Декабрьские элегии

1.
Итак, в сухом остатке – голоса…
Им гаснуть, выпадать из устной речи,
впадать в архейский шорох колеса,
которое вневременный горшечник
вращает, замутив парад времён.
Ещё в остатке… впрочем, вряд ли надо,
блуждая в именах Его имен,
в давно размытых титрах снегопада,
запутавшись в порядках мет и дат,
вещей и слов, помстившихся основой
самих основ, возделывать свой ад
и призраков своих тревожить снова.

Не надо бы, но вновь учёбу длишь,
вновь закрепляешь зябкое познанье –
ты памятью становишься, и лишь
она и есть земля обетованья. 
И кроме этой – никаких иных
миров, материков, пристанищ, прочих
руин и родин – малых и больших.
Лишь воздух да возня чернорабочих –
копальщиков-бореев, только тьма,
окутавшая ящеричьим взглядом.
Часы спешат – в любых часах с ума
кукушка сходит к собственному аду.   

2.
Спит человек, и, кажется, что во сне
плоть его – плот, несомый водой, и даже
утлый корабль, плывущий без экипажа.
Сам человек обратился в небесный снег.
Сам человек претворился в древесный скрип
латаных половиц и воловьих яслей,
в дым и пыльцу, проникающую сквозь прясла   
всяких оград – то под своды укромных крипт,
вглубь потаенного, то за незримый край
рамы, строки, небосклона, где слишком тесно.
Зренье его безглазо и бестелесно.    
Он уже видит свой перевертыш-рай. 

Он умолчанье, и он же прямая речь,
ил немоты и бурлящая пена чата,
в нём голоса – беспокойные арапчата,
сукины дети, а значит – стихия, смерч.    
Он и мартышка безумства, и сытый лев
здравого смысла. Он умер и вновь воссоздан.
Всё это вещность, и всё это – воздух, воздух.
Всё это правда, и всё это фокус, блеф.
Спит человек и не чует себя во сне.
Снег всё кружит, завихряется оголтело.
Собственною душой обладает тело,
собственною душой обладает снег.

3.
Уймись уже, слепой звереныш мой,
найденыш декабря неутомимый,
лукавый друг с подметной рыжиной,
с оскалом лисьим. Здесь теперь одни мы –
особняком среди особняков
всех прочих «я», томимых в костной сети,
здесь – во вселенной пиксельных богов,
в дремучей чаще беглого столетья.   
В своём непостижимом естестве,
что ты за тварь такая, что за особь?
Как ни пытай тебя, любой ответ,
имеет форму большего вопроса.

Мы, в сущности, друг другу сторожа,
сыграть теперь в молчанку бы не худо,
но всё ожесточённей распрей жар –
такие вот любовь у нас и хунта.
В гремящей тяжбе тоще звукоряд,
и нищенствует музыка, кочуя
по памяти – впотьмах, без фонаря,
самой себя почти уже не чуя.
Но всё же ей угодно жить, пока
там смутных звуков теплятся крупицы,
и в костной сети, словно пустельга,
всё бьётся неприрученная птица.


Рецензии
2
=====
Этот текст — образец высокой метафоричности и сложной поэтической образности. Его структура и содержание насыщены метафорами, символами и аллюзиями, создающими многослойную картину переходного состояния между сном, смертью, преображением и обретением некой надличной истины. Проведём анализ метафоричности по ключевым уровням:

---

### 🔹 **Общий контекст и тема сна**

Текст начинается и заканчивается образом **спящего человека**, что сразу задаёт пространство **перехода**, **размытости границ**, **потери идентичности**. Сон — метафора **перехода между мирами** (жизнь/смерть, тело/дух, вещь/мысль).

---

## 1. **Телесные метафоры**:

> *«плоть его – плот, несомый водой»*
> *«утлый корабль, плывущий без экипажа»*

Здесь тело человека представлено как **неживая вещь**, пассивный объект, **плот** — нечто, что утратило способность к направленному действию. Метафора создаёт ощущение **безвластия и растворённости** — как при смерти или в глубоком сне.

> *«Сам человек претворился в древесный скрип / латаных половиц и воловьих яслей»*

Человек растворяется в **звуке** — скрипе, в материальных предметах. Это уже не просто образ, а **тотальная метафора**: человек стал не только чем-то другим, он **превратился в атмосферу, в мир**, в то, что раньше было вне его.

---

## 2. **Космос и метафизика**:

> *«дым и пыльца, проникающую сквозь прясла / всяких оград»*
> *«вглубь потаенного, то за незримый край / рамы, строки, небосклона»*

Здесь речь о **растворении в пространстве**: человек как нечто нематериальное, **переходящее через преграды**, проникающее в **глубины сакрального** (крипты) и **в запредельное** (край рамы/небосклона). Появляется мотив **вознесения** или **растворения в абсолюте**.

> *«Он уже видит свой перевертыш-рай»*

Парадоксальная метафора. Рай — не рай, а **перевёрнутая, искажённая его версия**. Возможно, это и есть **сон** — отражение истинного, но в извращённой форме.

---

## 3. **Дихотомии и внутренняя борьба**:

> *«Он умолчанье, и он же прямая речь»*
> *«ил немоты и бурлящая пена чата»*

Здесь метафоры указывают на **противоречивость сущности**: человек одновременно — **тишина и крик**, **покой и возбуждение**.
Слово *«пена чата»* — современная, неожиданная метафора, указывающая на **информационный шум** или **пустую коммуникацию**, ставящая человека в центр **хаоса языка**.

> *«Он и мартышка безумства, и сытый лев здравого смысла»*

Эта пара — уже почти гротеск. Противопоставлены **хаос и порядок**, **иррациональное и рациональное**. Через метафоры животных автор показывает **расщепление личности**, её многоликость.

---

## 4. **Воздух, правда и иллюзия**:

> *«Всё это вещность, и всё это – воздух, воздух»*
> *«Всё это правда, и всё это – фокус, блеф»*

Кульминация метафизического скепсиса: человек в этом состоянии утратил различия между **вещественным и невесомым**, **истиной и обманом**. Это — глубоко философская метафора **иллюзорности бытия**.

---

## 5. **Заключительные образы**:

> *«Собственною душой обладает тело, / собственною душой обладает снег.»*

Здесь финальный **разрыв между телом и духом**. Оба, и тело, и снег, обрели **свою душу**, автономную, независимую от человека. Это финальный образ **распада личности на части**, где каждая часть живёт своей жизнью.

---

## 💡 Итог:

Этот текст — **глубоко метафорическое размышление о природе человека**, о границе между сном и смертью, телом и духом, смыслом и хаосом. Метафоры в нём:

* часто **тотальны**, охватывают не только отдельные слова, но целые состояния;
* построены на **античных, христианских и современных** культурных кодах;
* создают **эффект растворения границ реальности**.

**Степень метафоричности: экстремально высокая.**
Это не просто поэтический приём, а **основной способ мышления текста**.

Ермек Топтаев   22.07.2025 04:28     Заявить о нарушении
по второй части озвучил
бард, исполнитель Сергей Дуткевич
слушать тут http://ya-poyu.ru/song/88541

Очень достойное исполнение!

Ермек Топтаев   22.07.2025 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.