Маятник

Что мне оставить и куда пойти?
Не обрастаю ни людьми, ни бытом,
заложено разбитое корыто
во имя плоть спасающих рутин.
Что мне отдать и чем блюсти обет
благодаренья — мне, не знавшей веры,
(не знающей!) — какою мерить мерой
любовь и страх, ползущие на свет
в единой связке?
Выжжены огнём
торгашеские слабости позиций,
но где взять силы, чтоб не соблазниться
неверным представлением о Нём?
Бесстрастно Время ставит на ничью
и селится в двухкомнатную келью —
колядки и куранты перемелет
как символы языческого чу...
да, мишура, налипшая за век,
и праздность, доведённая до культа,
прошила ожиданьем месяц лютый,
молящегося на обильный снег.
Резонно ли сей вызов принимать?
Чем напитать сопротивленья силу?
У времени один предел — могила,
как у моей бессонницы — кровать,
где так удобно тешить сонный дух
провалом акустических условий...
но маятник подвешен к изголовью,
чтоб в тишине не затупился слух.
Что мне оставить? Что отдать?
Уже
"тик-так" крошит свободы мнимой цепи...
Как удержать невыразимый трепет
в дырявой развороченной душе?
Ответ внутри и тащит как багор
покровы с многослойных интуиций —
при пафосе направленно стремиться,
всё время уклоняешься его.
Такой порядок — ход за декабрём,
но компромисс — весьма опасный кормчий,
и маятник стучит всё громче, громче,
и Рождество всё дальше с каждым днём.


Рецензии
Я прочел это стихотворение еще сегодня днём - "с телефона" - и очень удивился тому, что при пристальном изучении Вашего (твоего?) творчества, Аня, я его пропустил... Обратил я внимание и на то, что на странице произошла "генеральная чистка", и многие мои любимые стихи - уже и не припомню их названия - были выплеснуты, как младенцы, вместе с водой... Говорят, "хозяин - барин", но мне всё же жаль, что я поленился скопировать все стихи к себе... Название "Маятник" глубоко симптоматично, на мой взгляд, поскольку отражает даже не столько ход времени (поскольку время движется только поступательно, а не возвратно-поступательно, как маятник), сколько циклотимичность настроений творчески одаренной - а, следовательно, сломленной души, и тупиковость ее состояний... Недаром, "Маятник" начинается с вопросов - очевидно риторических, поскольку заранее известно, что на них нет ответа: "Что мне оставить и куда пойти?" Вернее есть ответ, но он, к сожалению, совершенно безнадёжен: "Некуда". Помимо банальной философемы "от себя никуда не уйти", существует глубоко осознанное убеждение, что от перемены мест потери только множатся, и с каждым годом всё труднее "обрастать людьми"... С бытом, всё же, проще. Но главное не в этом. Генеральная мысль - "У времени один предел — могила" и является, собственно, основой человечского мироощущения - сознательно или бессознательно мы ощущаем конечность своего пребывания в этом мире, а в данном случае речь идет о том, кто уже видел этот предел и побывал на грани... Жизнь невыносима. Но смерть пугает - ибо все мантры насчет "олам а-ба" есть лишь декларации для внутреннего самоуспокоения. Даже если там есть что-то, то это уже будем не мы. Основой человеческого бытия - сознательно или бессознательно - является странная игра со смертью - понимая, что "смерть - это то, что бывает с другими", каждый человек пытается найти свою, индивидуальную, форму бессмертия. Дети, творчество, работа, забота о близких... С каждым новым днём, мы понимаем, что время нашего пребывания в этом мире неудержимо сокращается, как шагреневая кожа, и мы пытаемся придать смысл своему существованию, повысить себестоимость каждого дня, часа, минуты, вздоха... "Что мне оставить? Что отдать?" - снова риторические вопросы. Ибо исхода нет. И это - "человечское, слишком человеское"...

Как удержать невыразимый трепет
в дырявой развороченной душе?
Ответ внутри и тащит как багор
покровы с многослойных интуиций —
при пафосе направленно стремиться,
всё время уклоняешься его.

Я думаю, Аня, что здесь и кроется ответ: нам необходимо "удержать невыразимый трепет в дырявой развороченной душе". Иного не дано. Смириться и принять Вечность, как удел и будущность, сохраняя в душе тот невыразимый трепет души, который, наверное, и есть любовь - даже при отсутствии объекта, как такового. Ибо любовь есть синоним души - для этого она и создана...

Михаил Моставлянский   07.06.2017 11:06     Заявить о нарушении
Спасибо за глубину прочтения, Михаил!

Думаю, смерть (если упрощённо) есть реализация наиболее яркого представления о том, чем она может быть. Пожалуй, и с любовью точно так же.

Нас, конечно, не будет, и все мнимые "формы бессмертия", порождаемые Ego, есть только точки амплитуды пресловутого Маятника.

P.S.
Опыт "пределов" и "граней бытия" -- так себе опыт, скорее, иллюзия опыта, ибо он ничего не поясняет о том, что "после", т.к. при любом раскладе является опытом "до". Экстраполяция будет чистой воды жульничеством)

Анна Липштейн   08.06.2017 19:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.