Дорога венок сонетов

1.

Под музыку скрипичную колес
Случилось как-то коротать дорогу,
Что за деревней шла через овес,
А дальше лугом. Еду понемногу,

Как-будто вдоль развешенных картин
Сквозь анфилады Русского Музея,
Из зрителей оставшийся один,
По сторонам восторженно глазея,

Угадывая кисти мастеров:
Вот Левитан, вон Нестеров, Куинджи,
Их изучаю, подъезжая ближе,
И сам помалевать уже готов,

Когда б того не совершал вояжа
На фоне среднерусского пейзажа.


2.

На фоне среднерусского пейзажа,
Уже не зная вычурных затей,
Привычного далекий эпатажа-
Товарища навязчивых идей,

Родимой упиваюсь стороною,
Всегда как бы плывущею вослед:
Подернувшийся дымкой голубою,
На изумрудный выползая плед,

Бредет за мной далекий перелесок
И избы опустевших деревень;
Как «повидавшим» им смотреть не лень
Проемами,  давно без занавесок?

И, взглядом к ним задумчиво прирос,
Угадываю спрятанный вопрос.


3.

Угадываю спрятанный вопрос:
Удастся ли с собою помириться,
Не выправив досадный перекос
Корявых строк на сложенной странице

И на пересечении дорог,
Уже смиренно, преклониться долу
С молитвой на темнеющий восток,
И по-крестьянски высморкаться в полу,

И по лучу, приятельски ко мне
Протянутому раннею Венерой,
Взбежать с Сомненье победившей Верой
И, в вышней растворяясь тишине,

Познать секреты горнего куража,
В мозаике дорожного коллажа?


4.

В мозаике дорожного коллажа
Заветный мне подсказывает код
Страница драгоценного увража
И, результат не зная наперед,

Под впечатленьем линий и пропорций,
И сочетанья сдержанных цветов,
Пока еще в объеме малых порций
Постичь непостижимое готов.

И песенку, оттягиваясь вволю
Парующего поля на краю,
Уже хмельной, бестрепетно крою
Я из фрагментов брошенной по полю

Цветочной вязи прихотливых страз
И из обрывков музыкальных фраз.


5.

И из обрывков музыкальных фраз
Выстраивались партии оркестра:
Цикадный звон, густой шмелиный бас
И этот скрип, наматывая версты,

И клекот птицы, что давно кружит -
Уж не мою ль высматривает душу?!
Но так высок торжественный зенит,
И я, как центр небес воды и суши.

И, с тем оркестром не вступая в спор
О первородстве музыкальных строчек,
В рождении спонтанных заморочек
Задумав удивительный узор,

Недюжинное проявляю рвенье,
Уже слагая начерно плетенье.


6.

Уже слагая начерно плетенье,
В отвалах черных у кротовых нор,
Задумавшись, в досадном удивленье
Я вижу продырявленный ковер.

А залатать-то хватит ли искусства?!
И, к этому вопросу не готов,
Спонтанно возникающих стихов
Уже утихомириваю буйство.

На ниве, не возделанной никем,
Трудящийся умом нетерпеливым,
Соединенья Главного с Красивым
Смущаюсь нерешенностью проблем,

Опять в плену привычного сомненья
Нащупывая их соединенье.


7.

Нащупывая их соединенье -
Притертой втулки с осью колеса,
Привыкшего под монотонность пенья
Перевозить тяжелые веса,

Уже слегка фальшивящие звуки
В той заунывной партии ловя,
Я дегтем те настраиваю круги
С больного «фа» на радостное «ля».

И вот, уже звучанием доволен,
Свой бесконечный продолжаю путь,
Дав лошадям немного отдохнуть,
И, сам уже по-новому настроен,

Под залихвацкий комариный пляс
В пути приятно коротаю час.


8.

В пути приятно коротаю час.
Та колыбель неровностей дороги,
Наверно, так же колыхала вас,
Умевших вожжи колыхнуть, немногих,

Под мерный стук помятого ведра
С ударным отмечанием ухабов
На стыках между «завтра» и «вчера»
Зеленых карт, не знающих масштабов,

Под ароматы клеверных лугов
С щемящею горчинкою полыни
И духа, не нашедшего доныне
Названья, свежесметанных стогов.

И мысли стать травой уже не трушу,
Но что-то вновь мою тревожит душу.


9.

Но что-то вновь мою тревожит душу:
Сознание, что я не одинок,
И обещанье данное нарушу,
Вдруг, на свиданье не явившись в срок,

Что ощущенье радости великой
С попутчиком случайным не делю,
Что молоко с лесною земляникой,
Как в детстве, я давно уже не пью...

И в этих упоительных тревогах
Звучит полузабытою строкой
- Нет, никогда не выдумать такой,
Душой не просветлявшимся в дорогах! -

Про ямщика несчастную любовь,
И как-то гулко двигается кровь.


10.

И как-то гулко двигается кровь
С ритмичностью несущихся вагонов;
Им остановки скорой не готовь,
Но лучше с кромки отойди перронов.

И мыслей неотвязных череда
Столбами придорожными мелькает,
Когда, в пролётах плавно опадая,
На них стремглав взмывают провода.

Но этот «гон» ведерка стук итожит,
Как-будто совершающий обход
Линейный мастер рельсовых работ.
И лишь слегка опять меня тревожат:

Пылинка, залетевшая под бровь,
И Нечто, зародившееся вновь.


11.

И Нечто, зародившееся вновь,
Еще томится без определенья,
Как на гряде созревшая морковь,
В загадочном своем уединенье

Бездонность недр и высоту небес
Миря соединительным союзом;
Ее, собрав, положат под навес
И развезут, уже товарным грузом.

И, что-то словно понимая вдруг,
То ЗАРОЖДЕНЬЕ бережно лелею,
Как только мной любимую идею
Без головы, без ног, да и без рук...,

А та, из плена ей любви ненужной,
Упрямо пробивается наружу.


12.

Упрямо пробивается наружу:
Ну что еще мне не пришлось сказать,
Уже давно не мальчику, но мужу,
Какую вновь себе примерить стать?

Или, в предвосхищающем волненье
Все начиная с чистого листа,
Замыслить «эпохальное» творенье,
И повторить, что истина проста?...

Но расклепать связующие звенья
Стабильность формы держащих оков
Еще совсем не будучи готов,
С тем грузом начинаю восхожденье,

Свой неликвидный обращая «чес»
К наветренности перистых полос.


13.

К наветренности перистых полос
Широким лоном молча обращался
За хОлмом открывающийся плес;
В нем белый храм недвижно отражался.

И над водою благовест поплыл,
Лаская душу ангельским мотивом,
И я перед божественно красивым
Благоговейно голову склонив,

Чудесному звучанию внимая,
Его пытаюсь высчитать размер,
Как школьник не дающийся пример,
Но, те расчеты, скоро понимаю,

Как счет в овраге загулявших коз,
Как - по ветру распущенных  волос.


14.

Как по ветру распущенных "волос"
Изысканный неподражаем хаос!,
Как-будто Бог на небеса занес
Сухую кисть и помахал ей малость.

Сказал поэт, которого уж нет:
«ОНО из ничего и ниоткуда,
И нету объяснения у ЧУДА»
И так же светлый свой оставил след.

Моя, наверно, очередь настала
Раскиданные камни собирать
Собрату незабвенному под стать
Под сводом ненадежного портала.

И я, набрав их с пригоршню, повез
Под музыку скрипичную колес.



Магистрал:

Под музыку скрипичную колес
На фоне среднерусского пейзажа
Угадываю спрятанный вопрос
В мозаике дорожного коллажа

И, из обрывков музыкальных фраз
Уже слагая начерно плетенье,
Нащупывая их соединенье,
В пути приятно коротаю час.

Но что-то вновь мою тревожит душу,
И как-то гулко двигается кровь,
И Нечто, зародившееся вновь,
Упрямо пробивается наружу

К наветренности перистых полос,
Как - по ветру распущенных волос...


Рецензии
Саша, венок замечательный. Ясно представляешь дорогу "под музыку скрипичную колес...через овес, А дальше лугом"... Сразу создаётся настроение задумчивого, спокойного созерцания природы.
Помню:"Здесь радуется глаз, здесь хорошо - колосьев наливных зелёный шёлк..."

"Родимой упиваюсь стороною". И здесь проплывают мимо, вызывая сомнения " избы опустевших деревень", с "проемами, давно без занавесок". Как-то писала:
"Хороши места России:
и Байкал, и Чуйский тракт,
но убитых сёл - засилье,
где влачатся кое-как.
Где забытые старухи
доживают трудный век,
где бессилие разрухи!
Жить так должен человек?!
......................."

И всё-таки удаётся победить "Сомненье победившей Верой".

Понимаю, что складываются в голове стихи (не расплескать, не позабыть), музыкой звучат.
"И Нечто, зародившееся вновь,
Упрямо пробивается наружу"
И рождается такой Венок сонетов. Хорошо...

С тёплым приветом!

Римма Батищева   30.03.2016 14:37     Заявить о нарушении
Саша, там описка в начале:
Как-будто вдоль развешЕнных картин

И у меня не очень согласуется грамматически:
И Нечто Упрямо пробивается наружу
К наветренности перистых полос, - всё нормально, а дальше? (Хоть и очень красиво)
Как по ветру распущенных волос.

Что - как по ветру...? Нечто? Тогда - как по ветру распущенные волосы

Скажем, если было бы "как ветер от (из)распущенных волос - здесь падежи понятны. Или объясните мне, пожалуйста, разложив эти строки в прозу.

И это замечание удалим.

Римма Батищева   30.03.2016 14:46   Заявить о нарушении
Римма, огромное спасибо за внимательное прочтение! Я ведь, наверное, 100 раз перелопачивал это стихо, а элементарнейшей ОШИБКИ не замечал!... Уже ИСПРАВИЛ.

А по поводу "волос", в коих я до сих пор до конца НЕ УВЕРЕН, попытаюсь в прозе изложить свою "за уши притянутую" мысль:

Пробивается к "наветренности перистых ПОЛОС", т.е. к перистым облакам, похожим на распущенные по ветру длинные волосы...
Может быть, после слова "как" надо тире поставить?...

А своё замечание ни в коем случае не удаляйте - это же наша "творческая кухня", история вопроса, т.с. ...:)

Бесконечно Вам благодарный

Александр Печенкин   30.03.2016 18:47   Заявить о нарушении
...А тире, чтобы читалось: "полос, как волос"...(?):)

Александр Печенкин   30.03.2016 20:33   Заявить о нарушении
Меня смущал не смысл, а падеж. Ещё я бы поняла так:
К наветренности перистых полос,
и по ветру распущенных волос.
Тогда всё согласуется: наветренность чего? полос и волос:)))

Римма Батищева   30.03.2016 21:46   Заявить о нарушении
Ну, Римма, и озадачили же Вы меня, я чуть с ума не сошел, перебирая варианты!
Согласен, что ЭТО самое сомнительное место с стише. В Вашем варианте меня немного смутил повтор корня ВЕТР. Должен признаться, что слово НАВЕТРЕННОСТЬ тоже какое-то сомнительное... А если так:

К рассеянности перистых полос,
Как по ветру развеянных волос...?...:)

Александр Печенкин   03.04.2016 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.