О системе образования

Введение

Образование – это система получения определенных навыков и знаний, необходимых для гармоничного развития личности и общества в целом. Оно включает в себя общее и профессиональное обучение, которое имеет несколько степеней отличия: начальное, среднее, высшее, высшее академическое. В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образование последующей ступени: начальное образование — является базовым для среднего образования, среднее образование — является базовым для высшего образования, высшее образование является базовым для образования в аспирантуре (при соискании ученой степени кандидата наук), образование в аспирантуре является базовым при соискании ученой степени доктора наук).

Система образовательных учреждений включает в себя:
1 Начальное образование
2 Среднее образование
3 Высшее образование
3 Уровни универсального (политехнического) образования (интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня)
3.1 Дошкольное образование
3.1.1 Дошкольное образование в России
3.2 Общее образование
3.2.1 Начальное общее образование
3.2.2 Основное общее образование
3.2.3 Среднее (полное) общее образование
3.2.4 Дополнительное образование детей
4 Уровни специализированного образования
4.1 Дополнительное образование детей
4.2 Профессиональное образование
4.2.1 Начальное профессиональное образование
4.2.2 Среднее профессиональное образование
4.2.3 Высшее профессиональное образование
4.3 Послевузовское профессиональное образование
4.3.1 Аспирантура
4.3.2 Докторантура

Начальное образование считается практически приемлемым первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования. В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию. В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Право на образование закреплено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
В целом образование дает человеку путевку в жизнь. А дальнейшее зависит от усилий самого человека по освоению полученных знаний. «Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились»  (Б. Ф. Скиннер).

2. Прошлое, настоящее и будущее образования

Не так давно возможность получить образование была избирательной, и потому многие в царской России не умели даже читать. Реформы первой половины ХХ-го века позволили добиться всеобщей грамотности. Существовавшая в советское время система образования позволяла также получать бесплатное профессиональное обучение вплоть до научных степеней. Процесс перестройки экономики на новые рельсы позволил внедрить платное получение профессиональных знаний, что повлекло за собой сбой в системе образования. Мы видим, что на данном этапе вместе с ростом числа эрудитов и интеллектуалов, наблюдается дефицит профессионалов во всех областях знаний. Это обусловлено в первую очередь отсутствием правильного подхода к каждой личности, поиска талантливых, одаренных детей и внедрением иных либеральных ценностей, когда во главу угла ставятся материальные интересы и возможности. Для сравнения приведу международный опыт.

В Швейцарии главная задача школы — сделать учёбу интересным и захватывающим процессом. Система образования в Швейцарии универсальна, она вобрала в себя лучшие черты англо-американской, французской и немецкой школ. Большего разнообразия и широты выбора не встретить нигде. Высшее образование регулируется центром и регионами совместно: в ведении федеральных властей высшее профессиональное образование, а кантоны отвечают за университетское образование. При этом финансовое обеспечение университетов гарантирует центр. Разные педагогические школы объединяют несколько важнейших основополагающих принципов. А именно — главной целью обучения и воспитания признается развитие индивидуальности каждого ребёнка и пробуждение в нём интереса к творческому познанию окружающего мира. Швейцария хранит традиции, система образования в этой стране и сегодня основана на канонах этих великих реформаторов.
Швейцарские власти уделяют огромное внимание национальной системе высшего образования. Экономическое чудо, превратившее страну из нищего аграрного захолустья в сильнейшее европейское государство всего за 2 века, было бы невозможно без этого. В стране отсутствуют какие-либо значимые запасы природных ископаемых. Основа основ швейцарской экономики - создание уникальной высокотехнологичной продукции, аналогов которой нет ни в Германии, ни в США, не говоря уж о Китае. Часовая промышленность, машиностроение и точная механика, фармакология и нефтехимия - основные отрасли экспортно-ориентированной экономики Швейцарии, залог ее процветания и более 40% ее ВВП. Такая экономика не мыслима без развития высшего образования и науки. Высшее образование в Швейцарии отличает прикладной характер: большинство преподавателей и почти половина студентов участвуют в исследовательской работе. Государство выделяет на науку около 2,6% от ВВП, что выше среднего по ОЭСР уровня. На образование направляется 5,2% ВВП. Для сравнения - в России чуть меньше 3%, в Китае - 3%, Германии - 4,5%, Англии и США - 5,5%.

Отсюда мы видим, как велико значение образования в функционировании страны. И там, где это понимают, нет проблем ни с экономическим ростом, ни с преступностью. Потому есть повод поговорить о перспективах образования в нашей стране. И видится мне, что оно должно быть направлено на формирование личности, развитие талантов и способностей, возможностей развития даже после получения базовых знаний любого уровня. Только такой подход позволит нам выйти на новый уровень экономического развития, а, значит, и достичь потенциального роста  и в  производительности труда и в научной и культурной сфере. Это создаст фундамент для формирования нового мировоззрения, суть которого будет заключаться в том, что человек будет обучаться всю свою сознательную жизнь новым приемам и методам работы, совершенствовать свои способности и передавать опыт ученикам. Но для этого не должно быть никаких сдерживающих факторов. Об этом мы поговорим в следующей главе.

3. О доступности образования

На данном этапе у нас в стране бесплатным является только среднее образование и отчасти высшее. Это лишает социально-незащищенные слои населения возможности получить полноценное профессиональное образование. А если учесть уровень материального обеспечения самых элитных в развитом обществе профессий, то становится понятным, что перспективы обучения членов таких семей сведены к минимуму. Обратимся к данным статистики.
По данным Росстата, средняя зарплата в российской системе образования в 2013 году составляла 27 тыс. рублей в месяц, в том числе в:
дошкольном образовании — 9,7 тыс. рублей в месяц;
начальном общем образовании — 10,0 тыс. рублей в месяц;
дополнительное образование детей — 12,2 тыс. рублей в месяц;
основном общем образовании — 11,0 тыс. рублей в месяц;
среднем (полном) общем образовании — 13,0 тыс. рублей в месяц;
начальном профессиональном образовании — 12,1 тыс. рублей в месяц;
среднем профессиональном образовании — 15,7 тыс. рублей в месяц;
высшем профессиональном образовании — 20,2 тыс. рублей в месяц
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Таким образом, мы видим, что дать ребенку полноценное образование не может среднестатистическая семья, учитывая тот факт, что у нас большая часть граждан живет ниже уровня сытости. А в нормативах оплаты труда общество высказывает свое отношение к профессии. Из вышеприведенных данных мы видим, что платное образование становится малодоступным. Подтвердим это цифрами.

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ – 240000 в год
Белгородский государственный университет – 70000
Владивостокский государственный медицинский университет -82000
Волгоградская академия государственной службы -89400
http://platnoe-obrazovanie.ru/ceny-vuzov/

И для полноты картины перейдем к общественному мнению.
Общественное мнение на вопрос
«Должно ли в России быть образование платным? И не приведет ли это к нищете и безграмотности?»

«Образование в нашей стране должно быть бесплатным. Другое дело дополнительные занятия или дополнительные предметы. Они могут быть платными. Но и в этом случае оплата должна быть приемлемой. Если действительно у нас введут платное образование, то 50% населения станет безграмотным. Ведь на сегодняшний день у многих граждан не хватает денег даже на элементарное на еду и одежду. На счет высшего образования могу сказать только то, что нынешняя система должна быть сохранена. Должны быть как бюджетные места, так и платные. Потому что в стране много талантливых детей, которые не могут оплачивать учебу. Для таких категорий граждан должны быть созданы бюджетные места. А у кого достаточно средств, те могут обучаться, оплачивая свою учебу сами.

Образование должно быть абсолютно бесплатным, что в школе, что в высших учебных заведениях. И вот почему: уже растет безграмотное поколение. Для умных, талантливых детей иногда просто не остается бюджетных мест, а выучить на платной основе не так-то просто. И зачастую на бюджетной основе учатся не всегда хорошие ученики, а просто потому что у родителей есть возможность устроить ребенка.

 Конечно бесплатным кто то и так концы с концами связать не может а тут еще и за образование платить по себе скажу я за год плачу около 100 тыс., а учится 6 лет нужно поэтому могу точно сказать что в ближайшем будущем я вряд ли смогу обзавестись жильем машиной еще чем либо стоящим и это ужасно а у меня еще младшая сестра которая то же вот поступать будет да и сейчас в школе можно сказать не бесплатное образование получаешь если хочешь хорошо учиться плати деньги а если нет то 3 2 3 2
 
  Я убеждена, что образование должно быть обязательным. Каждый ребенок должен получить среднее образование и причем бесплатно. Вызывает недоумение реформа образования и список обязательных бесплатных предметов для изучения в старшей школе: математика, русский язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальное - по выбору. Что же делать тем, у кого на остальные предметы не хватает средств? Какое будущее ожидает страну, где дети получат такое "образование?" Хотя, если родители заинтересованы - найдут возможность обучить своего ребенка. А вот если ребенок хочет учиться, а родителям нет до него дела?
Да, к сожалению, в настоящее время не каждый человек может позволить себе отучится и получить высшее образование, я считаю это не справедливо! По моему мнению, образование должно быть бесплатным, а преподаватели высококвалифицированные и зарплаты достаточными, чтоб не вымогать деньги со студентов.

 Я тоже считаю что образование должно быть бесплатным потому что какие у людей могут быть деньги в России если вокруг нищета и безработица а если и есть работа то на ней мизерная плата (особенно на гос.предприятиях) а если уж и платное образование то оно должно стоить тоже копейки иначе люди просто идут учиться в ПТУ и в разные роды учреждения в которых малый престиж да и учат так что ученики весь день на партах спят а не занимаются тем зачем пришли туда . Какое может быть образование если допустим человек зарабатывает на том же заводе 6-7 тыс. руб. а только учёба стоит допустим 5000 один семестр. Как говорится умом Россию не понять!»
http://ru.toluna.com/opinions/1349123/

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что будущее страны зависит от вектора мыслей его граждан. И если граждане хотят жить в развитом обществе, то они должны направить свои усилия на формирования такой системы ценностей, в которой учитель будет равносилен скульптору, формирующему произведение искусства, где от его усилий будет зависеть качество нового поколения, где эта профессия будет почетной. Потому на данном этапе переход образования на платную основу может быть только в части дополнительных услуг, а не государственного заказа на профессионалов в любой области труда. Будь то медицина или строительство, производство или космонавтика, культура или педагогика.  Долг государства – дать возможность гражданам получить профессиональное обучение, исходя из потребности в той или иной инженерно-технической или гуманитарной рабочей силе. Ибо образование – это метод получения азов знаний, позволяющих человеку совершенствоваться и найти применение своим способностям, быть созидателем, участником трудовых процессов, а не сторонним наблюдателем или дешевой рабской силой. Образование позволяет человеку адаптироваться в сложных условиях современной жизни. Оно дает возможность:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
http://www.bestreferat.ru/referat-188274.html

И для получения этой базы навыков и умений не требуется особых усилий со стороны государства. Достаточно комплексного подхода к системе образования, чтобы на каждой стадии  обучения, начиная с дошкольного формировалась личность, способная контролировать импульсы, отвечать за слова и поступки, быть желанным субъектом социума. Только такой подход к системе обучения может гарантировать нам успешную и благодатную жизнь. Государство должно быть, прежде всего, заинтересовано в качестве образования, его эффективности, потому что оно и заказчик и конечный потребитель продукции под названием "интеллект". И потому следует поговорить о необходимости расширения средне-специального образования, перевода его в зону стратегических задач, ибо от его качества зависит и наш уровень жизни, поскольку фельдшеров, кулинаров, швей, строителей, продуктов питания производителей нам нужно гораздо больше, чем профессоров и руководителей. А высшее образование, как в развитых странах, совместить с научной деятельностью, чтобы это было показателем иного уровня знаний. И в таком варианте платным может быть только получение дополнительных знаний по желанию заказчика, тем более что к тому времени у обучающегося уже может быть самостоятельный доход.  И в такой парадигме у человека есть возможность осуществлять свой профессиональный рост планомерно и по мере возникновения необходимости в получении дополнительных знаний.

4. Перспективы развития

«Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
 Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.
 Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.
 Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии».
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/11.php

Такое направление развития системы образования стимулирует профессиональное совершенствование и дает возможность государству контролировать научно-исследовательские процессы. А современные средства коммуникации позволяют получать знания дистанционно, что в свою очередь является  резервом развития интеллекта, как  и возможность получения домашнего образования, о чем уже идет речь в работах исследователей.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо;льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.(википедия)

Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
 По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/11.php

Заключение

Таким образом, говоря о том, каким должно быть образование, следует учитывать множество факторов, главным из которых является его качество. Потому при системном подходе к этой проблеме можно изыскать резервы для бесплатного профессионального образования и вместе с тем сделать эту сферу менее уязвимой и более гибкой. Все это позволит нашей стране избавиться от социальной несправедливости хотя бы в части права на получение желаемой профессии и даст стимулы к дальнейшему экономическому и культурному развитию, нравственному совершенствованию.

Использованная литература
1. Курсовая работа: Образование как общечеловеческая ценность Платонова А.Г.
2. Энциклопедия
3. Богданов И., и др. «Психология и педагогика»


Рецензии