Бессонье
Оставил много пятен в небесах.
И ветер нынче как-то странно кашлял
То с посвистом, а то, вдруг, на басах.
Деревья поменяли кронам краски -
Должно быть яркость не годится сну...
И звёздочки уже таращат глазки -
Ждут, ветреницы, к шалостям луну.
А горизонтом прищемило локон
Светила, что покинуло свой трон.
И патиной мерцает позолота
В небесной тьме над сонным царством крон.
И мне совсем не спится отчего-то...
Вошла в прохладу влажную травы,
Подслушанная ветра позевота
Совсем не вызывает сна, увы.
Наверное, с картиною уборки
Там, где неряшлив нынче был закат,
Я вызвана сегодня на задворки
Бессоньем, взявшим мысли напрокат.
20.12.2013
Краткий анализ стихотворения
Тема. Вечерний пейзаж на стыке дня и ночи, переживаемый лирическим героем; бессонница как состояние обострённого восприятия природы.
Основная мысль. Природа в момент заката и наступления ночи полна оживших образов и звуков, которые не дают герою уснуть, погружая его в созерцательное, почти фантастическое состояние.
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф (20 строк). Композиционно выделяется:
зачин — образ «неряшливого» заката и тревожного вечера (1;я строфа);
развитие — преображение природы, появление звёзд, игра света и тени (2–3;я строфы);
кульминация — личное переживание героя, его бессонница и погружение в ночную прохладу (4;я строфа);
развязка — осмысление бессонницы как «вызова» на «задворки» ночного мира (5;я строфа).
Тип речи. Описание с элементами рассуждения: живописные образы природы сочетаются с рефлексией лирического героя.
Стиль речи. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью и субъективной эмоциональностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («закат», «ночь», «сон»);
местоимения и местоименные наречия («это», «там»);
синтаксический параллелизм и анафора;
семантические поля света/тьмы, звука, движения.
Средства выразительности:
метафоры: «патиной мерцает позолота», «горизонтом прищемило локон светила», «бессонье, взявшим мысли напрокат»;
олицетворения: «закат… оставил много пятен», «ветер… странно кашлял», «звёздочки… таращат глазки», «подслушанная ветра позевота»;
эпитеты: «неряшлив… закат», «влажную траву», «сонным царством крон»;
сравнения и ассоциативные образы: «то с посвистом, а то, вдруг, на басах» (звукопись, имитирующая музыкальные тона);
персонификация природных явлений (ветер, деревья, звёзды действуют как живые существа);
звукопись (аллитерации на с, ш, з создают ощущение шепота, шороха ночи).
Вывод. Стихотворение создаёт атмосферу таинственной, почти одушевлённой ночи, где природа живёт своей особой жизнью, а лирический герой оказывается вовлечён в её ритм. Через богатую образность и звуковую организацию текста автор передаёт состояние бессонницы как пограничное переживание между реальностью и поэтической фантазией.
Свидетельство о публикации №113122001422
Оставленные пятна в небесах,
Растрепанные тени тихих грядок,
Немелодичность ветра "на басах".
И темной тканью позавесит звезды,
Луну в кармашек к тучке затолкнет,
На небе приколотит серый гвоздик,
Повесит ветер, пусть он не поет.
Достанет гребень, спутает все мысли,
Прохладою чуть плечи обернет,
И сто слонов неспешно перечислив,
Бессонный род людской тихонечко уснет...
Изумительное стихотворение! Только буковка потерялась:
"Я вызвана сегодня На задворки"
С наступающим! И всего доброго!
Галина Прокопец 30.12.2013 16:09 Заявить о нарушении
Ночь в мир приходит царственно и чинно...
За нею звёздный шлейф проносит высь.
Свет лунный разольётся по равнинам,
Где так недавно сумерки плелись.
И на земле начнётся бал фантазий:
Бессонницы людские в облаках
Отыщут пары для разнообразий
Мечтаний, ждущих взлёта на руках.
Крылом помашет взорам птица счастья
И позовёт влюблённых за собой
Туда, где суетливый мир не властен
Надежды вызывать с тщетой на бой.
И будет время нежностью согрето...
И ветры в поле песни запоют.
И лунного для мира хватит света,
Чтоб счастье ощутить сейчас и тут.
))))
с уважением.Ольга
Буду в гости
Извините пожалуйста за длительную задержку ответа)
Ольга Сергеевна Василенко Красни 01.02.2014 16:42 Заявить о нарушении