Мудрый тиран Периандр

                Главное в жизни - конец.
                Периандр.


            
                а)  Коринфские древности и вести о Периандре

       Периандр, сын Кипсела, правил древним греческим городом Коринфом в 627 – 585 гг. до Рождества Христова, и еще при жизни стяжал славу одного из величайших мудрецов своего времени.  Как выходец из аристократического рода и, к тому же, сын правителя одного из богатейших городов Греции, Периандр получил прекрасное образование.  В своё правление  он отстроил Коринф и превратил его в самый прекрасный и процветающий город греческого мира.

            Коринф - восхитительная солнечная жемчужина Греции. Древний Коринф был расположен на возвышенности, примерно в 3 км от Коринфского залива Ионического моря, при входе с Пелопоннеса на Истм – перешеек, соединяющий полуостров с Аттикой.  У коринфян имелась замечательная возможность выхода сразу к двум морям: Ионическому и Эгейскому, по берегам которых располагались городские порты – Лехей у Коринфского залива и Кенхреи у Саронического залива. Таким образом, город находился на пересечении важнейших сухопутных и морских путей, соединяющих составные части Балканской Греции.

                История самого города Коринфа уходит в глубь тысячелетий и имеет свою собственную легендарную историю.  Первое поселение на месте будущего города появилось в глубокой доисторической древности, около 6000 г. Согласно одному греческому мифу, город основал и дал ему свое имя некий герой Коринф, сын солнечного бога Гелиоса.  Другой миф приписывает заслугу основания города Эфире, дочери титана Океана. А также существует сказание об основании города  царём Сизифом, впоследствии прогневавшим богов, и вынужденным катить огромный камень на Акрокоринф.  В любом случае город возник на стыке моря и гор и обласкан небесным теплом.

                На самом деле, название города происходит из языка пеласгов – догреческого населения Южных Балкан. Около 2200 г. первые греческие племена, известные под именем ахейцев, вторглись на юг Балканского полуострова, разрушая на своем пути поселения аборигенов-пеласгов. Издревле заселенный Храмовый холм Коринфа тогда был покинут жителями, и в течение следующих почти тысячи лет его территория оставалась незаселенной.
Новое поселение на месте Коринфа появилось уже в бронзовом веке, около 1300 – 1200 гг. В это время, согласно античной традиции, районы, прилегающие к Истму, были заселены представителями греческого племени эолийцев, которые, вероятно, и были основателями второго по времени поселения.

      Первоначально греческий Коринф не был самостоятельным государством, а входил в состав Микенского царства. В «Илиаде» Гомера Коринф назван среди городов державы Агамемнона, под предводительством которого корифяне участвовали в Троянской войне. Именно в Коринфе предводитель аргонавтов Ясон бросил Медею. Таков был Коринф в мифологические времена. На закате микенской эпохи дорийцы пытались завладеть Коринфом, и со второй попытки им это удалось, когда перейдя Коринфский залив у Антириона лидер дорян, Алет, вошёл в город с юга. И если заглянуть ещё вглубь истории, коринфские олигархические или тиранические режимы, однажды победившие своих противников, как правило, отличались прочностью и сохранялись десятилетиями. Так было веками, пока во второй половине IV в. Македонская держава Филиппа II не стала гегемоном Греции. Вслед за этим Коринф навсегда утратил свои ведущие позиции в греческом мире.

         Удобное географическое расположение Коринфа обусловило с одной стороны его относительную экономическую стабильность, а с другой стороны давало большие возможности более сильным в военном отношении соседям – Спарте и Афинам – влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Позже, в классический период, город соперничал с Афинами и Фивами в торговле и контролем над перевозками через перешеек. Коринф оставался крупнейшим поставщиком чернофигурной керамики в другие города всего греческого мира до середины VI века до н. э., когда лидерство перешло к Афинам.

          Золотым веком Коринфа был VII век до Р.Х. - эпоха Кипселидов, начавшаяся в 657 г. до н. э.   правлением тирана Кипсела, продолженная  его сыном Периандром (убит в результате заговора в 585 г. до н.э.) и закончившаяся недолгим правлением племянника Периандра Псамметиха , названного в честь египетского фараона эллинофила Псамметиха I. Особо нужно отметить, что в этот период сложился коринфский ордер, третий ордер классической древнегреческой архитектуры после ионического и дорийского.

             Периандр жил в те далёкие времена, когда  свои представления об окружающем греки отображали в воспоминаниях о былых временах, что нашло отражение в поэтических образах эпических поэм, где историческая основа самым причудливым образом переплеталась с мифами. Это была эпоха, которую  именуют ныне  Архаическим периодом в истории Греции. На последний век архаической эпохи и приходятся годы жизни Периандра.  И, конечно, никаких исторических записок современников о событиях правления Периандра в Коринфе не было, как не было собственно прозы,  да и  от  поэтического наследия  мало что сохранилось.

               А вот сказания и легенды о Периандре смело перешагнули рамки правлений и эпох, и были донесены до нас через посредство знаменитейший историков и философов Древней Греции, потом уже и Рима. Наиболее обстоятельно и красочно изложил предания о знаменитом коринфском монархе Геродот Галикарнасский в своей «Истории». Важные сведения о нем имеются также в трактате Аристотеля «Политика», в сочинениях Плутарха и Диогена Лаэртского. Архаическое прошлое Коринфа в целом подробнее всего описано в первой книге «Истории» Фукидида. Менее насыщенным сообщениями о Периандре, но также небезынтересным было сочинение Николая Дамасского, но оно, к сожалению, сохранилось только в виде фрагментов. И совсем уж крохи интересной в этом смысле информации содержат труды Страбона, Клавдия Элиана, Афинея, Павсания, Парфения, Платона и Цицерона.

               


                б) названный тираном


          Репутация Периандра в античной традиции двойственная, как и у его отца. С одной стороны, он обычно причислялся к семи мудрецам; в этом качестве ему приписывается изречение: «размышление — все». С другой стороны, Геродот описывает Периандра как тип злого тирана. Но прежде всего о самом существе этого понятия.

          ТИРАН  (по определению древних греков, проживаюших  в основном в VII——VI веков  до н. э.) это лицо, насильственно захватившее власть. Таким  образом, слово употреблялось в смысле современного «диктатор». В схожем смысле слово «тиран» употреблялось в средневековье (XIII —XVI века) к правителям городов-государств Северной и Средней Италии.

         Согласно  рассказу Геродота, сначала Периандр был милостив, но изменился из-за общения с тираном  Фрасибулом. ФРАСИБУЛ- тиран (ок. 610 -600 до н. э.) г. Милета (Др. Греция). Захватил власть, свергнув басилеев из рода Нелеидов. При его правлении упрочилось международное  значение Милета: проводилась колонизация побережья Черного моря и был заключен выгодный мир с Лидией после 12-летней войны. В целом, социальная политика Фрасибула была типичной для раннегреческой тирании. Диодор Сицилийский пишет, что Фрасибул  был немыслимо жесток и многих граждан незаконно убил или изгнал по надуманным обвинениям, а имущество их конфисковывал. По легенде, именно Фрасибул, срывая на поле самые высокие колоски,  подал Периандру совет уничтожать всех выдающихся людей в городе. А вот как это произошло согласно одному из преданий...

         Не имевший достаточного опыта самостоятельного правления Периандр и обратился за советом к своему другу - искушенному политику милетскому тирану Фрасибулу. Посланник Периандра отправился в Милет с письмом, в котором правитель описав сложившуюся в Коринфе ситуацию, спрашивал – как ему поступать? Прочитав послание, Фрасибул не дал никакого ответа, ни устно, ни письменно, но пригласил посланника на совместную прогулку за город. В неспешной беседе милетский правитель снова и снова переспрашивал гостя о делах в Коринфе, неспешной походкой бродя вдоль колосящихся нив. При этом он останавливался у колосьев, возвышающихся над другими, обрывал их один за другим и бросал себе под ноги. Таким образом беседа продолжалась довольно долго, но никакого вразумительного совета коринфянин от Фрасибула так и не услышал. По окончании прогулки милетский тиран простился с посланником и велел ему немедленно возвращаться в Коринф. Переплыв на своем корабле Эгейское море, человек Периандра вернулся назад и предстал пред своим владыкой. Коринфский тиран спросил у него, какой ответ он привез от Фрасибула, но посланник отвечал, что правитель Милета безумен, ибо тот  не только ничего не ответил на прямые и ясные вопросы Периандра, но при этом еще развлекался уничтожением лучшей части урожая своих полей. Однако Периандр был чрезвычайно мудр от природы, и сразу понял, что Фрасибул таким образом дал ему тайный совет уничтожить наиболее выдающихся граждан Коринфа, лишив тем самым вождей всех, кто недоволен правлением тирана.

       Поняв, что это единственно возможный для него способ удержать власть в своих руках, Периандр последовал совету Фрасибула. Внезапно для представителей оппозиции он обрушил на них казни и изгнания, и в короткий срок очистил город от тех, кто готовился отнять у него власть. За это многие свободолюбивые греки впоследствии проклинали Периандра, не желая ничего знать о причинах его вынужденной жестокости, но таким образом коринфскому тирану удалось упрочить свою власть, которая вскоре принесла городу великую славу, экономическое и культурное процветание.
 
       Перианду было в кого быть жестоким, ибо таковым  являлся его собственным отец. Кипсел, сын Ээтиона был первым первый тираном города Коринфа, правившим в VII веке до н. э. Память о Кипселе сохранилась двойственная, так как, беспощадно преследуя знать, он в то же время пользовался большой популярностью у народа и, в отличие от более поздних тиранов, не нуждался в телохранителях. Кипсел от своего имени создал сокровищницу в Дельфах, посвященную Аполлону. В течение десяти лет коринфяне платили налог на имущество. По предположению Берве, на эти деньги была создана золотая статуя Зевсу, которую Кипсел со своей эпиграммой пожертвовал в Олимпию. После 30-летнего правления он мирно окончил свои дни в 627 г., умерев своей смертью в полном благополучии. Его старшему сыну Периандру в то время было 38 лет, и он был единственным сыном покойного тирана от законной жены Кратеиды.

       Аристотель также называет Периандра "настоящим тираном, но человеком воинственным". В отличие от отца он окружил себя телохранителями, его охраняли 200 наемных солдат. Он запрещал собираться группами на площади, боясь заговоров; с той же целью - воспрепятствовать скоплению народа - запретил общественные праздники и частные пиршества и т.д. Он запретил приобретать рабов, предметы роскоши и заниматься беспорядочными половыми сношениями - меры, направленные прежде всего против аристократии.

        Геродот  указывает, что Периандр в гневе  убил свою жену Мелиссу, а затем пожелал, чтобы коринфские женщины Коринфа доставили в храм Геры погребальные одеяния для неё. В то же время он хотел устроить из этого праздничную оргию, повелев всем им собраться в храме  в дорогих  нарядах, после чего их неожиданно окружили телохранители и раздели догола. Ритуал сожжения праздничных нарядов корифянок был продиктован обычаем, согласно которому оракул разгадывал волю покойной путём общения с её духом.  Это предание подтверждает, что коринфский тиран нередко использовал довольно суровые меры.

           А когда его сын Ликофрон, узнав о причине смерти матери, перестал разговаривать с ним, тот сослал его. А также пошёл войной на Прокла из Эпидавра -отца Мелиссы, угрожавшего ему. Прекрасный город на северо-востоке Пелопоннеса Эпидавр,где процветал культ бога-целителя Асклепия, был покорён.  О жестокости Периандра говорит также   факт его биографии, связанный с правлением в покорённой Керкире и убийством его сына Николая. Решив мстить за сына, Периандр пошёл войной на керикирян и, победил  их.  Далее он совершил ужасное злодеяние, отобрав 300 сыновей знатнейших людей острова и послав их в Лидию для оскопления. А на острове он посадил своего племянника Псамметиха, от сводного брата Горга, которого он затем и сделал своим наследником в Коринфе.

               
                в) мудрый правитель


        Социальная политика Периандра была чрезвычайно активной. Он, например, препятствовал переселению разоряющихся земледельцев в город, всеми силами стараясь сохранить сельхозпризводство на максимально возможном уровне. Это было необходимо, поскольку население Коринфа росло бурными темпами, и уже значительно превышало количество людей, способных прокормиться за счет земель, расположенных в окрестностях. «Лишних» людей Периандр предпочитал отправлять в колонии, избегая накопления в городе массы обездоленных людей, склонных к мятежам и погромам.

           При этом правитель принимал меры и против излишней роскоши в быту наиболее богатых граждан. Он даже учредил специальную комиссию, следившую в частности, чтобы расходы коринфян не превышали получаемых ими доходов. Это покушение тирана на «гражданскую свободу» весьма озлобляло «лучших людей» древнего мегаполиса, зато в целом значительно снижало градус напряженности в обществе.

       Еще одной похвальной заботой Периандра была борьба за нравственность среди граждан. Задолго до Сократа великий коринфский тиран утверждал важнейшую роль этического благополучия для общественного благосостояния. И как человек деятельный и энергичный, он не только предостерегал своих земляков от нечестивых поступков, но и боролся против безнравственности силовыми методами. Аристотель, к примеру, утверждал, что Периандр извел всех сводниц в Коринфе. Никогда ранее (и, увы, никогда после) жизнь в Коринфе не была настолько пристойной и благочестивой, как в годы правления Периандра.
Впоследствии эти меры в разных комбинациях применяли многие последующие авторитарные правители и тираны Греции, в том числе такие выдающиеся афинские политики и законодатели как Солон, Писистрат и Перикл. И философ Аристотель, и историк Эфор считали Периандра истинным основоположником тиранического способа правления.
 

          Периандр продолжал внешнюю политику своего отца продолжал политику Кипсела, и стремился распространить влияние Коринфа еще далее на северо-запад Греции. В самом начале его правления – в 627 г. – на побережье Иллирии были выведены две новые колонии: Эпидамн (совр. Дуррес в Албании) и Аполлония (совр. Фиер в Албании. Эти колонии располагались в стороне от торговых путей, ведущих на Запад. Главным их назначением было служить морскими базами для борьбы в Ионическом море с многочисленными иллирийскими пиратами, и, кроме того, эти колонии должны были обеспечить безопасность поставок в Коринф серебра из Иллирии. Кроме того, по свидетельствам древних авторов в районе Аполлонии имелись месторождения нефти, которая употреблялась для освещения, вместо довольно дорогого оливкового масла, а также использовалась при изготовлении лечебных мазей. Там же добывали природный асфальт, находивший свое использование, в первую очередь, как материал пригодный для смоления кораблей. В дальнейшем Периандр, опираясь на основанные им города, предполагал добиться полного контроля над добычей драгоценных металлов в иллирийских рудниках.

        Затем коринфяне для укрепления безопасности западных морских путей создали еще несколько поселений на акарнано-этолийском побережье, близ выхода в Ионийское море из Коринфского залива. В последующие годы они развились в небольшие города: Халкиду, Макинию, Моликрий и Соллий. Позже, около 600 г. была основана последняя из примечательных колоний Коринфа – Потидея на полуострове Халкидика, на восточном берегу Балканского полуострова.
Эту колонию основал сын Периандра Эвагор. Место для основания нового поселения, разумеется, было выбрано не случайно. В ближайших районах Фракии и Македонии располагались золотые и серебряные рудники, сама же Халкидика изобиловала лесами. Древесина была необходима для строительства новых кораблей коринфского флота, число которых в правление Периандра значительно увеличилось.

        Положение коринфских колоний, в отличие от большинства новых поселений, основанных другими крупными греческими городами, было подчиненным в отношениях со своей метрополией. Вместо самоуправления на местах, коринфские тираны ставили в них своих наместников, роль которых в достаточно крупных поселениях исполняли сыновья или ближайшие родственники Кипсела и Периандра. Керкирой, например, во время правления Периандра, сначала управлял его сын Ликофрон, а затем его племянник Псамметих. Коринфские колонии, по сути дела, были составными частями Коринфии – единой торговой и морской державы Кипселидов.

         Примерно тогда же, в конце VII в. Периандр осуществил еще один важнейший проект общегреческого масштаба. Он создал знаменитый Диолк (волок) – обустроенный путь для транспортировки кораблей через Истм, и позволявший быстро перемещать суда из Коринфского залива в Саронический и в обратном направлении.   Сбор пошлин с мореплавателей за перевозки по волоку стал существенной статьей поступлений в казну коринфского государства, что позволило Периандру, в отличие от своего отца, не вводить прямое налогообложение доходов граждан Коринфа. Денежные сундуки коринфского тирана и без того успешно наполнялись доходами от городского рынка и гаваней. В его правление были отчеканены первые коринфские монеты.


                г)  философ, мастер искусства и меценат


               Именно в это время в Элладе зарождалась научная мысль, достигшая в последующие века столь значительных высот, каких не знала ранее всемирная история. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. и который принято именовать «греческим чудом».

         Начало этому стремительному восхождению по ступеням разума положили достижения первых греческих мудрецов и писателей VII – VI вв., предпочитавших излагать плоды своих размышлений не в обширных трактатах, а в сборниках стихотворных афоризмов – гном, которые Аристотель позднее определял, как «высказывания общего характера».  Главными темами размышлений при этом были основные принципы житейской мудрости, политической жизни и, особенно, вопросы нравственности, занимавшие в те века первое место между всеми общественными интересами. Эти ёмкие по смыслу и краткие по форме одностишья легко запоминались наизусть, как нельзя более соответствовали настроениям греков, и потому стали необычайно популярными в народе. Авторы этих мудрых мыслей были окружены почетом в общественном мнении, о них складывали легенды, они справедливо считались первыми великими умами греческой цивилизации.  В  счастливое число "семи мудрецов",  был включен и Периандр Коринфский, к тому времени уже отошедший в мир иной.
      
        Периандр создал книгу в древнем жанре наставительных притчей, состоящую по преданию из 2000 стихов. Вероятно, она представляла собой нечто вроде знаменитой библейской «Книги притчей Соломоновых». Труд Периандра не сохранился до нашего времени, но ряд стихов из его утерянной книги пережил время, передаваясь из уст в уста, как греческая народная мудрость. Кроме того, как утверждал греческий грамматик и софист III в. от Р.Х. Афиней в своей книге «Пир мудрецов», Периандр писал и элегические стихи, причем тщательно их отделывал и упорядочивал по количеству стоп. Некоторые изречения Периандра уже вскоре после его смерти были записаны на стене храма Аполлона в Дельфах, а в последующие века воспроизводились на страницах сочинений более поздних писателей. Благодаря этому, сегодня и мы можем разделить богатство мысли легендарного греческого мудреца. Изречения Периандра
• Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.
• Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
• Наслаждение бренно – честь бессмертна.
• В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
• К друзьям и в несчастье будь неизменен.
• В усердии - всё.
• Сговора держись.
• Тайн не выдавай.
• Наказывай не только за проступок, но и за намерение.


           Репутация богатого и щедрого правителя, искушенного в искусстве, привлекала к его двору многих поэтов и музыкантов. При нем Коринф украсился прекрасными зданиями, при дворе тирана подолгу гостили знаменитые поэты. У Периандра в Коринфе жили: легендарный баснописец Эзоп, основоположник и классик этого жанра, а также поэт Херсий – автор знаменитой эпитафии Гесиоду. Периандр был щедрым на награды поэтам и певцам, но еще более богатые дары он, по примеру своего отца, посылал в важнейшие храмы Эллады.

           Особо славился один его дар – шедевр коринфских краснодеревщиков, ювелиров и резчиков по кости. Ларь, послуживший спасительным убежищем для его отца, по приказу Периандра был облицован кедровым деревом, украшен рельефными изображениями на мифологические темы, из золота и слоновой кости. В таком облагороженном виде Периандр преподнес семейную реликвию в дар храму Геры Олимпийской. Еще во II в. от Р.Х. это прекрасное изделие хранилось в Олимпии, и видевший его в то время собственными глазами греческий писатель Павсаний чрезвычайно подробно рассказал о нем в своем сочинении «Описание Эллады».

         И, разумеется, много подарков Периандр делал своим личным друзьям и союзникам. Однажды Периандр отправил груженый корабль в Милет к Фрасибулу, но вблизи острова Кос это судно попало в шторм и потерпело крушение. Много лет спустя местные рыбаки вытащили из моря красивый бронзовый треножник, посланный коринфским правителем в подарок своему другу-тирану. Однако перед тем как закидывать сети, рыбаки заранее продали весь улов некоему юноше родом из Милета, и между рыбаками и милетцем разгорелся спор за обладание прекрасной находкой. Уступать никто не желал, и в итоге между жителями Милета и обитателями острова Кос разгорелась настоящая война, а затем спорящие стороны обратились за советом к дельфийскому оракулу, который предложил «нулевой вариант» решения, согласно которому спорный треножник должен быть передан мудрейшему из греков. Согласившись с таким решением, милетцы поднесли треножник своему земляку Фалесу, но он передал его другому мудрецу, посчитав его более достойным, тот – третьему и так далее, пока дар не попал в руки афинянина Солона, который решив, что никто не может сравниться в мудрости с богом, отослал треножник в Дельфы, как подношение Аполлону.

           Большое богатство коринфского правителя давало ему возможность огромные средства вкладывать в развитие спорта. Спортивным зрелищам он придавал особое значение в своей политике, видя в этом способ объединения граждан всех слоев коринфского общества на патриотических позициях. Собственно атлетические состязания были чрезвычайно популярны во всех греческих городах без исключения, но Коринф в те годы стал одним из основных центров спортивной жизни Эллады.

          Известно, что колесница Периандра как минимум один раз побеждала на Олимпийских играх, и в честь этой победы в Олимпии была установлена золотая статуя. Но участие коринфян в самых престижных греческих играх закончилось скандалом. На одном из ристаний местные судьи под каким-то предлогом «украли» заслуженную победу у коринфской упряжки, и этим нанесли Периандру личную обиду. Более в его правление коринфяне на Олимпийские игры не ездили; в пику Олимпии Периандр учредил ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ, посвященные Посейдону, в Коринфе. Собственно эти игры существовали и ранее с незапамятных времен, но имели сугубо местное значение и на них не приглашались атлеты из других греческих городов.
С начала VI в. Истмийские игры стали проводиться с большим размахом один раз в два года, в привязке к Олимпийскому циклу. Однако при коринфском тиране эти игры не были в полном смысле слова общегреческими, поскольку, по распоряжению Периандра, хозяева Олимпийских игры – жители пелопонесской Элиды – на Истмийские состязания не допускались даже в качестве зрителей. Зато афинянам на играх в Коринфе традиционно выделялись лучшие и самые почетные места на скамьях стадиона.

       Этот факт нашел отражение даже в афинских законах. Непосредственной наградой победителю на Истмийских играх был лишь венок из сосновых ветвей, но афинская община особо позаботилась и об определенном материальном вознаграждении для своих граждан, утверждающих спортивную славу Афин в Коринфе. Например, законодательство Солона определяло для победителя на Истмийских играх приз в 100 драхм. Правда, своим победителям на Олимпийских играх афинское правительство выдавало по 500 драхм, что лишний раз свидетельствовало, что в части престижа в греческом мире Истмийские игры весьма уступали Олимпийским.



                д) Периандр и Арион.

         «История» Геродота сохранила на века один удивительный, но при этом имевший множество свидетелей случай, произошедший с одним из поэтов этого круга. Речь идёт об Арионе. АРИОН — греческий лирический поэт, певец и кифаред из Метимны на о. Лесбос (конец VII — начало VI в. до н. э.). Арион славился как непревзойденный музыкант. Долгое время этот великий поэт и музыкант жил при дворе Периандра в Коринфе, пользуясь его щедростью и вниманием. Особенное впечатление производили его собственного сочинения дифирамбы – торжественные песни в честь богов и героев.

           В те годы слава Ариона гремела по всему греческому миру. Арион умел создавать праздничную атмосферу на своих выступлениях, во время которых он обязательно наряжался в роскошные концертные костюмы, а пение его сопровождал и в нужные моменты поддерживал специально обученный им певческий хор. Божественный голос певца с острова Лесбос и волшебные звуки его кифары покорили сердца десятков тысяч греков. 

           Арион  получал множество приглашений порадовать своими песнями и другие греческие земли. И вот однажды он отправился в поездку по городам Италии и Сицилии. Его как всегда блистательные выступления кроме славы и оваций принесли ему тогда и великое богатство. Когда пришло время возвращаться в Коринф, Арион нанял у коринфских мореходов, которых он более других ценил за мастерство кораблевождения, специальный корабль для себя, и на нем отправился в обратный путь из южно-италийского города Таранта.

           Когда корабельщики увидели, какие ценности везет с собой кифаред, их рассудок смутился от алчности, и они сговорились лишить жизни прославленного певца, чтобы завладеть его сокровищами. Арион догадался об уготованной ему участи, он стал предлагать злодеям забрать все его сокровища, но сохранить ему жизнь. Однако корабельщики отказали ему в милости, опасаясь возмездия себе, если Арион позже обличит их в суде. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. Тогда Арион попросил исполнить его последнюю волю и разрешить ему спеть перед смертью свою лучшую песню. На это корабельщики согласились охотно. Они расселись на скамьях гребцов в середине корабля, предвкушая виртуозное, и при этом дармовое пение смертника.

             Арион же облачился в свой лучший наряд, взял кифару и, встав на корме, на высоких нотах пропел свою торжественную песнь. С последним звуком своего голоса он бросился в море и, прощаясь с жизнью, погрузился в его пучину. Корабельщики между тем продолжали свой путь в Коринф.

            Но Арион не утонул; он был спасен стаей дельфинов, привлеченных к кораблю чарующими звуками его голоса и звоном кифарных струн. Дельфины на своих спинах, время от времени передавая Ариона друг другу, вынесли его к ближайшему берегу у мыса Тенар – южной оконечности Пелопоннеса, где он, воздал благодарные молитвы богам, кропя слезами свои слова. Затем, придя в себя, в промокшем насквозь певческом одеянии Арион отправился в Коринф.

          Встретившись с Периандром, он поведал ему историю своего чудесного спасения, но рассказ был настолько удивительным, что тиран ему не поверил, и приказал заключить певца под домашний арест до выяснения всех обстоятельств этого дела. В тоже время он отправил своих воинов в порт, приказав им внимательно следить за корабельщиками названного Арионом судна.
 
        Как только корабельщики сошли на берег, они были немедленно доставлены к Периандру. Тиран спросил их, что им известно об Арионе? Корабельщики отвечали, что Арион, вероятно, живет и процветает  где-то в Италии, а они в последний раз встречали его в Таранте и пребывал он тогда в полном благополучии. В эту минуту по зову Периандра в зал ввели Ариона в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Корабельщики были настолько поражены видом того, кого они считали покойником, что не смогли отрицать своей вины, и так были уличены.

          Эту историю потом веками пересказывали в Коринфе и на острове Лесбос. Зримым подтверждением этих рассказов служила небольшая медная статуя, изображающая человека на дельфине, установленная Арионом на мысе Тенар в благодарность за свое спасение. Сюжет об Арионе лёг потом в основу стихотворения А. С. Пушкина «Арион» (1827).
            А я — беспечной веры полн, —
            Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
            Измял с налету вихорь шумный...
            Погиб и кормщик и пловец! —
            Лишь я, таинственный певец,
            На берег выброшен грозою,
            Я гимны прежние пою
            И ризу влажную мою
            Сушу на солнце под скалою.

                А.С.Пушкин.

        Периандр понимал и ценил  искусство певца. При помощи Ариона правитель ввёл в Коринфе, как государственный, культ Диониса. Дифирамбы Ариона, как торжественные песни исполняемые в честь богов и героев, стали новым особым музыкальным жанром не только для греческого, но и для всего мирового вокального искусства.


*    *    *
 
    Периандр правил в Коринфе почти 40 лет. Авторитет Коринфа в греческом мире в конце VII и в начале VI вв. во всех отношениях был очень высок, а Периандр был, пожалуй, самым влиятельным греческим политиком того времени, сравниться с которым мог только Солон Афинский.  Это им сказано: «Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью. Власть народная  крепче тирании". Неудивительно поэтому, что коринфский правитель играл активную роль во внешней политике государств Восточного Средиземноморья, и роль эта, как правило, была миротворческой, что еще более упрочивало его репутацию мудреца.

            Периандр был очень умным, деятельным, страстным и волевым человеком. Склонность к размышлениям, в том числе и на отвлеченные темы, сочеталась в нем с удивительной практической сметливостью и настойчивостью в достижении поставленной цели. При нём Коринф украсился прекрасными зданиями и расцвели искусства. На вопрос же, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».


Рецензии
Елена! Вы знаете всю ветхую историю! Вы молодчина
Таких как вы мало! Удачи вам! С уважением Александр

Александр Кабаев 2   11.07.2018 16:54     Заявить о нарушении
Спасибо Вам.

Просвещение   15.07.2018 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.