Петербург в романе Преступление и наказание

Сочинение по литературе.

Достоевский помещал своих воображаемых героев в подлинную обстановку. Родиона Раскольникова он поселил в том переулке, где жил сам во время создания «Преступления и наказания». Писатель рисует картины города с документальной точностью. Автор указывает точные маршруты героев, обращает внимание читателя на всё, что встречается на пути. Сделав Петербург своей творческой лабораторией, Достоевский добился поразительного эффекта достоверности повествования. Детально выписанный на страницах романа образ большого города создаёт на удивление правдоподобный фон для описываемых событий.

Местом действия писатель выбрал Сенную площадь и окружающие её мрачные улицы – самую грязную и бедную часть старого Петербурга. Лишь раз смотрит Раскольников на «великолепную панораму» Исаакиевского собора, но эта «пышная картина» полна для него «необъяснимым холодом».

Городские пейзажи в романе пугающе мрачны и страшны. Действие происходит летом, но автор описывает не солнце и ясное небо, а «страшную жару, духоту и пыль» грязных улиц и переулков большого города. Читатель постоянно ощущает кипение городской жизни, сталкивается с будничными, но от этого ещё более ужасающими драмами. Почти все перемены в мыслях и чувствах Раскольникова связаны с впечатлениями, которые он получает во время постоянных прогулок.

Значительную роль в раскрытии характеров главных героев занимает описание мест, где они обитают. Душа Раскольникова словно сдавлена низким потолком «клетушки», в которой он живёт. Улицы около его дома настолько узкие и короткие, что стены домов сливаются, образуя глубокие и мрачные колодцы.

Тупики, тёмные углы и унылые серые стены с неумолимым постоянством напоминают живущим здесь беднякам о «тупиковой» безнадёжности их существования.

Документально точное описание жизни Петербурга в сочетании с художественным вымыслом позволяют истинно и свежо описать действительность того времени. Погружая выдуманных героев в невыдуманную обстановку, автор заставил современников поверить в жестокую реальность происходящего в романе.

Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» необходим писателю в качестве достоверного фона действия. Способствуя созданию единого настроения и своеобразного мрачного колорита, образ Петербурга вырастает до значения одного из равноправных героев произведения.


Рецензии