Экзамен доброты

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА .
        В одном городе , на разных  его концах  , располагались  два общеобразовательных  лицея. Нагрузка на профильные предметы, требования по ним , успеваемость учеников –  все это преобладало в равной мере и у того и у другого учебного заведения. Особой конкуренции между ними не наблюдалось.
        Но интересен другой факт : учителя все же в этих двух лицеях отличались техникой преподавания и требованием  от учеников определенного количества знаний.
        Ни одна школа  не может существовать без строгих учителей, которые   вытряхивают из тебя все до последнего , и нужное , и не нужное, словно золотые монетки изо рта Буратино, подвесив вверх ногами. Ни одно учебное заведение не обойдется без  беспощадных  учителей, которые  то и дело выискивают в твоей речи изъяны и неправильные обороты, и рушат весь твой ,только что построенный ответ ,одной лишь придиркой. В одном из лицеев был такой запоминающийся персонаж  –  Тамара Дмитриевна Золотарева. Каждый ученик , встречаясь с ней взглядом, спешил отвести его; а когда кому-то «выпадало счастье»  сдавать ей зачет по литературе , то даже мурашки не бегали, потому что  давно убежали, еще на первом зачете. Тамара Дмитриевна беспощадно валила на контрольных, требовала по максимуму, глаз не спускала с детей во время самостоятельных  и давала огромное количество теоретического материала , который приходилось весь учить целиком.
          В другом же лицее работала очень внимательная, в меру требовательная учительница литературы и истории Софья Дмитриевна  Ахматова. Такому педагогу не было цены. Лицеисты уважали ее и прислушивались к ней. Софья Дмитриевна всегда считала ,что доброе отношение к людям даст свои плоды , и что  мягкое отношение – это отличный способ поладить с нынешней молодежью. «Это подростки, - говорила она, - Они все время сталкиваются с чередой непонимания и огромным грузом упреков и обвинений . Мне не хочется усугублять им жизнь. Я люблю работать   с лицеистами и всегда иду им навстречу. Поэтому у нас с ними прекрасные отношения. Криками ,бранью и принуждением, конечно ,можно заставить  учеников знать материал, но вот привлечь любовь и интерес к предмету – никогда. А ведь последнее намного выше ценится!»
          Думаю, дорогой читатель, ты обратил снимание ,что отчества этих двух преподавателей одинаковы. Обе учительницы были замужем и приходились друг другу сестрами, причем близнецами. С детства их характер  резко отличался, а жизненные принципы и  моральные ценности и вовсе не были похожи. Сестры поддерживали общение, жили в одном подъезде, и не смотря на разные взгляды на жизнь ,прекрасно ладили между собой :
- Скоро зимняя сессия, как там твои , готовятся?-  интересовалась  Софья у сестры.
- Еще спрашиваешь! Как миленькие !Все реформы Александра и Николая, всю внешнюю и внутреннюю политику , все войны, все перемирия, Ленин, большевики , революция…и пусть только попробуют не сдать – мигом вылетят! В прошлом году двоих лентяев уже отправила ...
Софья Дмитриевна не стала превращать  начавшуюся тему в дискуссию, они уже обе знали на горьком опыте , что друг на друга повлиять не способны. Заварив кофе и сев за стол, она неожиданно предложила:                - А, может, поменяемся на период этой сессии? В день экзамена ты придешь к моим ученикам, а я к твоим.                - И тебе не жалко своих драгоценных лицеистов? – усмехнулась сестра.                Софья словно пропустила этот вопрос :
- Мне нужно проверить одну психологическую  теорию; помнишь, научная работа о которой я тебе рассказывала.
- А точнее не рассказывала. Ты так и не оповестила меня, какова ее тема, только воду льешь и интригуешь.
- Всему свое время, сестренка; так  ты согласна ?
- Да ,я не против попробовать.
- Вот и отлично.
          Наступил день экзамена. Сестры не любили распространяться посторонним о том, что у них есть так сказать ,«копия себя же» .Об этом знали лишь некоторые из преподавательского состава и абсолютно не догадывались ученики.                Никому , даже коллегам по работе ,первоначально отличие в характере между сестрами не бросилось с глаза, оно стало проявляться позже. Экзамен , где Тамару подменяла Софья, прошёл на ура, дети были довольны своими оценками и ,более того, ошарашены общими результатами экзамена, и ,кстати, ассистенты и комиссия тоже были не менее удивлены. Ласковое обращение, не принудительный тон – все это  было  замечено . Лицеисты  боялись ее,( ну а точнее Тамару) ,поэтому никто даже не решился задать ей какой - либо вопрос по этому поводу, все опасались отрицательной реакции, однако между собой бурно переговаривались. «Тамару Дмитриевну будто подменили» ; «Вот, вот , ты тоже это видел?» ;«Нет, ну это просто удивительно , такая приветливая  ,добрая…она нас даже не валила , вы заметили?»; «Да , да , а мне даже подсказала!» Счастью, свалившемуся на учеников , не было предела. Им хотелось верить , что льдинка подтаяла…
          Тем временем, в другом лицее …
          Экзамен должен был вот - вот начаться.   Дети уже поджидали у кабинета свою любимую Софью Дмитриевну , и вот  Тамара безмолвно, с холодной мимикой , нервно крутит-вертит ключ от кабинета, пытаясь открыть дверь.(Наверняка каждый школьник знает, что любая лицейская дверь от класса имеет определенный способ ее отворение, и чтобы ее открыть ,нужно совершить особый ритуал.) После серии неудач, один из учеников предложил ей свою помощь, та от безысходности не отказалась, дав ему ключ, но сопроводила коварным взглядом. Ученик в ответ на выражение ее глаз, удивленно приподнял брови и отворил наконец  дверь. Тамара не успела еще зайти в класс, как ее уже атаковали горой вопросов .Та сквозь зубы дала понять детям , что не в духе(по крайней мере это они так поняли , на самой же деле для Тамары это было самое обычное состояние). И вы знаете, в эпизоде с этой учительницей , удивляться стали не лицеисты , а она сама. Зная дурную натуру своего характера, преподаватель  привыкла ожидать соответствующей реакции. Она уже успела нагрубить нескольким ученикам, едва явившись, но дети питали такое уважение к Софье Дмитриевне, что готовы были простить ей то, что она в какой-то из дней была не в очень хорошем расположении духа, поскольку та всегда уделяла им должное внимание и по-человечески относилась. На вопрос одной из учениц о том ,кто  пойдет в первой пятерке, Тамара буркнула ^«Разбирайтесь сами, взрослые уже, мне абсолютно без разницы,»- и равнодушие снова прозвучало в ее голосе. Привыкши буквально испепелять и добивать взглядом  лицеистов ,она взглянула в глаза этой девочки. Задорная улыбка не сходила с ее лица, блеск в зрачках никак не потускнел от того ,что она смотрела на нее. Ученица слегка наклонила голову на бок, и не спускала внимательного взора с преподавателя. А Тамару словно током ударило, будто копьем пронзило..Никогда ранее  она не видела столь доброго, искреннего взгляда. Софья часто могла заплакать без повода, и когда каменные кристаллы ее сестры растопились , и по  щекам ,которые моментально налились свежестью и румянцем , отражая солнце, съезжала вниз, словно с крутой зимней горки, слеза, дети приблизились с ней ,как обычно они это делали ,и подарили ей всей толпой  крепкие объятия.
Наверное ,это был первый экзамен, который Тамара  практиковала без давления и без усугубления результатов. И пожалуй первый экзамен, где господствовал гуманизм , экзамен где процветала справедливость и  нравственность, ее экзамен.
                (с) Саманта Бэйл 


Рецензии