Занятие 24. Стихотворные жанры. Поэма

               
     ПОЭМА (греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох  и у разных народов, в целом, не одинаковы по своим жанровым признакам, однако, имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определённая эпоха, определённые события, определённые переживания отдельно взятого  человека. В отличие от стихотворений, в поэме прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно
(в лирическом типе)  провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты  объединяются  в единое эпическое повествование.
    Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих национальных  литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.
    В русской  литературе начала  20 века  наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в  поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать»  чётко проступают  как   лиро-эпические, так   и лирические  мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных  лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

                РАЗНОВИДНОСТИ  ЖАНРА ПОЭМЫ

ЭПИЧЕСКАЯ  ПОЭМА  - один из древнейших видов эпических произведений. Ещё  со времен античности   этот вид поэмы  акцентировал основное внимание на изображении героических событий, взятых, чаще всего,  из далекого прошлого. Эти события обычно были значительными, эпохальными, повлиявшими на ход национальной и общей истории. К образцам  жанра можно отнести: «Илиаду» и «Одиссея» Гомера, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Неистовый Роланд» Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Тассо и др.  Эпический жанр почти всегда был жанром героическим. За его возвышенность и гражданственность  многими писателями  и поэтами он был признан венцом поэзии. 
   Главный герой в эпической поэме всегда личность историческая. Как правило, он  пример  порядочности, образец человека  с  высокими моральными качествами.
   События, к которым причастен герой эпической поэмы,  по не писаным правилам должны иметь общенациональное, общечеловеческое значение.  Но художественное изображение событий и характеров  в  эпической поэме лишь в самой общей форме должно соотноситься с историческими фактами и лицами.
   Классицизм, господствовавший в художественной литературе много веков, не ставил своей задачей отражение подлинной истории и характеров реальных, исторических лиц. Обращение  к прошлому определялось исключительно необходимостью осмысления настоящего. Отталкиваясь от конкретного исторического факта, события, лица,  поэт давал ему новую жизнь.
    Русский классицизм всегда придерживался этого взгляда  на особенности героической поэмы, хотя и несколько трансформировав его. В  отечественной литературе 18-19  веков, наметились два взгляда на вопрос о соотношении в поэме исторического и художественного. Их выразителями были авторы первых эпических поэм Тредиаковский («Тилемахида») и Ломоносов («Пётр Великий»).   Эти поэмы поставили русских поэтов перед необходимостью выбрать в работе над  поэмой один из двух путей. Тип поэмы Ломоносова, несмотря на ее незаконченность, был ясен. Это была героическая поэма об одном из важнейших событий русской истории, поэма, в которой автор стремился к  воспроизведению исторической правды.
    Тип поэмы Тредиаковского, несмотря на ее законченность, был значительно менее ясен, если не считать метрической формы, где поэт предложил русифицированный гекзаметр. Тредиаковский придавал исторической правде второстепенное значение. Он отстаивал идею отражения в поэме «времен баснословных или иронических», ориентируясь на эпопеи Гомера, которые, по мнению Тредиаковского, не были и не могли быть созданы по горячим следам событий.
  Русские поэты 19 века  пошли  по пути Ломоносова, а не Тредиаковского. («Димитриада» Сумарокова и «Освобожденная Москва» Майкова, а также поэмы Хераскова «Чесменский бой» и «Россиада»).

ПОЭМЫ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ведут свое начало от античных поэм Гесиода  и Вергилия. Широкое  распространение   эти поэмы  получили   в XVIII веке. Основная тема  этого типа поэм – преимущественно картины природы.
  Описательная поэма имеет богатую традицию в западноевропейских литературах всех эпох и становится одним из ведущих жанров сентиментализма. Она позволяла запечатлеть многообразные варианты   чувств и переживаний, способность личности откликаться на мельчайшие изменения в природе, что  всегда  являлось показателем духовной ценности личности.
 В русской литературе, однако, описательная поэма не стала ведущим жанром, поскольку сентиментализм наиболее полно выразился в прозе и пейзажной лирике. Функцию описательной поэмы во многом взяли на себя прозаические жанры -  пейзажные зарисовки  и описательные этюды («Прогулка», «Деревня»  Карамзина, пейзажные зарисовки в «Письмах русского путешественника»).
  Описательная поэзия  включает в себя целый комплекс тем и мотивов: общества и уединения, городской и сельской жизни, добродетели, благотворительности, дружбы, любви, чувства природы. Эти мотивы, варьируя  во всех произведениях, становятся  опознавательным знаком психологического облика современного чувствительного человека.
  рирода воспринимается не как декоративный фон, а как способность человека ощутить себя частью естественного мира природы. На первый план выдвигается «чувство, вызываемое пейзажем, не природа сама по себе, а реакция человека, способного ее по-своему воспринять». Способность запечатлеть тончайшие реакции личности на внешний мир привлекала сентименталистов к жанру описательной поэмы.
    Описательные поэмы, дожившие до начала XIX века  явились  предшественниками «романтической» поэмы Байрона, Пушкина, Лермонтова и  других  великих поэтов.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭМА  примыкает  к описательным поэмам  и чаще всего – это поэма-трактат (пример «Поэтическое искусство» Буало XVII век).
     Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактической функции поэзии. Художественная структура и стиль дидактической поэзии восходят к героическому эпосу. Основными размерами были первоначально дактилический гекзаметр, позднее элегический дистих. В силу жанровой специфики круг тем дидактической поэзии был необычайно широк и охватывал различные научные дисциплины, философию, этику. К другим образцам дидактической поэзии следует отнести произведения Гесиода «Теогония» — эпическую поэму об истории происхождения мира и богов — и «Труды и дни» — поэтическое повествование о земледелии, содержащее значительный дидактический элемент.
    В 6 веке до нашей эры появились дидактические стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтической форме свои учения. В 5 веке не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактической литературе. Новый подъем дидактической поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художественную форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизученных проблемах: Арат (дидактическая поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр
 (2  небольших дидактических  поэмы о средствах против ядов). Примерами дидактической поэзии являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле — Оппиана, об астрологии — Дорофея Сидонского.
     Еще до знакомства с греческой дидактической поэзией у римлян существовали собственные дидактические произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художественные средства греческой дидактической поэзии. Появились латинские переводы эллинистических авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистического учения Эпикура, и эпическая поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедственное состояние сельского хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистической поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» — поэтический рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в римский календарь,— и его вариации на эротическую тему, содержащие элемент дидактики. Дидактическая поэзия использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр дидактической поэзии существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной  форме.   
                (Словарь античности)               

  РОМАНТИЧЕСКАЯ  ПОЭМА

   Писатели - романтики  в своих произведениях поэтизировали  такие состояния души, как любовь и дружба, как тоска неразделенной любви и  разочарование в жизни, уход в одиночество и т. п. Всем этим они расширили и обогатили поэтическое восприятие внутреннего мира человека, найдя  для этого  и соответствующие художественные формы.
   Сфера романтизма— «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею»,—писал Белинский.
   Авторы, увлечённые  возникшим  течением, создавали  новые литературные жанры, дающие простор для выражения личных настроений  (лиро-эпическая поэма, баллада и пр.). Композиционное своеобразие их произведений выражалось  в быстрой и неожиданной смене картин, в лирических отступлениях, в недоговоренности в повествовании, в загадочности образов, заинтриговывающих читателей.
   Русский романтизм испытал воздействие различных течений западноевропейского романтизма. Но  его возникновение  в России - плод национального общественного развития. Родоначальником русского романтизма по праву называют   В. А. Жуковского. Его поэзия поразила  современников своей новизной и необычностью (поэмы «Светлана», «Двенадцать спящих дев»). 
   Продолжил  романтическое  направление  в поэзии  А.С. Пушкин.  В 1820 году вышла   поэма «Руслан и Людмила», над которой  Пушкин работал  в течение трех лет. Поэма - синтез ранних поэтических исканий поэта. Своей поэмой Пушкин вступал в творческое соревнование и с Жуковским как автором волшебно-романтической поэм, написанных в мистическом духе.
  Интерес Пушкина к истории усилился в связи с выходом в 1818 году первых восьми томов «Истории Государства Российского» Карамзина. Материалом для поэмы Пушкина послужил также сборник «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова и сборники сказок. Позднее им был присоединен к поэме, написанный в 1828 году знаменитый пролог «У лукоморья дуб зеленый», дающий поэтический свод русских сказочных мотивов. «Руслан и Людмила» - новый шаг в развитии жанра поэмы, примечательно новым, романтическим изображением человека.
 Путешествие на Кавказ и в Крым оставило глубокий след в творчестве Пушкина. В эту пору он знакомится с поэзией Байрона   и   «восточные повести»  знаменитого англичанина служат моделью для «южных поэм» Пушкина («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», 1820 — 1824). При этом Пушкин сжимает и  проясняет повествование, усиливает конкретность пейзажа и бытовых зарисовок, усложняет психологию героя, делает его более целеустремлённым.
  Перевод В. А. Жуковским «Шильонского узника» (1820) и «южные поэмы» Пушкина открывают дорогу  многочисленным последователям: множатся «узники», «гаремные страсти», «разбойники» и т. п. Однако наиболее своеобычные поэты пушкинской поры находят свои жанровые ходы: И. И. Козлов («Чернец», 1824) избирает лирико-исповедальный вариант с символическим звучанием, К. Ф. Рылеев («Войнаровский», 1824) политизирует байронический канон и т. д.
  На этом фоне чудом смотрятся поздние поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри», которые насыщены  кавказским  фольклором,  и которые можно поставить   в один ряд с «Медным всадником». А ведь начинал Лермонтов   с простодушных подражаний Байрону и Пушкину.  Его «Песня про царя Ивана Васильевича...» (1838) замыкает байронический сюжет в формы русского фольклора (былина, историческая песня, причитания, скоморошина). 
    К русским поэтам - романтикам  также можно отнести – Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855). Главным его произведением   считают  романтическую поэму «Умирающий Тасс».  Эту поэму можно назвать элегией, но тема, поднятая в ней,  слишком глобальна для элегии, так как содержит много исторических подробностей. Эта элегия создана в 1817 г. Торквато Тассо был любимым поэтом Батюшкова. Батюшков считал эту элегию своим лучшим произведением, эпиграф к элегии был взят из последнего действия трагедии Тассо «Король Торисимондо».

БАЛЛАДА

 Баллада является одной из разновидностей  романтической  поэмы. В русской литературе появление  этого жанра  связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX века. Первой русской балладой считается "Громвал"  Г. П. Каменева, но особую популярность  баллада приобретает благодаря В. А. Жуковскому. "Балладник" (по шутливому прозвищу Батюшкова) сделал   достоянием русского читателя лучшие баллады  Гёте,  Шиллера, Вальтер – Скотта и других авторов. «Балладная»  традиция не замирает в продолжение всего XIX в. Баллады писал  Пушкин  ("Песнь о вещем Олеге", "Утопленник", "Бесы"),  Лермонтов  ("Воздушный корабль", "Русалка"), А. Толстой. 
     После  того, как в русской литературе  основным  течением стал реализм,   баллада как стихотворная  форма пришла в упадок. Этим жанром продолжали пользоваться только поклонники «чистого искусства» (А. Толстой) и  символисты (Брюсов). В современной русской литературе можно отметить возрождение жанра баллады  путем обновления её тематики (баллады Н. Тихонова, С. Есенина). Эти авторы  черпали  сюжеты  для своих произведений  из событий недавнего прошлого —  гражданской войны.

ФИЛОСОФСКАЯ  ПОЭМА

    Философская поэма — жанр философской литературы. К наиболее ранним образцам этого жанра можно отнести поэмы Парменида и Эмпедокла. Предположительно к ним можно отнести и ранние орфические поэмы.
    Большой популярностью пользовались в 18 веке философские поэмы А. Поупа «Опыты о морали» и «Опыт о человеке».
    В 19 веке философские поэмы писали австрийский поэт-романтик Николаус Ленау,  французский философ и политэкономист Пьер Леру. Заслуженную известность получила философская поэма «Королева Маб» (1813), первое значительное поэтическое произведение П.Б. Шелли. К философским поэмам относят также поэмы, написанные Эразмом Дарвиным (1731—1802), дедом Чарльза Дарвина. Среди философских поэм, созданных в 19 веке  русскими поэтами, выделяется поэма  М. Ю. Лермонтова «Демон».

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ПОЭМА

    Историческая поэма - лиро-эпические фольклорные произведения о конкретных исторических событиях, процессах и исторических лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения исторических поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.
    Родоначальником исторической поэмы можно считать Гомера. Его  панорамные произведения «Одиссея» и «Илиада» относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой.
   В русской литературе к наиболее известным историческим поэмам можно отнести поэму А.С. Пушкина «Полтава», поэму Б. И Бессонова «Хазары»,  поэму Т. Г. Шевченко «Гамалия».
   Из поэтов советского периода,  работающих  в жанре исторической поэмы можно отметить  Сергея Есенина, Владимиром Маяковского,  Николая Асеева, Бориса Пастернака, Дмитрия Кедрина и  Константина Симонова. Поиски и успехи жанра в послевоенные десятилетия связаны с именами Николая Заболоцкого, Павла Антокольского, Василия Федорова, Сергея Наровчатова и других поэтов, чьи произведения известны далеко за пределами России.

Кроме  вышеперечисленных  типов поэм  можно выделить также поэмы: лирико – психологические («Анна Снегина»), героические («Василий Тёркин»), нравственно-социальные, сатирические,   комические,  шутливые и  другие.

            Структура  и сюжетное построение художественного   произведения               

В классическом варианте  в любом  художественном произведении (в том числе и в поэме) выделяют следующие части:
    - пролог
    - экспозиция
    - завязка
    - развитие
    - кульминация
    - эпилог
Рассмотрим по отдельности каждую из этих структурных частей.



1. ПРОЛОГ
                Начало есть более чем половина всего.          
                Аристотель
Пролог - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл или основные мотивы произведения. В прологе  же могут быть кратко изложены события, которые предшествуют главному содержанию.
  В повествовательных жанрах (роман, повесть, поэма, рассказ и т.д.) пролог всегда  является своеобразной предысторией сюжета, а в литературной критике, публицистике и других документальных жанрах может восприниматься в качестве предисловия. Нужно помнить, что  главная  функция пролога – передать события, подготавливающие основное действие.

Пролог нужен, если:

1. Автор хочет начать повествование  в спокойном тоне, постепенно, а потом сделать резкий переход к драматическим событиям, которые произойдут дальше. В этом случае  в пролог вставляется несколько фраз, намекающих на кульминацию, но, разумеется, не раскрывающую ее.

2. Автор хочет дать полную панораму  предшествующих  событий, – какие поступки и когда  были совершены главным героем  раньше  и  что из этого вышло. Такой вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции.
В этом случае допускается максимальный временной разрыв  между прологом и основным повествованием,  разрыв, который выполняет функцию паузы, а экспозиция становится минимальной и обслуживает только те события, которые дают толчок к действию, а не всё произведение.

3. Автор пытается  настроить читателя на определенную эмоциональную волну.
   
Нужно помнить, что:

- пролог  не должен быть  первым эпизодом повествования, насильно от нее отрезанным.
- события пролога не должны дублировать события начального эпизода. Эти события  должны порождать интригу  именно в сочетании с ним.
- ошибкой является создание интригующего пролога, который не связан с началом ни временем, ни местом, ни героями, ни идеей. Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она должна быть обязательно.

 2. ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция – это  изображение расстановки персонажей и обстоятельств перед главным действием, которое должно произойти  в поэме или другом эпическом произведении. Точность в определении персонажей и обстоятельств – вот  что составляет главное  достоинство экспозиции.

Функции экспозиции:

- определить место и время описываемых событий,
- представить действующих лиц,
- показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Объём экспозиции

    По классической схеме на экспозицию и завязку отводится около 20% общего объема произведения. Но на самом деле объем экспозиции целиком зависит от авторского замысла. Если сюжет развивается стремительно, иногда   достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, если же сюжет произведения  затянут, то  вступление  занимает гораздо больший объём.
    В последнее время требования к экспозиции, к сожалению, несколько изменились. Многие современные редакторы  требуют, чтобы   экспозиция начиналась с динамичной и захватывающей сцены, в которой задействован основной персонаж.

Виды экспозиции

Способы экспонирования многообразны. Однако, в конечном счете, все они могут быть подразделены на два основных, принципиально различных вида - прямую и косвенную экспозицию.

В случае  прямой экспозиции  введение читателя в курс дела происходит, что называется, в лоб и с полной откровенностью.

Яркий пример прямой экспозиции – монолог главного героя, с которого начинается произведение.

Косвенная экспозиция   формируется постепенно, слагаясь из множества накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно.

Какую экспозицию выбрать – решение автора, и это решение зависит от конкретных идейно-эстетических задач и стилистических особенностей произведения.

     Одна из задач экспозиции – подготовка появления главного героя (или героев).
В подавляющем большинстве случаев в первом эпизоде главного героя нет, и связано это вот с какими соображениями.
    Дело в том, что с появлением  главного героя  напряженность повествования усиливается, оно становится более насыщенным, стремительным.  Возможности для сколько-нибудь детального пояснения если не исчезают, то, во всяком случае, резко убывают. Именно это и вынуждает автора повременить с вводом главного героя. Герой должен  сразу же  приковать к себе внимание читателя. И здесь самый надежный способ – ввести героя тогда, когда читатель успел уже заинтересоваться им по рассказам других персонажей и теперь жаждет узнать ближе.
    Таким образом, экспозиция  в  общих чертах обрисовывает  главного героя, намекает хороший он или плохой. Но ни  в коем случае автор не должен раскрывать его образ до конца.
   Экспозиция произведения   готовит завязку,  с которой она неразрывно связана, т.к.
 реализует конфликтные возможности, заложенные и  ощутимо развитые в экспозиции.

3. ЗАВЯЗКА

                Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
                уже не застегнётся, как следует.
                Гёте.
Завязка – изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Это момент, с которого начинается движение сюжета. Другими словами, завязка – это важное событие, где перед героем ставится определенная задача, которую он должен или вынужден выполнить. Что это будет за событие - зависит от жанра произведения. Это может быть обнаружение трупа, похищение героя, сообщение о том, что Земля вот-вот налетит на какое-то небесное тело и т.д.
В завязке автор преподносит ключевую идею  и начинает развивать интригу.
    Чаще всего завязка бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно  - все сюжеты уже придумали до нас. В каждом жанре есть свои штампы и избитые приемы. Задача автора состоит  в том, чтобы из стандартной ситуации сделать оригинальную интригу.
    Завязок может быть несколько –  столько, сколько автор настроил фабульных линий. Эти завязки могут быть разбросаны по всему тексту, но все они обязательно должны иметь развитие,  не повисать в воздухе и заканчиваться развязкой.

4. Первый абзац  (первый куплет)

       Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце,
во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки
                до последней строки.

                Пол О Нил. Американский писатель.

   Первый абзац  – самый важный абзац во всём произведении. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь более интересное. Велика вероятность того, что если первые фразы не завладеют их вниманием, они вовсе не станут читать дальше.
    Прозаические произведения отличаются от  стихотворных, однако роль первого абзаца в  них  сохраняется. Первый абзац, который иногда называют вступлением, должен быть выстрелом в десятку. Он должен давать ясное представление о теме и настроении всей книги, в которой  автор  решил описать выдуманную или настоящую  историю.

5. Развитие сюжета

Начало развитию сюжета обычно даёт завязка. В развитии событий обнаруживаются воспроизводимые   автором связи и противоречия между людьми, раскрываются  различные черты  человеческих характеров, передаётся  история  формирования  и роста действующих лиц.
Обычно в середину произведения  помещаются  события, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации. Именно  то, что автор хочет сказать своей поэмой, рассказом, повестью. Здесь происходит  развитие сюжетных линий, идёт  постепенное нарастание конфликта   и используется прием создания  внутреннего напряжения.
Самый простой способ создать внутреннюю напряженность – это так называемое создание беспокойства. Герой попадает в опасное положение, а затем автор то приближает, то отдаляет наступление опасности.

Технические приемы нагнетания напряжения:

1. Обманутое ожидание
Повествование строится  таким образом, что читатель  вполне уверен, что вот-вот наступит какое-то событие, тогда как автор неожиданно (но оправданно) поворачивает действие на другой путь, и вместо ожидаемого события наступает другое.

2. Тупики
Автор  заводит персонаж в положение, из которого, казалось бы, нет никакого выхода, а затем неожиданно (но опять-таки оправданно) дает какой-нибудь выход.

3. Узнавание
Персонаж стремится узнать что-либо (что -  обычно уже известно читателю). Если от узнавания существенным образом зависит судьба действующего лица, то благодаря этому может возникнуть драматическая напряженность.

***

Наряду с основной сюжетной линией, почти в  каждом  произведении присутствуют и линии  второстепенные, так называемые «подсюжеты». В романах их больше, а в поэме или рассказе подсюжетов может и не быть. Подсюжеты используются для более полного раскрытия темы и характера главного героя.

    Построение подсюжетов также подчиняется определенным законам, а именно:

- у каждого подсюжета должны быть начало, середина и конец.

- подсюжетные линии должны быть слиты с сюжетными. Подсюжет должен двигать вперед основной сюжет, а если этого не происходит, то он  и не нужен

- подсюжетов не должно быть много (в поэме или  рассказе 1-2,  в романе не больше 4).

6. Кульминация

Латинское слово «culmen» означает в переводе вершина, высшая точка. В любом  произведении кульминацией называется эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение, то есть наиболее эмоционально воздействующий момент, к которому подводит логика построения   рассказа, поэмы, романа. Кульминаций может быть несколько на протяжении большого сочинения. Тогда одна из них является главной (ее называют иногда центральной или генеральной), а остальные - «местными».

7. Развязка. Финал. Эпилог

Развязка  разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения.   Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого  произведение  можно  завершать.
Развязка любой  истории должна доказать ту основную мысль, которую автор  стремился донести до читателя, когда начинал её писать.   Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если  в произведении  некоторые вопросы  останутся  без ответа, читатель будет чувствовать себя  обманутым. С другой стороны, если  в произведении присутствует слишком много второстепенных подробностей, и оно  чересчур растянуто,  тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за  разглагольствованиями автора, и он  покинет его при первом же удобном случае.

    Финал – это  конец истории, финальная сцена.  Он может быть трагическим или счастливым  - все зависит от того, что автор  хотел сказать в своём произведении.  Финал может быть  "открытым":  да, герой получил важный урок, прошел через непростую жизненную ситуацию, кое в чём поменялся, но это еще не конец, жизнь продолжается, и непонятно, как все это закончится, в конце концов.
Хорошо, если читателю будет над чем поразмыслить после того, как он прочтет последнюю фразу.
    Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения. В баснях в таких случаях обычно выводится мораль, но  в поэмах, рассказах или романах  мысль  автора  должна доноситься до читателя  более тонко, ненавязчиво.
   Для финальной сцены лучше всего выбрать какой-то важный момент в жизни героя. Например, история должна закончиться свадьбой выздоровлением, достижением определённой цели.
   Финал может быть любым, в зависимости от того, как автор  разрешит конфликт: счастливым, трагическим, или неоднозначным. В любом случае, стоит подчеркнуть, что после всего случившегося герои пересмотрели свои взгляды на любовь и дружбу, на окружающий мир.
    К  эпилогу автор прибегает тогда, когда считает, что развязка произведения ещё недостаточно полно разъяснила направление дальнейшего развития изображаемых людей и их судеб. В эпилоге автор стремится  сделать особенно ощутимым авторский приговор над изображённым.

Литература:

 1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика, Л., 1940;
 2. Соколов А.Н., Очерки по истории русской поэмы, М., 1956
 3. Г. Л. Абрамович. Введение  в литературоведение.
 4. Материалы страницы Проза. Ру.  Конкурс Копирайта - К2
 5. Форум  Prosims    («Скромница»).   


Рецензии
Здравствуйте!
Благодарю за статью. Нашла много, полезной для себя, информации о поэмах и композиционной структуре литературных текстов.

Оксана Койсина   22.08.2022 13:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.