Город N 2009

 Новосибирский поэтический фестиваль "ГОРОД N"
 
Фестиваль современной поэзии "Город N" будет проходить в этом году в Новосибирске во второй раз. В прошлом году на новосибирской сцене выступили такие яркие представители современной литературы как Андрей Родионов, Николай Кононов, Дина Гатина, Леонид Костюков. Спонсором фестиваля выступил Фонд Независимая литературная премия "Дебют", информационную поддержку фестивалю оказали портал Новая литературная карта России, а группа "Культурная инициатива" в составе Юрия Цветкова и Данила Файзова привезла редкие для Новосибирска книги московских издательств, далеко не всегда попадающие на полки супермаркетов за пределами Садового кольца. Независимая литературная премия "Дебют", Интернет-портал "Новая литературная карта России" и группа "Культурная Инициатива" стали организаторами и второго фестиваля поэзии "Город N".

 В прошлом году главный редактор проекта Новой литературной карты Дмитрий Кузьмин посетовал, что географическое расположение Новосибирска позволяет лишь точечно представить спектр современной поэзии в нашем городе, тогда как на фестивалях в Саратове, Калининграде и Екатеринбурге - в городах, где имеются серьезные литературные школы, - у организаторов есть возможность привозить до 20 ведущих литераторов из Москвы. В этом году финансовый кризис ударил и по фестивальному движению. Москва делегировала на новосибирский фестиваль только трех авторов.
 Ими стали известный поэт, прозаик, литературный критик Данила Давыдов, поэт Алексей Денисов, первый лауреат малой премии II Биеннале поэтов "Москва-транзит", и поэт и прозаик Наталья Ключарева, первую книгу которой, "Россия - Общий вагон", вышедшую в издательстве "Лимбус-Пресс", критики назвали лучшей повестью года.

 Для поэзии Данилы Давыдова характерно сочетание аналитического подхода, с наследованием русскому концептуализму, с предельно живым личностным высказываем, вырывающим "живой кусок жизненного мяса", причем в каждом тексте зарождается новая модель прямого высказывания, с его принадлежностью к некой общности, некоему общему опыту, пережитому коллективным "мы". Как пишет критик Людмила Вязмитинова, у Давыдова интонация невозмутимого рассуждения сочетается с сюжетами, свидетельствующими о феерической абсурдности окружающего мира, и с характерной самоиронией, доходящей до самообвинения". Я виновен, следовательно существую, так можно сформулировать поэтическое кредо поэта. Острое чувство неподлинности окружающей реальности не выплескивается в обвинительную речь к ее различным фигурам и ипостасям, но обращено внутрь, но так, что у читателя неизбежно возникает чувство сопричастности к сказанному.

 Схожие проблемы поиска лирического я свойственны и поэзии Алексея Денисова, но его особый мелодизм и, казалось бы, утраченная уже на нашем скоростном и технологичном веку гармония, позволяют поэту говорить о самых современных вещах слогом латинянина, голосом ребенка. Как пишет о Денисове известный критик Илья Кукулин, "Олицетворение взгляда в "детском" соответствует еще одному качеству современной культуры (а не только литературы) - изменению границ между приватно-интимным и общественным, публичным. Изменению даже не места проведения этой границы, а самой ее природы. Само это изменение - очень сложное явление, происходящее сразу на многих уровнях. Здесь "детское" - метафора того, что близкие и личные детали мира несут именно атмосферу "личного" и в то же время "неизвестного", "непостижимого", принципиально не передаваемую словами".

 Как пишет критик и поэт Данила Давыдов о своей коллеге Наталье Ключаревой, "для ее поэзии характерны реабилитация пафоса, ангажированность, яростная вовлеченность в судьбы мироустройства. При этом публицистичность оказывается метафорой, революционность - методом познания онтологии, а не политической борьбы". Критик Сергей Костырко назвал роман Натальи Ключаревой своеобразной стилевой рефлексией на темы русской революции в отечественной литературе ХХ века, а его революционный пафос - формой эстетического позиционирования в современной литературе с помощью политических символов.

 В этом году в рамках фестиваля состоятся два литературных вечера, на которых наряду с гостями нашего города выступят и новосибирские поэты.

 Андрей Щетников, известный публикациями стихов и переводов испанской поэзии, в текстах которого возрождается античное отношение к слову как к зрелищу, с его действенным созерцанием. Сергей Самойленко, мелодика стихов которого строится на принципиально антимузыкальном материале, а речь представляет тяжелое, но нужное - "сплошное подчеркивание" ошибочных жизненных сцен.
 Антон Сурнин - в стихотворениях которого на языке веселого абсурда говорится о самых больных экзистенциальных вопросах.

 Особое место, которое отводится "голосовому стиху" - произведениям, которые читаются со сцены, а не только на бумаге, возвращает нас к дискуссии о "современной эстрадности", яркими представителями которой являются столь разные авторы как Андрей Родионов и Дмитрий Воденников. Не секрет, что живое чтение стихов в Новосибирске - это, прежде всего, выступления поэтов группы "Шорохо" - Александра Романовского, Данила Долгополова, Александр Баринова, Виталия Красного - для которых характерно возрождение поэтики "прямого высказывания", яркий социальный гротеск, бескомпромиссность и ярость образов.

 Выступление "Шорохо" пройдет и в рамках предстоящего фестиваля. Тем интереснее будет сопоставление поэзии "новой искренности" в исполнении Данилы Давыдова, Алексея Денисова, поэтики нежного бунта Натальи Ключаревой с радикальнейшими представителями новосибирского поэтического фронта.

 Мероприятия в рамках фестиваля пройдут:

 23 апреля 2009 - Пресс-конференция, встреча с читателями,
 Областная Библиотека (Cоветская, 6),
 начало в 18.00,
 вход свободный.

 24 апреля 2009 - Сборный вечер,
 фотостудия "ОКкамера"(Коммунистическая,26, домофон 1)
 начало в 19.00,
 вход - 100 рублей.


Рецензии