Об Ахматовой и ее сыне Льве Гумилеве

Ахматова. Рисунок. Модильяни.

Рецензия на «Я буду благодарно безграничен» (Сан-Торас)

Воды с лица не пить. Не миновать
 Пролетов без перил и перекладин.
Когда б умела ты околдовать,
На старых шрамах не нарезав ссадин.

Любви твоей  горячее меню 
Слегка горчит на донышке десерта.
Тебя, как Модильяневскую  Ню,
Целую теплой охрой из мольберта.

И томный,  акварельно-томный взгляд
Туманностью мечты меланхоличен.
Но если свыше миг этот  продлят,
Я буду благодарно безграничен.
Санто.

*
Есть мнение, что Модильяни рисовал Ню , вспоминая Ахматову , которой восхищался так же , БЕЗГРАНИЧНО БЛАГОДАРНО ... спасибо автору. :-)
Алёна Платонова Норильчанка   07.12.2013 10:49   
*
Боже мой, Платон, о чем ты говоришь?!
«Есть мнение, что Модильяни рисовал Ню, вспоминая Ахматову?»
Какое мнение?!
Есть великолепное эссе Ахматовой об этой встрече.
Но, поскольку, читал я разных авторов: и тех, кого Анна Андреевна водила по себе как по музею, и тех, кто к замочной скважине приникал, то трудно сейчас абсорбировать,  кому, какая ремарка принадлежит.
Но достоверность памяти своей – гарантирую.
В Париж Анна Андреевна ехала на поезде с супругом.
В дороге Николай Степанович приревновал, возникла размолвка, Гумилев покинул купе и провел ночь в тамбуре или где-то - он был полигамен.
Наутро Ахматова сказала ему, что сосед, немец, всю ночь не сводил с нее глаз.
На что Гумилев ответил:
- Даже на Венеру Милосскую невозможно смотреть 8 часов подряд, а Вы ведь не Венера Милосская.
В Париже Анна Андреевна познакомилась с Модильяни, принято считать, что она мгновенно оценила его дар.
Возможно.
Ахматова была умна  и гениальность в людях чувствовала, как родство.
Но кроме того, Амадео был молод и хорош собой .
Он писал ее графические наброски в своей мастерской.
Анна Андреевна не обладала cног сшибательной красотой, но, желая пленять, она выработала изумительные манеры и грацию, в которой преобладала царственная осанка.
Этого не так просто достичь. Надо всегда держать голову и спину.
Она не просто сидела на стуле, а держала свой торс в руках!
И он эту пластику оценил - обожаю графическую линию  ее фигуры, выполненную в той же композиции, в какой Микеланджело расположил скульптуру "Ночи"  на мраморном саркофаге Папы Инноккентия ( не помню, какого по счету).
Подробностей ее романа с Модильяни не знаю, не вникал, неловко...
Но роман был.
Однажды она пришла к нему в мастерскую, дверь оказалась заперта.
Она  через перила  бросила розы в окно.
А позже он сказал: "Как жаль, что Вы не дождались меня, Анна".))
Она ответила, что не заходила.
- А РОЗЫ?
- Я перебросила их в окно.
- Странно, они так красиво лежали...
Этот разговор с тенью нежного флирта, намекает, что кто-то кому-то забыл оставить ключи)))
Позднее Анна Андреевна разошлась с Гумилевым.
Его расстреляли до того, как она стала женой Шелейко, который утром, видя, как она есть яичницу, сказал:
-Аня, Вам так не идет есть цветное!
Эта яишня мне напоминает картинку.
Писатель Куприн хотел пролететь с летчиком Уточкиным на желтом кукурузнике над стадионом в Киеве.
Они грохнулись прямо на зеленую щетину футбольного поля.
Вылезая из-под желтых обломком самолета, Куприн сказал:
- Мы были похожи на яичницу с ветчиной в укропе. (Вот ту самую, что уплетала Ахматова, веселя этим своего мужа: "Вам  так не идет есть цветное" - точно это та,  желто-зеленобелая, куприновская самолетная яйишница...)
А потом Ахматова была замужем за Пуниным, а его экс-вайф была куратором у меня в академии художеств.
И я бывал у них дома, встречался с сыном Ахматовой и Гумилева  и на этой почве подружился с журналисткой Антиповой, так же как на почве «Марина Цветаева»  подружился с ее коллегой  Кастанедой.
Антипова написала статью  «Лев Гумилев - Дмитрий Балашов»
Я прочел и сказал, что это отлично проведенный диалог, воспринимается, как беседа, в которой  каким-то образом и сам участвуешь.
А она ответила: «Высшая оценка от такого профи...Кабы лет надцать назад - узвездилась бы!»
И мы стали говорить о Гумилеве
 Я признался, что мне было жаль времени, отнятого на другого собеседника, в ее статье, что мне хотелось, чтоб говорил только Гумилев!
Мне Гумилева было меньше, чем мне хотелось Гумилева!

Когда он об украденном из его жизни времени говорил  (14 лет каторги),  мне хотелось слушать его одного.
Ибо Лев Николаевич всегда был любим мной - за страдания его, за ум светлый, волю, за сыновность несчастно-счастливую, за то, что в нем соединились две крови, Ахматовско-Гумилевская, как притоки Арагвы и Куры.
Там, где, сливаяся, шумят,
 Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...  М.Л., " Мцыри".
 Гумилев похож был на заброшенный монастырь …

В годы моего ученичества  он жил в питерской коммуналке.  Негритянское гетто – майский день,  именины сердца  в сравнении с его условиями быта!
Лев Николаевич читал лекции в универе. Народ молодой, студенчество толпилось в проходах аудитории.
Он бурухтел, глуша звонкие согласные, и эта глуховатость тембра напоминала низкий, прокуренный ахматовский голос.
Бродский похожее отмечал в словах Ахматовой:

В них бьется рваный пульс,
В них слышен костный хруст,
И заступ в них стучит;
Ровны и глуховаты…

Надо было привыкнуть к его словесной бормотухе, а привыкнув, перестаешь замечать ( как славянский Бог Бармо бормотал молитвы, так и он бормотал, выкладывая свои постулаты о пассионарной теории этногенеза).
Он зачесывал  темные, с проседью волосы  по-гоголевски, набок.
Фигура была грузной, нос характерно ахматовским, а глаза не такие татарские, как у нее, побольше. Широко поставленные глаза с вселенской грустью на дне.
Он был похож на Анну Андреевну, какой ее писал Осьмеркин в «фонтанном доме», на фоне белой ночи.
На холсте она стоит, облокотившись, у распахнутого окна и смотрит в сад.
Душистая картина, свет падает столь мягко, что даже кисть Осьмеркина на этом холсте - прозрачно-серовская.
А сама Ахматова  не декадентская, а человечная, не стилизована, как у Альтмана, под инопланетянку с космическим бэкграундом за спиной.
Люблю этот портрет:

«Вы накинете устало,
Шаль цыганскую на плечи, ( в данном случае желтую)
Красный розан в волосах»... А.Б.

Можно сказать, портрет, опередивший время!
У Осьмеркина  Ахматова не такая суровая колхозница, как у Петрова-Водкина, будто мастихином нашлепана на бревно.
Она теплая, как в графических рисунках Тышлера и Бруни.

Лев Николаевич  имел яркий темперамент, говорил оживленно, на нем была рубашка цвета пасмурного неба - застиранный  удрученно-голубой .
Мне хотелось любоваться им единолично, а другие пусть бы там где-то кашляли и скрипели своими сидушками .
У него было много лица, щеки болтались, свисая по свойственной дворянам манере стареть. ( Я заметил, что в  антропологическом портрете русского дворянства  среди наследственно устойчивых признаков  челюсти меньше, чем в крестьянской квадратной скуластости. Но крестьянско-широкие скулы с годами лучше держат падающие «собачьи щеки»).
Лоб у него был огромный, ясный, широкий.
Поскольку в академии мои работы по ИЗО курировала Пунина,  я бывал в их доме.
После развода  Ахматова, довольно долго продолжала жить в одной квартире с бывшим мужем Пуниным, и его новой женой. Уверен что это не было ее выбором - таковы обстоятельства.
 В доме как-то тягостно чувствовалось ревностное отношение к ахматовской памяти, ко Льву Николаевичу.
Временами  наружу выскальзывал клубок внутренних склок, и это тиранило мой юный идеализм.
Дом был напичкан раритетами, фотографиями, и мне стоило усилий не пялиться на них. А надо было «вкусить роковую отраду в попраньи заветных святынь» и нахально тащиться от всего, что вокруг!
Запомнилась пыль старого, интелеге жилья, смешанные запахи снеди.
Пунина была миловидной, облагороженно увядшей, и этим напоминала актрис, которые играли мать семейства Ильича.
Запомнилось это потому,  что их ЧБ телевизор с кружевными салфетками на голове все время работал. Как раз тогда шел фильм о Ленине, подсказавший  мне это сходство. Но врезалась в память не столько сама мизансцена, сколько ошеломляющее  действие: мать Ильича с пунинским личиком, обрамленным тюлевой занавесочкой, просила плохого нашего царя помиловать ее хорошего сына Сашу за то, что Саша пытался убить царя, но поскольку промахнулся, то можно его как бы извинить.
А царь бросил ей обвинение: типа дочь  - в тюрьме,  один сын бузит революцией, а второгой– террорюга!
И вдруг мать, высокомерно заявила:
- Я горжусь своими детьми!
И тут меня жахнул культурный ШОК!  Я выпал из ахматовского просемейства и подумал:  и-ди-отка! Чем она гордится? Дочь, барышня, и вдруг стала...  кем?! Не проституткой, не спекулянткой - еще  хуже - в тюрьме!
Один сын – убийца, другой в ссылке, дочь в тюрьме – кошмар.
Я бы повесился, а она гордится,  идьётка.
Пунины враждовали со Львом Николаевичем, и предьявляли ему претензии. Он был резок.
Меня изумляло, что им казалось, что человек, незаслуженно просидевший 14 лет в застенках, должен быть пушистым и кого-то там  как-то особенно тонко понимать, что-то кому-то великодушно прощать?!
Они хотели великодушия от него!
Меня ранил их ослепительный эгоцентризм.
Гумилев брил правду небезопасной бритвой.
Ирина, дочь Пуниной, зеленела и взвизгивала. Нос у нее становился остреньким, губы и глаза узкими, личико лисьим, пегие волосы, цвета грязной воды, называется  русым, -  становились сальными прямо на глазах  (у многих в то время были сальные волосы - считалось, мыть голову надо, когда залоснится)
А Лев Николаевич, круглый, теплый и несчастный, оборонялся от них.
Они не сочувствовали ему, обвиняли, считали, что он озлоблен,  и Анну Андреевну осуждали за  ее передачи в тюрьму бедно-скупые.
Пунина, тихая, милая, бесцветно бессловесная, с полинявшим взглядом  утомленного тушканчика, больше молчала.Трудно было поверить, что они с Ахматовой были женами одного и того же мужчины.
Лев Николаевич обижался на них,  и во мне ныло чувство, что никто не обласкал его, не оценил, не сострадал его мукам.
Хотелось сказать:
Ты - прекрасный человек!
Я восхищаюсь мужеством твоим,
выдающимся умом, твоей судьбой,
тобой, тобой, тобой!
Но как-то нелепо все это звучит…
Восторженность и доброта всегда непереносимо банальны.
Нежности своей стесняешься! Нежности - больше чем гнева.
 Гнев  более энергичен, изобретателен и словесно изощрен.
А доброта  однозначна, святость – тускло предсказуема.
Она так нудна  своими однотипными судьбами с их унылым восхождением к небесным нимбам, что и признаться неловко в том, что  мне демоны интеллектуально и визуально интересней ангелов.
А еще интересней антично-гумилевские беседы, вне оливковых рощ, за водкой с беломориной - вся картинка  выплывает папиросным дымом из небытия.
Он курил, тушил, будто душил окурок пожелтевшим пальцем, и дым, как старая фата, нависал над столом.
Лев Николаевич был очень мужской человек, но какими-то моментами он напоминал мне старуху, наверное, из-за круглых плеч, сходства с матерью… и эта вязанка-пуловер...
Мне казалось, ему все надо  прощать, как бы он ни бранился, у него было на это право, но другие так не думали...

Просто рассказал, но время вышло.... и просто остановился...)))
Сан-Торас   08.12.2013 10:24 
*
Санто, умница. Твой рассказ можно разобрать на афоризмы для поучения недотыкомок!
Открой почту. ёлки-палки!
Обнимаю.
Людмила Антипова   08.12.2013 22:06


Рецензии
Санто, вот вспомнила - рассказ Льва Николаевича, как он лечил сам себя в Карагандинских лагерях - ответ на мой вопрос - а что, когда припрёт, когда боль мучает, а до больнички - как до Луны?
- Какая уж больничка, Людмила...Каждое утро на смену, - вкалывать, пардон.
- Ну чем спасались-то, Лев Николаевич? Спирт, чефир, "ну чего ещё у них там"...
- А водка-то для чего у нас на столе?
- Полечимся?
И мы втроём, вместе с его последней женой Натальей Викторовной(сакральное число расейских пьющих), за покрытым белёсой клеёнкой столом, украшенным жизнерадостной банкой солёных огурцов на пару с какой-то водкой, купленной мной наспех, но оказавшейся вполне уместной, в неуютной съёмной квартирке(или знакомые приютили) на Зелёном проспекте в Москве, быстренько "лечились", а я всё приставала - вот мы-то тут "лечимся", и "Беломор" потягиваем, а как в лагере-то, под Карагандой,- ну живот заболит или его соседние органы?
Тут Лев Николавич молча и картинно начинает расстёгивать, под смех жены и моё отупелое молчание свою фланелевую серо-голубую клетчатую ковбойку...
-А вот так я лечился - расстегну бушлат, такими рубахами нас не баловали, и ложусь - пузом! - прижимаюсь к земле, полежу, послушаю её, и боль потихоньку стихает...Знаете, там особые вибрации от земли шли, может, поэтому-то я в лагере не только выжил, но и написал свои первые книги...

( Это по памяти - Л.Н. не любил диктофон и многие наши разговоры шли по приказу - да выключите же Вашу машину! раз Вы моя ученица - всё, что память сохранит, то и Ваше. Вспомните, как Аристотель гулял со своими учениками под сенью оливковых рощ...какие на... диктофоны! Дура-я послушалась,а память капризная дама, однако...)

Людмила Антипова   11.12.2013 03:23     Заявить о нарушении
А знаешь, теперь я думаю, что такие люди как Лев Гумилев - единственно настоящие из того времени.
Сёдня, после встречи с тобой и Кастанедо, мой «подруг» прислал мне ссылку на фильм Тодоровского «Оттепель».
Представь, из Нью-Йорка в Москву ссылка - точно, что тыщи км для бешенной собаки не крюк)))
Он уверил мне, что я должен, немедля смотреть эту сагу о нашем времени, наших людях, о том, что кануло во вчера!
Но в саму «оттепель» я был духовно в эмбриональном состоянии, и сознанием начал маяться, уже в брежневской стагнации.
Однако, все ж это время - первых осмыслений жития и коллектива, так что в ночи, я врубил «Оттепель», и вперился в монитор.
Выдержал только одну серию.
Фильм сделан блестяще. Речь, об интеллигенции 50 – 70г.
ГГ - главный герой - собирательный типаж оттепельных и застойных лет.
Все действующие лица, их поступки, мысли, поведение – характерны чертам того времени.
Снято – мастерски. Эпоха передана, дословно.
В первых кадрах, скучающий, интеллигентный брутал, расстается с женщиной – истинной красоткой.
Она декаденски-жеманна и человечески несчастна, по сути не знает, как его удержать.
Просит в последний раз сварить ей кофе.
Сама же, в виде протеста, нагая выходит на улицу и курит на скамейке с безумно красивым прищуром и фигурой.
Ему это пофиг, он кофе варит.
Сам брутал - гениальный оператор, его друг гениальный сценарист, мир не понимает их, и они беспробудно пьют трое суток кряду.
После чего сценарист насмерть выбрасывается в окно.
А оператор отвозит на своей волге, бывшую жену, тож изумительную красотку, на аборт и слегка презирая ее, обсуждает это, в присутствии их дочери тинейджера.
Действие картины замечательно тонко помещено в атмосферный воздух тех лет.
Все персонажи, через какой-то сдержанный вздох, исподволь декларируют себя следующим образом:
– мы талантливы, мы не поняты, мы одиноки!
Нас не публикуют, не снимают, не читают - притесняют!
Мы, бедолаги, и пьем, от безнадеги и тоски.
А лучшие из нас, непризнанные гении, «дежурят в кочегарках», и в конце-концов безысходно выбрасываются из окон хрущевских приземистых малоэтажек .
Главный герой и его окружение - благородно-хорошие, творческие личности, но все они романтичными душами и циничными умами погрязли в застой эпохи.
Глядел я на это и думал с отвращением – какое в мужиках того времени безмерное, просто ахавски-женское любование собой!
Сколько претензии в понятиях, что мир им должен.
Какой невероятный апломб!
Во все времена, все мы жили и живем в мире, которому плевать на таланты!
Ни один гений на чистотой ноте совести не вошел в свет популярности!
Прямо или косвенно, он вынужден пройти через грязь пиара, чтобы мир засветил в него фонарем.
Таковы условия жанра под названием популярность.
Нравственное оскорбление - плата за славу.
А они, эти застойные творцы, из с общепринятого фак-ка, который называется: Мир тебе ничего не должен! - сумели сделать сами себя ЖЕРТВАМИ ВРЕМЕНИ!
И на этом основании они, обидевшись на в всех и вся, попросту - ни чем толковым не занимаются!
Спят с красивейшими женщинами, глушат алкоголь и вздачивают свое эго.
Все они вольготно тусят и в табачно-винных парах перебрасываются какими-то люминесцентными намеками на то, что каждый несет в себе тайный груз творческих озарений.
Любой их жест, кагбэ содержит намек на духовную отягощенность, на какое-то величие замыслов, пронизанное собственной манией величия.
Их гложет претензия, что обществу должен быть, непременно, интересен и позарез нужен их талант!
Внутренне они возмущены, ибо им не кланяется и не предоставляет условий для их невебеннава самовыражения.
Оскорбленные и обиженные этим они пьют, ни за что не отвечая:
ни за жен, ни за детей, ни за любовниц.
Смотрел и думал… ведь, он не остановил ее, нагую на рассвете, не потому что брутал, а потому что обыкновенный дермяк, тупо зацикленный на себе.
Если перевернуть картинку, то она же, даже после того как он переспит с ее подругой и упьется, валяясь на снегу, потащит его на себе, рыдая, но думая о том, чтобы он не издох замерзнув.
Свою бывшую жену, этот совковый брутал презирает за аборт - нагуляла, а сам, сколь угодно обладая роскошными и разными женщинами, не считает нужным бережеч ни одну из них, ни одной секунды.
Свое надо – он понимает как святое, а ее надо - презирает.
Она не человек, у нее нет потребностей. А если есть - то ей положено их подавить, а ему, естественно, удовлетворить.
Ибн он человек, а она терпила - такова подоплека на тему морали.
По сути, у него нет чести, вернее его честь у нее.
И если она с другим, то это задевает его честь, которая, исходя из жизненной логики, находится где-то в ее вагине и должна содержаться там как в сейфе.
Сам он сейфом не особо пользуется, но если вскроет кто-то другой - он категорически не доволен.
( Не стою не на мужской, не на женской стороне, просто фиксирую расклад понятий).
А несчастный друг брутала, что выкинулся из окна, был не в чистом сознании боли от несовершенства мира, а в истерии пост-алкогольного синдрома, поэтому эту жертву не могу воспринять, как вызов обществу.
Он, в моих глазах так же, НЕ «Луч света в темном царстве», как Екатерина в «Грозе».
Просто Добролюбов кругло завернул цитатку, и все закивали китайскими болванчиками.
Но еще в школе, это его определение, мне показалось сомнительным.
Как не вчитывался, не разглядел в Катерине, ничего революционного ни какого ни света, ни луча, ни проблеска: муж - жлоб и пьянь, любовник – типа нашего брутала – забил на ее душу – просто пользовался телом.
Она запуталась в трех соснах, расстроилась, обвинила себя и кинулась с обрыва. Современная женщина сходила б к психотерапевту и взяла успокоительного.
А причем луч света? - Что она Жанна Дарк? Роза Люксембург или Клара Цеткин?
Воспитанная, на сказках странниц и богомолок обманутая, покинутая, раненная этим женщина, ее рывок - не вызов обществу, не протест, а ослепление душевной болью.
В таком случае, чем Анна Каренина ни луч света?
Какая разница рельсы или обрыв? – Мужики обидели в обоих случаях, воты все.
Толстой, в романе, выдал молодую полную сил за старого евнуха, и муж положил в ее сейф свою честь. Сам открыть не в силах, а другим запрещено.
Он не способен, а она должна издыхать.
Ею восхищаются – но ее удел не любить, а быть жертвой амбиций изжившего себя мужа, как будто у нее три жизни.
Толстой наказал ее – «на рельсах лежало, бесстыдно растянутое тело», а Вронский не за что не в ответе. Кому "аз воздам" не понятно.
Читал, и возникало у меня чувство, что хоть Лев Николаевич и гений, а людей не любил, и всю жизнь перерабатывал в себе эту нелюбовь в любовь.
( Заметь, теска Льва Николаевича Гумилева – ни одна ассоциация не бывает случайной, просто чаще всего, мы не в силах уловить пересечение космических, биоволновых связей)
Но вернусь к «Оттепели»: даже, потрясающие по красоте чб кадры, где она нагая на скамейке - только волосы золотые - не гениальная изобразительная находка 70-тых.
Гораздо раньше это сделал Эйзенштейн в «Броненосце Потемкине», раскрасив в каждом черно-белом кадре флаг, что б на экране трепеща, кроваво горел.
Не стал я смотреть фильм дальше. Потому как если Тодоровский представил мое поколение, как жертвы своего времени, то он не понял этого поколения.
Но судя потому, как мастерски он снят фильм, скорее всего, отлично понял и покажет в последующем развитии сюжета.
Но я уже понял авторскую мысль, и смотреть всю фабулу в развороте этой схемы, мне просто тяжело.
Ибо от того что увидел, пронзительно почувствовал, что наша интеллигенция – многозначительно намекающая на свои нереализованные амбары, на деле, не так много содержала в своих духовных резервах, и не так уж щедро и выдала.
По крайне мере, задушенных шедевров меньше, чем неоправданных попоек.
Нынче и шлюзы открыты и железный занавЕс, а его нет... героя нашего времени - ни его самого, ни его выдающихся творений!
Только такие люди, как Лев Гумилев, в той эпохе и были настоящими!
И только у них было право на водку и презрение!
А то, что ты, тайком не записывала его на магнитофончик…вот уж поистине дурацкая по молодости честность, за которую целую в обе щеки.
После этой одной серии «Оттепели», осталось чувство, что те, брежневские подснежники, среди которых и я проклюнулся – фикция затей и духовная аномалия.
Поверишь Антипова, не думал так, до картины Тодоровского.
Он будто весь портрет интеллигента 60- тых, с Андрона Кончаловского тиснул.
А те, кто хотят увидеть настоящее в человеке той эпохи, а не имитацию с потугами, на Гумилева, на Шаламова, в "Крутой маршрут", матери Аксенова, пусть поглядят.
Ибн у кочегарных самоубийц наших, под водочным амбре - смятенье чувств, томленье духа, маета, и самомненье - завернутое в фантики собственных фантазий.
Так разочарован, Антипова, что был бы счастлив, если б кто-то переубедил.
А встречи нашей седнешней - душевно рад!
И чай, и хачапури хороши.
В жизни Вы такие жа славные и живые как на письме стихирстком.
Обнимаю, девчонки!
Ваш Санто.

Сан-Торас   11.12.2013 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.