О битве при Молодях

Вступление к своему произведению, я составил из цитат книги митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа».
И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного.
Фигура царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530—1584) и эпоха его царствования как бы венчают собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
      Помазание царей святым миром имеет свое основание в прямом повелении Божием.
 С "легкой" руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений "исторической науки" оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим или личным мотивам.   Один из наиболее известных иностранцев, писавших о России времен Иоанна IV, — монах-иезуит Антоний Поссевин. Следующий "свидетель" и современник эпохи, о писаниях которого стоит упомянуть, это Генрих Штаден, вестфальский искатель приключений, занесенный судьбой в Москву времен Иоанна IV. "Неподражаемый цинизм" записок Штадена обратил на себя внимание даже советских историков.
 В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену "смятением горести сердечной" и обвиняя Иоанна в "мучительстве". Для Курбского действительное положение дел не имело значения. Ему важно было оправдать себя и унизить Иоанна.
 Царь ответил изменнику так: "Во Имя Бога Всемогущего, Того, Кем живем и движемся, Кем цари царствуют и сильные глаголют, смиренный христианский ответ бывшему российскому боярину, нашему советнику и воеводе, князю Андрею Михайловичу Курбскому... Почто, несчастный, губишь душу изменою, спасая бренное тело бегством? Я читал и разумел твое послание. Яд аспида в устах изменника — слова его подобны стрелам. Жалуешься на претерпенные тобою гонения; но ты не уехал бы к врагу нашему, если бы не излишно миловали вас, недостойных... Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим "сильных во Израиле"; их кровью не обагряем церквей Божиих; сильные, добродетельные здравствуют и служат нам. Казним одних изменников — и где же щадят их?.. Имею нужду в милости Божией, Пречистыя Девы Марии и святых угодников: наставления человеческого не требую. Хвала Всевышнему: Россия благоденствует... Угрожаешь мне судом Христовым на том свете: а разве в сем мире нет власти Божией? Вот ересь манихейская! Вы думаете, что Господь царствует только на небесах, диавол — во аде, на земле же властвуют люди: нет, нет! Везде Господня держава, и в сей, и в будущей жизни!.. Положи свою грамоту в могилу с собою: сим докажешь, что и последняя искра христианства в тебе угасла: ибо христианин умирает с любовию, с прощением, а не со злобою".
 А ещё в одном из писем Курбскому запомнились мне такие слова: «Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не зря меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных ( Из книги Царь Иоанн Грозный. Личность и судьба. Переписка с Курбским )
      История рассудила, кто прав в этом споре царя со своим бывшим советником. Труды Иоанна Васильевича завершили сложение России — сложение столь прочное, что и восемь лет злополучной Смуты (1605—1613), новые измены боярские, походы самозванцев, католическая интервенция и раскол церковный не смогли разрушить его. (Митрополит Иоанн Снычев)

Откуда все наветы на Грозного царя?
И что в них лгут, что правда? Да Бог им всем судья!
Где верить, где не верить? Давайте думать все ж.
Где злая полуправда, а где и вовсе ложь?
Нам трудно разобраться, по-честному, во всём.
Хорошее не пишут - а почему? - о нём.
«Семь жен», «сыноубийца», да Новгорода  кровь,
Опричнина,  Малюта*, твердят нам вновь и вновь.
Святой Филипп, синодик, где мертвых поминал.
И приговор состряпан. Он лично убивал.
Не слишком ли потомки просты или строги?
Судья – предатель Курбский**, да лютые враги.

А как же Русь Святая? Что крепла и росла.
Победам и заслугам, мы знаем нет числа.
За это и пытались враги интриговать:
Травили, клеветали, чтоб повернуть все вспять.
Русь довести до смуты без Грозного царя.
Его, что окружало? - мы забываем зря!
Жидовствующих ересь***, коварный, подлый враг.
В ней подкуп, чернокнижие – без этого никак.
Немытая Европа, не знающая бань,
Тевтонцев и ливонцев готовила на брань.
Да Речи Посполитой, да шведские полки.
Со всех сторон стояли – дни были нелегки!

И страшный враг из Крыма, несущий смерть и страх!
Лавиной накатился и снова при дверях. 
Всего лишь год, как строят сгоревшую Москву.
Над Русью дым рассеян, вновь видно синеву…
Но вновь из крымской степи идет татарин злой.
И мог бы стать последним для русских этот бой.
«Урусы ослабели», доволен крымский хан.
Себе готовит титул – «великий тахт-алган****».
Уж разделил Россию, назначены мурзы…
Русь помнила Батыя - век скорби и слезы.
Куражась и наглея вновь к нам пришла орда.
Войска Девлет-Гирея -  великая беда!

Сто двадцать тысяч сабель. А Русь ещё слаба…
Ну что же? Смерть избавит от участи раба!
Царь собирает войско. Стрельцы да казаки,
Земское ополченье, опричные полки.
Князь верный Воротынский, князь Хворостинин с ним,
Да «Мишка» Черкашенин***** -  их в памяти храним!
Два князя Шереметевы, и им воздать бы честь!
Одо*евский, Хованский. Да всех не перечесть.
Пошли на бой неравный. За Русь, за жизнь война!
Историки, ищите героев имена!
Снимайте, режиссеры. Писатель, где строка?
Отважных, смелых воинов - прославьте на века!

Через Оку, продажный, иуда знает брод.
Враг речку переходит. К Москве вперед! Вперед!
А в авангарде войска - Теребердей мурза.
Идут круша, сжигая. Вот и река Пахра.
Москва уж недалече, с немногим тридцать верст.
И там орду встречает опричный первый пост.
Как молнии сверкают клинки и блеск в глазах!
Лишь в помощь призывают Христа и Небеса.
Их мало, в черных рясах, с молитвой на устах.
Они в татарах сеют своей отвагой страх.
«Пусть  враг нас превосходит и злобой и числом.
Но мы за Русь Святую, коль надо, все умрем!»

Князь Дмитрий Хворостинин воскликнул: "Устоим!"
Опричников сегодня огульно мы черним.
Они и были в черном, ведь ряса их броня.
И может зря гуляет, про них, врагов брехня?
В той главной, страшной битве они легли за Русь!
Опричнины не стало. Судить их - не берусь!
А с тыла в это время все собраны в кулак.
И все готовы к бою. Им нужен, только враг!
Поставлен гуляй-город****** уменьем воевод.
Но это лишь полдела. Ведь враг к Москве идет…
Догнали, разгромили обоз и арьергард.
Мы воевать умели и без военных карт!

Свершилось!  Развернулись! Ты влип, Девлет – Гирей!
Поддался ты на хитрость и повернул коней.
Пищали и орудия - оружие стрельцов.
Но это не поможет, без сердца храбрецов!
«Боярские детишки»*******, да сборные полки
Врага встречали насмерть, да у Пахры-реки.
Стрелецкие кафтаны не выпачкать в крови,
Что потекла рекою, они и так красны!
Казак - гуляка  вольный, свободный и лихой.
Донской иль украинский, да все равно какой!
Крушили, не жалея, татарскую орду.
Кто выжил, тот запомнил, как побывал в аду!

Крошили янычаров********, за Русь и за Христа,
С тех пор орда забыла навек свой путь сюда.
Как уносили ноги, запомнил лютый враг.
При МОлодях случилась одна из славных драк.
Не дал нам «кануть в лету» Господь и Грозный царь.
Великая победа! – Звони сильней, звонарь!
А после страшной битвы священники пройдут.
Хоругви и кадила к погибшим принесут.
Да отпоют по вере, что единила Русь.
С Россией Божья сила! Не пропадем, не трусь!
Нам вера помогала во всем, везде, всегда,
Молись же Русь Святая, когда придет беда!

Мы знаем из истории, чуть Русь встает с колен,
Так наступает время ловушек и измен.
За ними, враг серьезный. Он, как всегда, в тени.
Английская корона - и в те, и в эти дни.
На русские богатства захлебываясь слюной,
Встав против православия на сговор с сатаной.
Литовцы да поляки льстецы и гордецы.
Да шведы – извращенцы, по духу -  мертвецы.
И нынче те же лица -  как «моськи» на «слона».
Так было и так будет, в любые времена.
Ведь своего-то нету, ни воли и ни дел.
Шипеть и пресмыкаться, на веки их удел…

Продажная « элита» всегда верна деньгам.
Народ свой, веру, совесть - кладет к чужим ногам.
Как крысы по амбарам, снуют и мельтешат.
Чужие нам порядки к Руси привить хотят.
Ну где же ты, опричник? Быть может, нужен ты?
И, если тебя нету, для Родины, кранты?
И может, снова нужен, вражинам, «Грозный» суд?
А без руки суровой Россию продадут?
Вы разбирайтесь сами и сердцем и умом.
А может вы уснули? И спите сладким сном?
Вы можете проснуться совсем в другой стране.
Не спите, ради Бога, опять мы, на войне!

Великие стратеги вещали наперёд-
Союзники России лишь армия и флот!
Да православной веры великая стезя.
Святая вера наша - нам без неё нельзя!
Есть вера и отвага - не будешь побеждён!
А если Русь без веры готовься на поклон.
Под Молодями битва за Русь случилась встарь.
Молился за победу Великий Грозный царь.
Давайте разбираться, по-честному, во всём.
И скажем, наконец-то, хорошее о нём.
Победам и заслугам, мы знаем нет числа.
При Иоанне Грозном Русь крепла, и росла.


* Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины; см. Скуратов-Бельский Г. Л.

**Курбский Андрей Михайлович (1528 - 1583), русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. … Участвовал в войне против России, что делает его предателем при любой причине бегства.

 ***Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, знакомый с астрологией и кабалистикой.

****прозвище Тахт Алган («взявший трон»)

*****Михаил Черкашенин (? ;1581, Псков) — атаман донских казаков при Иване Грозном.

******Гуляй-город, гуляй-городо;к — передвижное полевое укрепление в XV — XVIII веках. Представлял собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами. При необходимости
из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы.

*******Дети (или сыны) боярские — сословие, существовавшее на Руси в конце XIV — начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу...
********Турков в составе орды было более 30 тыс.,из них 7 тыс.янычаров


* Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины; см. Скуратов-Бельский Г. Л.

**Курбский Андрей Михайлович (1528 - 1583), русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. … Участвовал в войне против России, что делает его предателем при любой причине бегства.

 ***Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, знакомый с астрологией и кабалистикой.

****прозвище Тахт Алган («взявший трон»)

*****Михаил Черкашенин (? ;1581, Псков) — атаман донских казаков при Иване Грозном.

******Гуляй-город, гуляй-городо;к — передвижное полевое укрепление в XV — XVIII веках. Представлял собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами. При необходимости
из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы.

*******Дети (или сыны) боярские — сословие, существовавшее на Руси в конце XIV — начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу...
********Турков в составе орды было более 30 тыс.,из них 7 тыс.янычаров


Рецензии
Очень талантливое, серьёзное произведение. Заслуживает самой высокой оценки. Удачи во всём!

Нина Серебрицкая   29.11.2014 01:17     Заявить о нарушении
С благодарностью за добрые слова. Сергей.

Сергей Дарьичев   29.11.2014 19:04   Заявить о нарушении