Откровения по физике. Предисловие

                «Знаете, что было бы, если бы Эйнштейн
                построил единую теорию поля? Ведь там,
                в этой теории, есть такие нюансики…
                Бац! – и тишина. Надолго!»
                Стругацкие. «День затмения».

                «Понять – значит упростить».
                АБС.

Читатели этих занудливых строк,
Открою вам «страшную» тайну:
Понять я «простую» науку не мог
И мучился необычайно.

Начало «мучениям» школа дала,
Когда я за физику взялся:
Недвижно стояла она, как скала,
Напрасно я к ней пробивался.

Как будто я проклят в науке той был:
Она мне совсем не давалась.
И я над задачами попросту выл:
Понять её не удавалось,

Поскольку хоть в школе, хоть в техникуме,
А позже – в родном институте
Держать только формулы надо в уме
И не было дела до сути.

Сошёлся в задаче ответ – хорошо,
А что там с вещами творится –
Что я с самой физикой делать пришёл, –
Так не у кого научиться.

Отмахивались только учителя
От недоуменных вопросов:
«Коль держится Гука законом Земля
И тел растяженье не просто,

То как сочетается с этим закон,
Который учесть тоже надо
И что сформулировал славный Кулон:
«Как действуют здесь два заряда?»

Попытки ж вне школы ответы искать
В физической литературе,
Что даже Ландау сам смог написать,
Отчаянье дали в натуре:

Максвеллу поверив, напишет он нам:
«В электромагнитной волне-то
Е с Н разнесёны на ;-пополам
По фазе, где R – сумма-вектор».

Профессор Савельев же нам написал
Подробное так же решенье
Всё тех уравнений. И в них показал,
Отбросив по цифрам сомненья,

Что векторы те в одной точке равны
По модулю да и по фазе
(Вдоль вектора К)! И студенты должны
Всё знать «на зубок», как в экстазе!

Но нет ни словечка в учебнике том,
Куда же энергия делась
Обоих полей, когда в ноль мы придём?
Как, бедным, нам быть и что делать?

И как же вращается ротор тот R,
Коль нет в уравненьях вращенья?
Вот так иллюстрирует этот пример,
Бессмысленны как уравненья.

И вот академик-материалист
С фамилией Китайгородский
Меня уговаривает, как артист
(А не как учёный наш плотский):

«В электромагнитной волне ни каких
Пространственных нету смещений,
Там только лишь векторы есть! И таких
Не счесть в физике выражений.

И как мне в отчаяние не прийти,
Когда не поможет зубрёжка,
А должен понять в сей науке пути,
Тогда только справлюсь немножко.

Ведь неполноценности комплекс меня
В науке точить начинает:
«Вот, «все» получили пятёрки на днях,
Один я здесь не понимаю!»

Представлена физика в книгах своих
Законченной, стройной системой
Лишь старая только. Учёных таких
Зовём Корифеями все мы.

А в новой с новейшей – сплошной винегрет
С салатом. И вот что мне странно:
В учёных новейших стеснения нет,
Когда они пишут пространно

Про то, как любимый для них электрон
Ведёт себя дуалистично
И странно. И их удивляет как он.
Но так говорить не прилично:

Ужели вам не интересно самим,
По что так ведёт себя странно
Предмет изученья, когда он таким
Вам виден в прибор постоянно?

Его ведь свойства вам известны давно.
И всё ж вас, друзья, удивляет,
Что интерферирует он всё равно,
Когда в вашу щель пролетает.

Ведь было бы странно, когда б электрон,
Такими свойствами владея,
Как шарик бильярдный повёл себя! Он
Тогда б удивил чародея!
* * *
Серьёзно же физику начал «копать»
Я с восьмидесятого года,
Когда «посчастливилось» мне прочитать
И. Новикова, сумасброда.

Профессор в книжонке своей написал,
Как наша Вселенная в целом
Вела эволюцию. Он излагал
Свою космологию смело.

С апломбом назвал он весь свой «винегрет»
«Теориею для Вселенной,
Которой, мол, альтернативы и нет:
Учёл он в ней «всё» несомненно».

И книга его породила протест,
Где раньше отчаянье было:
Мне Фейнман в науке уже дал прогресс
И многое в ней разъяснил он.

И страстно, по молодости, возражал
Я физику с книгою этой:
Две сотни страниц я в ответ написал,
Призвав сумасброда к ответу.
* * *
И эти «раскопки» меня привели
К нелепым сужденьям и диким:
Науку двадцатого века вели
Одни дураки превелики,

Раз не понимают, не видят они,
Что мне ярче Солнца предстало!
Как могут они проводить свои дни
В науке, где смысла так мало?!

Но видел я ясно, что вывод – нелеп.
И вывод был сам парадоксом.
Ведь я ж был разумен и не был я слеп,
Владел я фактурным вопросом:

Была Хиросима  и атомоход,
Давал электричество атом.
И сей аргумент тоже вывод даёт:
Нет, не дураки те ребята!

Но если ребята те не дураки
И противоречье им ясно
(Как Фейнман: «Огрехи у нас велики
И противоречья ужасны!»),

То что ж? Значит, жулики там? Но зачем?
Ведь те «парадоксы» нелепы!
(А физики, кстати, не любят тех тем,
Когда обвиняют: «Вы слепы!»).

Поскольку Стругацким я верю давно
И к мысли меня приучили:
«Бессвязиц, нелепостей нет всё равно
И мы не случайно так жили!»,

То мне оставалось другую искать
Тому положенью причину,
Чтоб факты в систему все соединять
И место им дать для почину.

И эта причина догадкой в мозгу,
Как молния ночью, сверкнула
И стало всё ясно, как днём на лугу
И все «парадоксы» как сдуло.

Нашёл объясненье нелепостям всем
И все «почему» я развеял,
Поскольку здесь не «почему», а «ЗАЧЕМ»
С теорией бог это «сделал»!
* * *
«Единое поле» Эйнштейн не создал
Здесь не потому, что «не дали
Какие-то силы», затеяв скандал
И он «не дотумкал» в финале,

А всё потому, что Эйнштейн сам и был
(Со други) той внешнею Силой,
Что физику нашу в кювет повалил
И физику затормозил он.

На добрых сто лет затолкал в тупики.
Хоть физики машут руками,
Что вот, мол, «успехи её велики»
И всё мы придумали сами,

Но физика века двадцатого – вся
Надуманна и иллюзорна
И я защищать бы её не взялся,
Её утверждения спорны.

(А Бомба и Атом стоят в стороне
От вашей теории в целом,
Как и Ленинизм от Марксизма вполне
Отдельны, скажу я вам смело).

И организован научный тупик
Могучими Силами в свете.
Своё «сверхдобро» делали напрямик
«Бандиты научные» эти.

Наука Земли находилась вблизи
Единой Теории Поля:
Хотелось им выпустить – гром разрази! –
Могучие силы на волю.

Но встрял тут в историю не по уму
Марксизм-Ленинизм оголтелый.
И вот Аполлону пришлось самому
Ту «нейтрализацию» делать,

Поскольку ведь не было – быть не могло, –
У нас Мирового Совета,
С КОМКОНом вторым. Значит, время пришло
Исполнить им функцию эту.

И здесь, на планете чтобы пресекать
Учёные поиски в свете,
Те Силы и начали всех «не пущать»,
Закрыли дороги все эти.
* * *
Во-первых, друзья Морли и Майкельсон
Решили движенье измерить
Земли сквозь эфир. И рассчитывал он
Гипотезу этим проверить.

Гипотезой той он эфир описал
И опыт был с ней безупречен.
Но их результат нулевой ожидал
И этот ответ обеспечен:

Природе был задан неверно вопрос,
Эфир не таким оказался.
И тут во-вторых в нашем мире «стряслось»:
М. Планк в эту «бучу» вмешался.

Спектр чёрного тела он весь изучил
С терпеньем, трудом и талантом.
Ну а в результате М.Планк и открыл
Свои «распроклятые кванты».

И только теперь было в-третьих у нас.
Патентный эксперт заурядный –
Эйнштейн – публикует в журнале как раз
Свой мысленный опыт эстрадный:

Луч света как будто бы он испустил
И был отражён этот лучик.
При этом летел, неподвижен ли был –
Один результат он получит.

И этот эксперт, не моргнув, заявил:
«Нет здесь никакого эфира!
Коль был бы – себя тотчас он проявил.
И я заявляю пред миром:

Раз нет никакой светоносной среды,
То свет – не волна, а частица.
Вот истина самой чистейшей воды,
За это нам Планк поручится!

В-четвёртых, он вывод свой сделал не зря:
«Сложение скорости света
Со скоростью вашего же фонаря –
Бессмыслица полная это:

Оно не влияет на сам результат
И скорость у света – едина.
Она – абсолютна. И сей постулат
Основою станет единой».

И этим фактически он утверждал,
Что катет и гипотенуза
Равны! И был этот научный скандал
Сродни революции грузам.

Вцепилась в теорию ту молодёжь
И стала ей апологетом:
Революционно, едрит твою вошь!
«Долой стары авторитеты!»

И перевернули на голову всю
Теорию в физике эту.
На массу и время с пространством – плюют:
«Для нас абсолют – скорость света!»

От этой замены системность летит,
Теряется инвариантность
И формулы все изменяют свой вид,
И царствует в физике «странность».

И Сила об этом не знать не могла.
И чтоб инженеры считали
И были осмысленны ихни дела,
То, в-пятых, им «Лоренца» дали.

Преобразованья он вывел свои
До СТО и в классическом плане.
Поэтому всё и сходилось все дни.
У них же глаза – как в тумане:

Сложение скорости света включил,
Но только лишь в векторной форме.
А что постулат это всё запретил,
Так это сокрыто всё в корне.

И фокуса соль заключалася в том,
Что с стало как бесконечность,
Хоть малым оно выражалось числом.
И с с нету действий, конечно.

Зато в эти действия скорость берут –
И время с длинной изменяют.
Да, сразу системе приходит капут,
Поскольку её разрушают.

Разрушен фундамент системности всей,
А с ним – сохраненья законы,
Которые были у нас всех сильней,
Все Лавуазье да Ньютоны…

Но в физике новой не ведал никто,
Как сладить с такою бедою:
«Они ж Корифеи! Укажет им кто?
С системой не сладим с тобою!»

И, скрипнув зубами, они постулат
Приняли: «Не надо понятья!
Приучим мы с детства к теорьи ребят
И как бы не стану здесь врать я:

Не стану вопрос задавать «почему?»,
Моё это личное дело.
А что сомневаюсь – о том никому
Я не закричу оголтело».

Но этим не кончилось дело. В-шестых,
Заведому взяли частицу
Они электрон (здесь открыли таких,
Для опытов им пригодится).

И перед экраном устроили щель.
Направив туда электроны,
Дифракцию видят! «Она здесь откель?
А ну, увеличим резоны!» –

И рядом две щели устроили враз.
И интерферирвать стал он!
«Вот как? «Кентавризьм» проявился у нас,
Частиц волновое начало!».

Но стало у света теории две –
Волна и фотоны-частицы.
А значит – не быть и одной в голове,
Такое у нас не годится!

Но это не всё. Уж в-седьмых, Резерфорд
Открыл лично ;-частицу.
Она ж помогла ему сделать рекорд:
Ядру в атоме проявиться.

И всё для того, чтобы перечеркнуть
Известный от Томпсона атом:
До истины «слишком» короткий им путь,
«Шлагбаум» поставить ребятам.

Историки физики нам сообщат,
Что сделал открытье случайно,
Когда изучал целый месяц подряд
Такую научную тайну:

«Как будет пучочек из ;-частиц
Рассеян златою фольгою?»
Рассеянию он не ставил границ,
Но действие было такое,

«…Как будто бы шестидюймовый снаряд
Назад отскочил от газеты!
Я ошеломлён был! Раз десять подряд
Проделал работу я эту!»

Слова Резерфорда хочу я связать
С моей гипотезой о Силе
И хочется мне Резерфорду задать
Вопрос в саркастическом стиле:

«…Хотелось узнать вам, как этот пучок
Рассеет фольга золотая…
Бредовей идеи ты взять бы не мог:
«Узнать, как газета простая

Отклонит при встрече пудовый снаряд?»
Надеялся это заметить?
Но ты занимался сим «бредом» подряд
Недели и месяцы эти,

Пока не увидел воочью сей «бред»,
Которым был так «ошарашен»…
А взяли  фольгу, чтобы тоньше и нет.
И тяжкие атомы ваши,

Чтоб легче на них проявлялся эффект,
Который увидит свидетель.
И вы объясненье дадите в ответ,
Что значат эффекты все эти:

Они означают, что атом у нас
Подобен планетной системе:
«Ядро – в самом центре, как Солнце как раз,
И масса в нём вся в этой схеме.

Вокруг же летают (не важно уж как!),
Не падать чтоб, те электроны.
И атом – пустой, словно старый башмак.
«Планеты» ж его – удалённы».

Чтоб так заявить – подобрали вы всё:
Фольгу из тяжёлого злата
И ;-частицу, чтоб тело её
Пронзала, как шпага солдата.

И значит, заранее знали ответ,
Лишь опыт  к нему подобрали.
Сейчас у меня в том сомнения нет:
Морочили публику в зале».

Сомнений не мало тот атом родил,
Но чтил Резерфорд лишь законы:
В-восьмых – такой Атом Максвелл запретил:
Раз двигаются электроны,

Они по закону должны излучать.
Их скорости тем будут сбиты
И значит, к ядру приближаться начать
Должны электроны с орбиты!

Но вместо того, чтоб в природе искать
Причину сего нарушенья,
Они постулатом затеяли снять
Запрет электронов движенья:

В-девятых, Нильс Бор предложил постулат,
Что «Бог разрешил там орбиты,
Где можно им не излучать». Пусть лежат
На них электроны «убиты».

Но сами понять вы должны тот же час:
Чем больше таких постулатов,
Тем меньше системы в науке у вас,
А противоречий – лопатой.
* * *
Чего же добился Эйнштейн со своей
«Научною бандой» в науке?
Обломки валяются физики всей
И мы перечислим все «штуки»:

1. Увёл он учёных старушки-Земли
От правильного отраженья
Явлений природы. И биться пошли
С законами все сохраненья.

2. Он головоломки заставил решать
И СТО, и ОТО, чтоб в науке,
С позиций последних бы, нарисовать
Картину для Мира. И трюки

Такие заставил их изобретать,
И сущности делать такие,
Что мы не могли бы и существовать,
И в ноль обращались живые.

Должны «Световые иметь конуса»,
Искать свои «Чёрные дыры»,
С «Кривою Вселенной» творить чудеса,
Искать «Окончание Мира».

3. Увёл от понятья реальных полей
И скрыл за «Пространство кривое»
Саму гравитацию: нету у ней
Причины, как нечто живое.

4. И вот в заключенье могу я сказать:
Увёл-таки аборигенов
С пути, где Единое Поле искать
Могли бы они вдохновенно.

Поставил преграду у них на пути
Из СТО и ОТО: пусть, мол, «дети
Играют в кроссворды свои», чтоб «уйти
От края во ржи» на планете.

А коль будет нужно, придёт человек
Из «взрослых» и даст уравненья,
Не глядя в теории их, чтобы век
Продолжил спокойно движенье.
* * *
Заметки сии представляют лишь часть
Свою Откровенья Большого,
Которое наша Небесная власть
Устроила мне ради Бога.

Сверхзнанья получены из Божьих рук,
Чтоб я ими распорядился –
И вот в Интернете, на сайте наук
Ответ на вопросы явился:

1. «Откуда берётся на небе ночном
«Смещение Красное» в звёздах,
Понятье родившее, что мы зовём –
Причём, называем серьёзно! –

«Нестационарной Вселенной», что вся
От нас в никуда улетает?
Ведь этот эффект, покрасненье неся,
Что Доплеровским называем,

С Эйнштейновской СТО вовсе не совместим!
Не верите? Сами проверьте,
Прочтя «Откровения» эти за сим
И вывод с теорией сверьте.
* * *
2. Что за «притяженье» открыл нам Ньютон?
«Пружинки-резинки» какие
Меж тел исполняют Ньютонов закон?
Ответил на это впервые.
* * *
3. По что напрягать мы силёнки должны,
Когда мы тела разрываем?
И силы изрядные в этом нужны,
Из опыта всё это знаем.

Другими словами: «Ну как совместить
Закон уважаемый Гука
С законом Кулона?» Ион ли винить,
Иль в чём-то другом эта штука?
* * *
4. Нас всех гравитация давит к Земле.
Но ходим мы все по паркету,
По камню горы, по холодной золе,
Но мы не летим сквозь планету.

Так что не даёт провалиться ногам?
Поверхностные электроны,
Что быстро летят вокруг атома там?
Что действуют там за законы?

Ведь «Атом – великая есть пустота»,
Как нам Резерфорд сообщает.
Ведь ;-частицы летят не спроста
Сквозь золото. Каждый то знает.
* * *
5. Вселенная – всё, что имеем вокруг
И замкнуто всё идеально.
Какой у Вселенной материи круг?
Иль всё умирает буквально?
* * *
6. Кончается чем эволюция звёзд,
Когда не фиксируем где бы
Ни «Чёрные Дыры», надёжно, всерьёз,
Ни «Звёздные кладбища» в небе?
* * *
7. Так что же такое – «Чудовище звёзд»
(Однако невидим для глаза),
Который смещенье огромное нёс –
Ваш трижды таинственный Квазар?
* * *
8. Сказал Резерфорд: «В атоме электрон
В ядро чтобы сверху не падал,
Для этого быстро вращается он,
Вот что знать покрепче вам надо».

Но вот почему-то, когда полетят
Во встречных пучках друг на друга
Протон с электроном, то «скроют» заряд:
Заряды не гасят друг друга.
* * *
9. Мы в школе учили: нагреется газ,
Адиабатически сжатый.
Но вот почему – не сказали как раз.
А жаль: это важно, ребята.
* * *
10. Цепная реакция схватит нейтрон –
И вызовет ядер деленье.
И сопровождается этот закон
Энергии высвобожденьем.

Но вот стали ядра мы соединять.
И снова, нам на удивленье,
Энергии – больше ещё! – нам опять
В реакции высвобожденье!
* * *
 По что это так и какой здесь закон?
А может быть, два здесь закона?
Рассматривать сам был я всё принуждён
И сам отыскал все резоны.
* * *
11. Сказал физик Бор нам ещё постулат:
Мол, «есть разрешены орбиты,
Где все электроны по кругу летят,
Но не излучают». «Бандиты

От физики» знают причину сего,
Но им она «не интересна».
Ну что ж, я открою причину его,
Ему в Откровенье не тесно.
* * *
12. И знаю доподлинно я, что это есть свет,
А так же причём же здесь кванты.
Ведь тайн от читателя у меня нет,
Не нужны мне дискриминанты.
* * *
13. Откуда у «элементарных частиц»
Взялася «двойная природа»?
По что «дуализьм-кентавризьм» без границ
В науке взмутил нам всю воду?

А самое главное, физик, ответь:
По что мир зовётся их «странным»?
Мне «странности» этой не уразуметь,
Хоть бился я с ней неустанно.



Рецензии