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил даже сам очень Горький, живший весьма сладкой жизнью. Затем последовала роль в спектакле «В людях» (опять по Горькому).
Параллельно Марина продолжала сниматься в кино. В 1934 году ее пригласили на роль деревенской девушки в картину «Вражьи тропы». Это была очередная рядовая картина, но она в корне изменила жизнь актрисы. Именно на съемках этого фильма она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.
К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером-рассказчиком Иваном Любезновым. Был женат и сам Пырьев. Но ради Марины он пошел на развод с хорошенькой актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев бросит ее и это не было особым откровением. Мир искусства это сплошные разводы, браки, а теперь еще и дети из пробирок.
Под влиянием мужа (с Пырьевым брак был оформлен в 1936 году) Марина решилась уйти из МХАТа. Как раз в это время Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только свою жену Марину Ладынину.
В  разгар съемок на Украине, произошел скандал. Руководители «Украинфильма» заявили, что картина имеет явный националистический уклон,  «москали» в открытую издеваются над украинским языком. Пырьев, спешно завершив съемки, отправился вместе со съемочной группой в Москву. Но и здесь его картина не понравилась начальству. Фильм положили на полку.
Ситуация резко изменилась весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета. Новому руководителю фильм почему-то понравился, и он отправил его на просмотр вождю. Иосиф Виссарионович Сталин (ИВС – Истинное воплощение Сатаны) оказался в восторге от комедии. Последовал приказ, выпустить картину на экраны.
«Богатая невеста» - первый фильм Пырьева, снятый в жанре музыкальной комедии. При всей его непритязательности, он пришелся по душе миллионам зрителей. За эту работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина.
На волне такого успеха Пырьев с Ладыниной тут же приступили к съемкам второй картины - «Трактористы»,точнее танкисты. И вновь  музыкальная комедия из деревенской жизни. Неожиданно в самом начале съемок возникли непредвиденные трудности. Руководитель Кинокомитета Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на главную роль бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С большим трудом, но Пырьеву удалось отстоять кандидатуру своей жены.
Иван Пырьев впоследствии говорил так: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте тяжелый гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и опытной мотогонщицей».
Успех картины-агитки превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В этом же фильме взошла звезда замечательного актера Бориса Андреева.
После «Трактористов» Иван Пырьев неожиданно решил сменить тематику. Его новая картина «Любимая девушка» была снята в жанре мелодрамы, а Марина Ладынина играла в ней Варю Лугину - рабочую московского завода. Ее героиня убегает от ревнивого мужа, а друзья и знакомые предпринимают все попытки, чтобы помирить молодоженов.
Картина получилась откровенно посредственной.
Фильм «Свинарка и пастух» начали снимать в феврале 1941 года, а в июне на  страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе – было дано указание, обязательно доснять фильм.
Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же отнесли ее к «деревенским лубкам», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры с особой теплотой. Не менее блистателен был и Владимир Зельдин в роли кавказского пастуха Мусаиба. Их чистая и светлая интернациональная любовь, преодолевающая все преграды, не могла не тронуть сердца зрителей, а для фронтовиков картина и вовсе стала как бы талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на защиту изнемогающей страны.
Фильм «Свинарка и пастух» стал вершиной творчества Марины Ладыниной. В годы войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла воспитательницу московского детского сада Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего мужа «В шесть часов вечера после войны», где снова спела трогательную песню.
После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Это был даже не лубок, а натуральная сказка. Марине Ладыниной как всегда в ней отводилась главная роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она ее очень трогательно и лирично. Вместе с тем, в картине поднималась очень серьезная тема творчества.
Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал ее «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии).
После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные работы, но ничего не вышло. От него ждали комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к привычному жанру.
Для Марины Ладыниной роль в комедии «Кубанские казаки» оказалась несколько непривычной. До этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и весьма отзывчивую. Начальники в СССР все должны были выглядеть именно такими. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съемок она смогла найти нужные краски.
Истосковавшийся по веселым картинам советский народ принял новый сказочный фильм с неописуемым восторгом, а песни, написанные замечательным композитором-агитатором светлого будущего Исааком Дунаевским, стали супер популярными, они гремели повсюду, даже из утюгов, включенных в розетку.
Насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, трудно, невозможно передать. Одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – это красовался сам ИВС. А на другой – царила Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена  высшей Сталинской премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только знаки официального признания.
Народная любовь буквально не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем. Порой на конвертах сельские зрители писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой».
В чем же заключался секрет такого успеха? Фильмы Пырьева были примитивными и наивными сказками-агитками о счастливой советской действительности. Все получалось очень просто. Малограмотные и забитые дюди, уставшие от тягот разрухи, от не объявленной войны ИВС с собственным народом, инстинктивно тянулись к красивой жизни. А тут на экране, всего за три рубля, их встречала простая, понятная, милая и обаятельная Марина Ладынина. Она была своей, из народа, и зритель проникался к ней доверием. Они истово верили в выдуманную сказку.Нередко в письмах даже спрашивали, где находится тот самый колхоз, туда реально хотели ехать, чтобы остаться жить и трудиться в этом кино-раю.
 Актриса прекрасно понимала противоречие между реальной жизнью и киносказками, создаваемыми ею в дуэте с Иваном Пырьевым. Что делать, они тоже были винтиками системы… Ладынина говорила, что хочет сыграть Анну Каренину, а ей всё свиньи достаются…
За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа и это тоже символично для тиранической эпохи. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. Другие режиссеры даже не решались приглашать ее в свои картины, зная дикий нрав Пырьева, осыпавшего актеров площадной бранью во время работы.
В 1950 году в ее кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссер Игорь Савченко предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко». Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась. К сожалению, цензура посчитала героиню в ее исполнении слишком доброй, и сцены с участием Ладыниной были вырезаны из фильма.
В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим.
В эти годы Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису Людмилу Марченко. Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним на тему семейной жизни, он первым пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать, уж он постарается.
Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.
А с Марченко у Пырьева так ничего не вышло, девочка уперлась и не легла под мэтра.
Ходили слухи, что причиной её исчезновения с экранов стала месть Пырьева, было и это, но главная причина была и в другом — актриса не хотела играть возрастные роли, желая остаться в памяти зрителей молодой. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Юрия Пиляра, но фильм на экраны не вышел
Одно время она работала в Театре-студии киноактёра и выступала с концертами по городам.
Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после развода с Пырьевым она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение и безденежье.
Последние десять лет актриса жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Иногда к Ладыниной приходила Наина Ельцина, которая долгие годы заботилась о Марине Алексеевне. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами, подарила Марине холодильник.

В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело. Болезни, бедность … А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг снова вспомнили. К юбилею ее наградили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда».!
После празднования юбилея все о ней снова забудут и вспомнят только после смерти 10 марта 2003 года. Снова станут писать, какой замечательной актрисой она была, и какую интересную жизнь она прожила…
И только некоторые преданные зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась молодой, лучезарной женщиной. И фильмы с ее участием по-прежнему собирают многочисленные аудитории.

Марина Ладынина скончалась на 95-м году жизни в одной из московских больниц 10 марта 2003 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, месте упокоения верхушки советской знати, куда вход возможен только по пропускам.
Достижения и награды
• Сталинская премия первой степени (1941) — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы» (1939).
• Сталинская премия второй степени (1942) — за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух» (1941)
• Сталинская премия второй степени (1946) — за роль Вари Панковой в фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944).
• Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской»
• Заслуженная артистка РСФСР (1944)
• Народная артистка СССР (1950)
• Сталинская премия второй степени (1951) — за роль Галины Ермолаевны Пересветовой в фильме «Кубанские казаки» (1949)
• Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1997)
• I МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»)
• Приз «Созвездие» — за выдающийся вклад в профессию (1994)
• Специальный приз Дома Ханжонкова «Любовь поколений» (1999)
• Орден Трудового Красного Знамени (или Орден Ленина) (1938) — за роль в фильме «Богатая невеста»
• Орден Дружбы народов (1983)
• Орден Почёта (11 июня 1998) — за большие заслуги в области киноискусства
• Медаль «За освоение целинных земель»
• Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
• Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (30 мая 2002)
Поощрения Президента и Правительства РФ
• Благодарность Президента Российской Федерации (25 декабря 1995) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру[9]
Фильмография
1. 1929 — В город входить нельзя — эпизод
2. 1932 — Просперити — слепая цветочница
3. 1935 — Вражьи тропы — Линка (Елена Яновна Дроздова), учительница
4. 1936 — Застава у Чёртова брода — Варенька
5. 1937 — Богатая невеста — Маринка, внучка деда Наума, колхозная ударница
6. 1939 — Трактористы — Марьяна Бажан, трактористка, бригадир-орденоносец
7. 1940 — Любимая девушка — Варя Лугина
8. 1941 — Свинарка и пастух — Глаша Новикова
9. 1942 — Антоша Рыбкин — Лариса Семёновна, актриса
10. 1942 — Секретарь райкома — Наташа, связистка
11. 1944 — В шесть часов вечера после войны — Варя Панкова
12. 1947 — Сказание о земле Сибирской — Наташа Малинина, певица
13. 1949 — Кубанские казаки — Галина Пересветова
14. 1951 — Тарас Шевченко — графиня Потоцкая(кадры с Ладыниной вырезали)
15. 1954 — Испытание верности — Ольга Егоровна Калмыкова
16. 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
17. 1965 — Люди остаются людьми
Всё остальное, включая историю семейной жизни с тираном Пырьевым, можно найти в Сети.


Рецензии
Весьма профессиональный подход! Благодарю.

Михаил Батов   07.01.2014 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо! Красивая женщина этого заслужила.

Владимир Лагунов   07.01.2014 21:00   Заявить о нарушении