Впадая в спячку, как и всякий зверь...

                N.N.


Впадая в спячку, как и всякий зверь,
не думаешь о праве пробужденья.
Еще полтакта в минус — снова зренье
кладёт рекламный алфавит курсивом.
О... то, что я слепа, вдвойне правдиво
и знаково становится теперь.

Следами —  снегом — шагом — будет текст.
Мой добрый друг, прости витиеватость,
писать тебе —  единственная радость,
но, чтоб не междометить, снова густо
мешаю тесто мысли. Се — искусство
преодоленья самых слабых мест.

Мой дорогой, в такую пору нет
ни языка, ни песни, ни дороги.
Я утром выползаю из берлоги
попробовать окрестности наощупь —
поскольку это дело явно проще,
чем починить глаза и встретить свет.

Непросто принимать, что сохнет плоть —
с ней личность лепит ком ассоциаций,
но если я смогла тебя дождаться,
прими всё, что имею — жар горенья,
чтоб истина взошла над заблужденьем
как над божками этноса Господь.

Мучение бумажного листа:
не те слова, посыл не тот... иначе
всё переформулировать... но зрячий
читатель мне сегодня не товарищ —
для пламени нет опыта пожарищ,
а только ощущенье вещества.

Ты мне помог найти императив
высокий, безотказный, всесезонный.
Мне за тобой стремиться нет резона,
да я и не стремилась — но — стремлюсь.
И, может, это самый главный плюс —
не личностный, но сущностный мотив.

В невидящем зрачке зажжён огонь,
он, с наступленьем календарной ночи —
защита от возможных червоточин,
словесных — пеплов, гарей, саж,
когда я вдруг, до запятой ужавшись,
твою целую правую ладонь.


Рецензии
Дорогая Анна, я все время возвращаюсь к этому стихотворению - чаще в мыслях. Но иногда, когда поблуждав по просторам "Стихиры", я начинаю испытывать жажду по настоящей поэзии, я снова прихожу сюда. Ибо это, пожалуй, наиболее совершенное из того, что было прочитано мною (а я, полагаю, и из того, что вообще было написано кем-то из ныне живущих современников) - с тех пор, как совершенно неожиданно проснулся во мне "спящий зверь" интереса к поэзии...
Теперь, "задним числом" я увидел связь этого стиха с моим "Слепым", еще более утвердившую меня в убеждении, что настоящие стихи родятся лишь в муках и боли - как человеческие детеныши. Но физические страдания плоти и душевная боль навсегда остались бы явлением низменным в их материальном воплощении, если бы не существовало в них то высшее, нравственное и духовное, что все же делает человека почти равным Тому, по чьему "образу и подобию" он был создан. А истинная поэзия - это высшая форма духовности, ступень, отделяющая истинного художника от остальной массы - ровно на ту высоту, которая отделяет человека толпы от представителей животного мира...
Само стихо - идеально с точки зрения композиции, и по структуре строфы, которая порядком рифмованных строк напоминает многослойный пирог с удивительной чувственной начинкой и хрустящей корочкой горя по краям...
По сути - это поэма, но не отчаяния, а уже того "постотчаяния", когда первичная острота и шок от осознания новой страшной действительности и уже "как бы" позади. Теперь уже происходит привыкание, адаптация к тому, что стало неизбежной реальностью, и поиск сил и причин, для возможности сосуществования с ней. Но разум отказывается принять такую действительность, ищя спасение в уходе от нее, т.е. в "спячке", с надеждой на ее абсолютный исход. Т.е. вопреки "закону жанра" стихо начинается с надежды, а не завершается ею... Но это лишь надежда отчаяния...
Последующие строфы - эпистола, в которой, как приступы боли, пульсируют, усиливаются и затихают то мрачные, пугающие мысли, то теплота при мысли о любимом и даже попытка самоиронии - как единственного средства снизить накал трагичности ситуации, и даже - если получится - превратить ее в фарс...
Я не встречал ничего равного по силе в современной поэзии.
И напоследок хочется выразить свое восхищение рифмами - "неправильными" ровно настолько, насколько иной раз неправилные черты женского лица подчеркивают неотразимость его обаяния...
С уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   06.09.2016 13:27     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Михаил!
Спасибо за такой отклик. Вы побудили меня просмотреть стишки за последние 2-3 года, и да... сезон "постотчаяния" в смысле качества стишков выдался самый плодотворный. Но вот ведь тонкость: если отчаяние как факт состоялось, то жизнь, последующая -- вся -- становится его осмыслением, "интеграцией", как говорят сведующие люди. И это отчаяние, экзистенциальное, религиозное, какое угодно... никуда не уходит, только актуальная острота как тумблер ходит вверх-вниз. Оно всего однажды щёлкает и -- другой человек, отличный от всего существующего. Честное слово, не знаю, что видно по текстам и можно ли по ним сопоставляться... но точно знаю, что хоть раз истинно отчаявшегося человека узнаю по одной строке. Как по запаху узнают родство звери. Особенно -- не шибко зрячие)

Спасибо, что читаете.



Анна Липштейн   07.09.2016 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.