Портрет Томаса Уильяма Коука. Цикл Психологические

Венера пробудилась ото сна
И потянулась в объяснимой неге.
Жаль – статуя. Но в позе столь честна,
Что позабудешь о дожде и снеге.
Тем более, так  ласков тот пейзаж,
Где Томас,  с безразличием во взгляде
Собою оживляет антураж
В богатом презентабельном наряде.
Одежды спесь идёт ему к лицу,
Создав контраст расхристанной Венере,
Которая мила и подлецу,
Который мил какой-нибудь гетере.
Но Томас Уильям смотрит отстранясь,
Хотя так ловко приобщился к ложу,
Что вдоль руки невидимая связь
Проходит к постаменту через кожу.
Британский сибарит, аристократ,
Любитель соболей и путешествий,
Уже с брюшком, стоит с трудом, помят,
И воплощает смысл соответствий
Промеж богатством и ценой любви
К искусству, повышая эту цену,
Где мастер, неизменный визави, 
Предвосхитил и выгоду, и сцену.
Он явно намекает – древний Рим,
Чтоб выглядел сей бритт колонн моложе.
Подделка времени и места – грим
Вокруг портрета, чтоб продать дороже.
Сюжет простой - без ангелов и слуг,
Лишь пёсик засиделся в интерьере.
Он есть намёк на то, что Томас плут,
Но оплатил работу в полной мере.
В чём эта связь? А вот вам и ответ:
Пёс дорисован мастером в финале,
Он вносит здесь динамику в сюжет:
Три персонажа - по диагонали,
И Томас возвышает свой парик,
Устроившись меж шавкой и Венерой,
Чтоб зритель бессознательно постиг,
Что Коук и то, и сё в известной мере.
И музыка. Пусть слабо, но звучит.
О бренности. О вечности искусства.
О завязи на время и на быт.
Тем самым расшевеливая чувства.
Но что нам Коук? Заезжий ловелас,
Поставленный художником в ротонде.
Кому обязан он, что видит нас?
Помпео, из фамилии Батоне.
Втайне пред ним мечтали постоять
Повесы восемнадцатого века.
В «большом турне» отъявленная знать
В себе хотела видеть человека.
И видела, но с помощью руки
Великого (с натяжкой) портретиста.
Чьи типажи строги и далеки,
И в то же время явственны и близки.
Кто видит Томаса, тот чувствует - никто
Не избежит ни смерти, ни заклятья.
Что жизнь?  Она - песцовое манто,
Наброшенное временно на платье.
Здесь зеркало эпохи. Человек,
Его одежда, постановка, поза.
Будь он китаец, римлянин ли, грек…
Его уж нет, но это мелочь, проза.


Рецензии
Павел!
"Создав контраст расх(Р)истанной Венере" - опечатка.

С Уважением, Шавкат.

Шавкат Султанов   19.12.2016 08:57     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Шавкат.

Павел Сабинский   19.12.2016 16:19   Заявить о нарушении