Мой Человек года

                Из цикла "Гражданская журналистика"

                Для себя самой я определилась со всей присущей мне ответственностью, кто единственный в до сих пор дышащим российском государстве может быть Человеком года... всё оказалось так просто. И предсказуемо. Хотя, нет, лгу... я была потрясена - такое встретить на российских троллейбусных просторах, да и нигде в России, я никак не ожидала.
                Есть такой международный обычай, в конце истекающего календарного года подводят итоги, или делают вид, что итоги, чтобы их подводить, какие-то есть. Это происходит в разных сферах. Во всех, где только можно. В частности выбираются-назначаются люди года - видимо, в назидание прочим. Чаще всего некие знаменитости или те, кого по оплаченному замыслу редакторов СМИ следует воспринимать как знаменитостей. Мне же странно, по-российски даже как-то, повезло - есть реальный повод написать эту заметку, чего, повторюсь, я не ожидала. Но кое-какой итог имеет смысл озвучить. Впрочем, много вводных слов, я уже сделала выводы и могу только поделиться ими... Для себя я объявляю Человеком уходящего календарного года, да и всех предыдущих российских лет, включая все десятилетия советского совка, одного кондуктора - мою российскую современницу. Увы, я не знаю её имени. Хотя, насколько она российская эта моя современница... думаю, это как и я сама - россиянка только по паспорту да по не весёлым обстоятельствам российского полубыта. Про себя не знаю.., но ей точно не место в том троллейбусе. 
                Перехожу к сухим фактам. Буквально на днях мне случилось, что вполне обычно для меня, снова воспользоваться услугами российского общественного транспорта... если бы вы, автомобилисты и идейные пешеходы (к последним, видимо, присоединюсь), знали, насколько он ОБЩЕСТВЕННЫЙ! Сколько в этом слове - общественный... Впрочем, пусть минёт вас эта кара. А мне пришлось стать свидетелем - счастливым и не очень - потрясающего контраста. Когда входишь в троллейбус, самый главный человек в твоей жизни - это кондуктор, потому что именно он во благо российской социальной несправедливости отнимет у тебя ничем не оправданные 16 рублей (новосибирские троллейбусные расценки) за то, что ты перетерпишь очередное испытание духа и плоти в процессе выматывания души в этом коллективном гробу на колёсах под руководством российского водителя-скороучки (хотя если вспомнить, кто президент самой России... всё становится на свои места). Плюс кто-то должен на тебя пасмурно или безразлично посмотреть, хотя это уже отходит в прошлое - теперь кондуктор как бы и не видит пассажира, механика на уровне рук: дать-взять. А в этот описываемый раз там звучал Голос... чистый, глубокий голос не просто женщины - Человека, личности. И говорил голос одно: "добрый день" и "будьте любезные", а также "благодарю Вас", когда эта кондуктор выдавала билет за те самые, в этот раз, похоже, хотя бы фактом её существования оправданные, 16 рублей. Я была заворожена её вежливостью - вполне искренней и не напускной - есть такие люди: они просто делают своё дело и делают его так, как положено. И тот участок пространства и времени, на котором трудятся, желают сделать местом работы не скота, но Достоинства. Но я не буду моё российское "я", если не перейду к страшному... обычному российскому страшному.
                Я ведь очень внимательно стараюсь смотреть по сторонам - в России это имеет смысл, действительно имеет, так вот, я была единственным пассажиром (да ладно, просто человеком - никто из нас не возвеличен системой общественного транспорта настолько, чтобы быть Пассажиром), кто был заворожен её обслуживанием. Кто вообще его заметил и комфортно себя ощущал. Другие - морды-полулица по возможности оставались нейтральной тяпкой и как будто всё, как всегда: у тебя берёт деньги нечто в серой хламиде, невидяще, а прежде ещё и ненавидяще, смотрит и молчит, либо бурчит. За привычку совковых взаимотношений "кондуктор-хам - пассажир-терпила" отсмотренные мною россияне держались отчаянно! А одна тётка (по виду полудядька) не выдержала - сорвалась: начало её бу-бу я не расслышала, а концовка была "можно бы просто спасибо" - это ей было много "благодарю Вас" и она в отчаянном порыве российского обывателя (а это с российским обывателем бывает - как понос) решилась поучить слишком вежливого кондуктора, как следует обращаться с российской овцой, чтобы не нарушать её душевного баланса. Кондуктор осталась не просто вежлива - она осталась радушна. Ваша же покорная слуга вот именно в этом месте в полный голос поблагодарила кондуктора за прекрасное обслуживание, а также заметила, что россиянам не привычно уже, когда им не хамят. Я не сказала там про россиян больше сказанного из уважения к тому же кондуктору. Кондуктор же лишь заметила: "вот видите, а кому-то не нравится" и улыбнулась... потому она и есть мой Человек года. В России, что я утверждаю, не может быть другого Человек года, пока не может. А лично я полагаю, что и не только "пока".
                И знаете, что, вечно хмурые россияне? Мне и миру плевать на притянутые за известное место "причины" вашего постоянного пасмурного выражения... ладно, лиц. Крепостное ли право вас такими сделало, чеченский ли плен, маленькая ли зарплата или скверный отдых в Турции: хотелось больше пьянки, а пойла не хватило, мужья ли импотенты или жёны в замусоленных халатах, неподъёмные "ремонты школ", где отбывают ваши дети, или палёная водка, или всегдашние "планы Америки по захвату" ваших - ваших ли?.. - природных ресурсов, вы не имеет права хамить в ответ на вежливость. Вы тормозите прогресс человеческих взаимоотношений в сфере нашего социального. А если у вас наступила историческая агония, будьте любезны сделать её покороче. Не растягивайте - нам ещё жить... без вас. Я надеюсь. Всё ещё надеюсь.   
                И вот тут, в этом месте, отлично помня тех троллейбусных россиян, я должна сказать, что поняла, каков весь троллейбусно-государственный маршрут России... и я не хочу ехать в том направлении, тем более с такими спутниками. Да, я не могу пока сойти с российского троллейбуса и освободить себя от созерцания рекордсменов по общей хмурости и тяги к деструктивному - россиян, но могу предложить своей мечте иное: я надеюсь ещё встретить того кондуктора в новом календарном году на этом 23-ем маршруте, на который мне вернуться ещё не раз придётся. И хорошо бы мы с ней оказались с ней в том троллейбусе вдвоём, без вас всех (и чтобы её заработная плата складывалась из чего-то другого, а не из того, сколько российских несчастных граждан, уже слишком далеко зашедших в своём привыкании к хамству, она обслужит за свой рабочий день). Вас я хотела бы оставить в минувшем календарном году. И чтобы троллейбус - с другим водителем - уехал без вас. Перестав быть памятником российскиму совку. На фоне которого так непривычно смотрятся люди с Достоинством.
                Правда в том, что эта кондуктор - не Человек минувшего календарного года, а мой Человек всего советско-российского столетия. Правда в том, что эта заметка всё-таки только о ней, не о тех, кого больше нет не только для российской власти, но теперь и - со всей ответственностью - для меня.
                Она не о россиянах. А о Человеке.    


Рецензии