Столетьям не подвластны. Запорожцы Ильи Репина

     Однажды, во время туристической поездки в тогда еще  Ленинград, мне довелось побывать в Русском музее. Посещение музея происходило в свободном ,не экскурсионном режиме индивидуального знакомства с его  шедеврами. Помню, как попала в зал, где была выставлена картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда, в   практически пустой комнате, в которой эта картина была единственной,  вдруг показалось, что зазвучал громкий и все усиливающийся до гомерического хохота, смех, , казалось, исходивший  из этой картины. Оправившись от первого потрясения, я подошла поближе, чтобы  получше рассмотреть  изображенное на полотне.
     Так как одной из легенд нашей семьи являются исторические корни по дедовской линии из Запорожской Сечи, то с особым вниманием рассмотрела каждое из действующих лиц и нашла двоих, наиболее подходящих, с моей точки зрения, на роль моих прародителей. Один из них – среди сидящих за столом, маленький, смеющийся самозабвенно, взахлеб, а другой, из стоящих справа, наоборот , с философским раздумьем взирающий на происходящее.
     Намного позже познакомилась с историей создания Репиным своей гениальной картины и прониклась гордостью за великий народ, в котором, возможно, были и мои предки.
Вот эта история:
http://smallbay.ru/artrussia/repin_saporozhzy_pishut_pismo.html

« Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1878-1891. Русский музей, Санкт-Петербург.


Картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Холст, масло, 217 ; 361 см. Мастер много работал. Вскоре у него появилась задумка новой грандиозной картины, и он начал скрупулезно собирать материал. Как-то в Абрамцево Мамонтов, хорошо знавший и любивший историю, начал разговор о малороссийской и запорожской старине. Среди гостей мецената был историк Николай Костомаров, который прочел письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV в ответ на его дерзкое предложение перейти всей Сечи в турецкое подданство. Письмо было наполнено таким озорством и издевательством, что слушатели буквально покатывались со смеху.

Репин тут же карандашом набросал эскиз будущей картины, возникшей в его мыслях. И уже весной 1880, взяв с собою любимого ученика Серова, он поехал на Украину. Художник не только зарисовал старинные укрепления, сохранившиеся в том месте, где когда-то находилась Запорожская Сечь, но и создал несколько десятков образов разных местных казаков. Еще ранее он познакомился с профессором Д. И. Яворницким, специалистом по истории Запорожья. Узнав о замысле новой работы Репина, тот стал охотно помогать ему, предоставив в неограниченное пользование собственную коллекцию малороссийского оружия того времени, курительные люльки, разные трубки, чубуки и даже сафьяновые, казацкие сапоги. Над задуманным полотном художник трудился более двенадцати лет.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - сложная многофигурная композиция, в которой мастер добился впечатления свободы и разухабистой удали. Части картины продуманы и точно сопоставлены друг с другом, благодаря чему в ней нет главных ролей — все персонажи равноправны. Изображая эпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные размером больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению мощи изображенных людей. Так художник выразил сплоченность, равенство и братство запорожцев - важные особенности жизни этого народа. Нужно иметь отвагу и уверенность в собственной правоте, чтобы, потешаясь, вызвать на бой могущественного повелителя целой империи и оскорбить его таким образом, чтобы он захотел смыть эту обиду кровью.
Картину приобрел Александр III.

«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных на исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).
Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в области исторической живописи.»

     И сколько бы ни прошло времени, очень отчетливо вспоминаю этот момент первого восприятия картины с последовавшим за ним громким и разноголосым хохотом  свободолюбивого народа над дерзким предложением неприятеля перейти под его подданство. Этот смех несется через годы, десятилетия и века благодаря гениальному художнику, Илье  Ефимовичу  Репину!

Да, гении
Столетьям не подвластны,
Нет повода
Оспаривать успех.

Вновь оживут
Написанные страсти
И зазвучит
Рожденный кистью смех!


Рецензии
Читаю и вспомнил о своём видении этого исторического события:

(зарисовка №70 из саги в стихах и дастанах: «Сказание о хавваге»)
Начало здесь: «67. Письмо Султана»: http://www.stihi.ru/2014/02/23/3111.

Чтоб Закон не нарушить их древний,
я в «Полпредстве» прошёл инструктаж,
в «Префектуре» нашёл одобренья,
и крутой набираю вираж...
И ответ пишу дерзкий – Султану,
как учил меня дервиш-ходжа...
Перед Султаном, кривляться не стану –
он смешон и похож на ежа!

«...Ты, Султан, чёрт поганый, проклятый –
я читаю письмо и не вник:
ты не Рыцарь – «Condon» – весь помятый:
рогоносец и дряхлый старик...
Не хочу говорить за всё Войско –
Мы, СМУРмены свободный Народ!!!
И сражаемся смело, геройски –
если нужно, то каждый умрёт!!!

Но в «Полпредстве» миров параллельных –
мне сказали: «С войной, Он, не прав!»,
и князьков, тех, плюгавых, удельных –
вмиг накажут всех – не для забав.
«...Это личные ваши проблемы,
кто поднимет войну «Gаzаvаt» –
упакуем в «бальзам»* – нет дилеммы!
Разрешаем дуэль вам – «Vivat!».*

Твоя морда свиньи – мне противна:
«козолуп*», пёс, болтун с колесом,
как ты мог с Фирюзой моей дивной –
проводить ночь без сна под шатром...
Я бросаю с презреньем перчатку –
вызываю тебя на дуэль:
с голой задницей будешь вприсядку –
танцевать предо мной... горе эльф!!!
26.02.2014г.

упакуем в «бальзам»* – намёк на «Кокон-бальзам», подробно читать здесь: «44. Преступность в Карадаге» : http://www.stihi.ru/2014/01/22/205;
“Vivat!»* – в той Стране переводится как «Будьте здоровы!» – дуэль, при которой допускаются пленения, в том числе с нанесением ранений, но не смертельных;
«козолуп»* — тот, кто обдирает козьи шкуры; также, в переносном смысле, тот, кто имеет сексуальные отношения с козами.

Марат Гайнуллин   24.06.2014 08:57     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,Марат,за столь выразительную,подробную и познавательную рецензию -обязательно обращусь к Вашему первоисточнику!)))
***
С благодарностью и наилучшими -

Анна Ченских   24.06.2014 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.