Что написано пером, не вырубишь и тремя топорами?

Яша Белоцерковская (те, кто был у нас на августовском вечере, её помнят) в октябре упомянула нас в статье (см. ссылку http://www.oblgazeta.ru/culture/13088/), после прочтения которой могут возникнуть сомнения, имеет ли клуб «Три топора» право на существование. Собирался написать ответ, но руки не доходили. Сегодня, получив от ещё одной хорошей девушки сообщение «это же поэзия а не клоунада», я совсем пригорюнился, и вот уже стою у края своих персональных Апофет (куда в Спарте якобы сбрасывали всех тех, кто не как все). Смотрю в бездну, бездна смотрит в меня, и безмолвно вопрошает: «Зачем поэзии «экшен»? Это как третий глаз. Вроде два же должно быть? Зачем третий? Прыгай давай вниз!»

Однако времена уже не те, и даже если у всех по два глаза, то тот, кто с третьим – в общем-то, прыгать никуда уже не обязан, а, якобы, при правильном использовании может увидеть многое, недоступное взгляду других. Может, и поэзия, если добавить «экшен», позволит услышать больше? Ключевые слова – «при правильном использовании».

«Экшен»-поэзию обвиняют в том, что действие перекрывает текст, и цель добавления «экшена» – скрыть допущенные огрехи. Зачем поэт пишет стихи? Если отстраниться от кокетливых формулировок типа «я не могу не писать» и т.п., то, видимо, поэт хочет что-то рассказать, к чему-то побудить, поделиться каким-то настроением, сделать мир немного красивее. Зачем поэт после этого начинает свои стихи читать вслух? Вроде бы всё затем же, не считая проверки на прочность, но…
Не запретить ли читать стихи вслух? Вдруг он, поэт, вышел читать вслух затем, чтобы интонацией, динамикой, мимикой, жестом договорить то, что могут не понять, читая с бумаги? Лентяй и святотатец. Верните ему бумагу, и пусть доделывает стихотворение, не ленится… Да, точно. Вот придём к власти – запретим читать стихи вслух. Иллюстрации в книгах тоже, кстати, запретим. Какое право имеет иллюстратор навязывать свои зрительные образы и ассоциации, отвлекать картинками от чтения текста? Песни петь тем более незачем. Хотите музыки – играйте. Хотите стихов – пишите. Соединять – к чему? Ни стихов толком не услышать, ни музыки… Это будет замечательный, чистый, светлый мир, наполненный идеальными текстами без огрехов и разнообразной лишней мишуры.

К сожалению или к счастью, это светлое будущее для избранных ещё не построено. А пока следует, видимо, признать (и даже те, кто против «экшен»-поэзии, это признают), что удачное дополнение - в виде визуального образа (фото, видео, рисунка), музыки, жеста, танца - может быть вполне уместным. Может, и клоунада, кстати. Всё может быть. Критерий уместности всё тот же – достижение целей, которые преследовал поэт. Если же тебе посчастливилось написать такой текст, которому всё это только помешает - возможно, стоит перепроверить ещё раз? Разные люди, разные стихи, разное восприятие... И да, "правильное использование"!

Я считаю актуальной не арифметику «из сотни поэтов через сто лет вспомнят лишь пару самых лучших», а скорее «через сто лет тех, кто вообще станет вспоминать поэтов, будет вместо сотни лишь пара человек». И будут ли помнить – зависит от того, будет ли круг интересующихся поэзией сужаться или расширяться. Покажи зрителю картинку – и, может быть, тебя поймут не девять человек, а десять. Включи музыку – и слушатели погрузятся в твоё настроение быстрее. Предложи зрителю читать твои стихи вместе с тобой – и он, проговаривая твои слова, будет считать их и своими тоже. Для будущего нужна эволюция. Для эволюции нужны изменения. Для изменений нужны эксперименты. Клуб экшен-поэзии «Три топора» - плодородное поле для ваших экспериментов.

                Игорь КЫНКУРОГОВ


Рецензии