Ночная краса
На случайных прохожих щетинится добрый мой пёс.
Ёжик юркнул от лая собаки моей под корыто,
И от страха наверное долго не высунет нос.
По двору предзакатные краски разбрызганы с выси.
На заборе ворона уселась, как царская дочь.
Время свет потихоньку уносит в своём коромысле.
Ветер, кажется, тоже до славы сегодня охоч.
Ночь ступила на краешек неба мохнатою лапкой-
Созывая дозорные звёзды к небесным часам.
Словно кошка она пробирается, спрятав царапки:
На краю горизонта заката нежна полоса.
По земле расползаются тени из лунной копилки:
Кромку каждой из них обозначила нить серебра.
И луна, словно выпустив джина из старой бутылки,
Заказала ему много звёзд над пространством двора.
За забором, по полю туман пробирается тихо...
Над колодцем скрипит на ветру полувысохший сук.
Пахнет осенью воздух... и морок бессонницей болен.
Только ветер качает ночную красу навесу.
18.11.2013
Краткий анализ текста
Тема текста
Изображение вечерне;ночной смены времён суток в деревенском пейзаже. Автор рисует переход от предзакатных часов к ночи, наполненной таинственными образами природы.
Основная мысль (идея)
Поэтизация природной гармонии и тихого очарования деревенского вечера и ночи; передача ощущения таинственности и живой одухотворённости окружающего мира.
Стиль речи
Художественный (поэтический). Текст насыщен образностью, эмоциональностью, использует тропы и фигуры речи для создания художественного эффекта.
Тип речи
Описание с элементами повествования. Автор последовательно рисует картины природы, сменяющие друг друга, при этом присутствует динамика («юркнул», «пробирается», «расползаются»)
Композиция
Зачин (1–2 строфы): предзакатные часы, бытовые и живые детали (пёс, ёжик, ворона).
Развитие (3–4 строфы): наступление ночи, образ «ночи;кошки», появление луны и звёзд.
Финал (5 строфа): тишина ночи, туман, запах осени, ощущение покоя и лёгкой меланхолии.
Композиция линейная, хронологическая — от вечера к ночи.
Средства связи предложений
лексические повторы («ночь», «ветер», «туман»);
местоимения и синонимы («она» — о ночи, «он» — о ветре);
временные маркеры («предзакатные краски», «ночь ступила», «по полю туман пробирается тихо»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторяющаяся структура строк, перечисление образов).
Средства выразительности
Метафоры: «время свет потихоньку уносит в своём коромысле», «луна, словно выпустив джина из старой бутылки», «тени из лунной копилки».
Сравнения: «ворона уселась, как царская дочь», «словно кошка она пробирается».
Олицетворения: «ночь ступила… мохнатою лапкой», «ветер… до славы сегодня охоч», «пахнет осенью воздух».
Эпитеты: «предзакатные краски», «дозорные звёзды», «ночную красу», «полувысохший сук».
Перифраз: «гонцы наступившей весны» (в другом тексте — здесь аналогично: образы, заменяющие прямые наименования).
Аллитерация и ассонанс создают музыкальность и передают шорохи, шелест, тишину ночи.
Итог: текст представляет собой лирическое пейзажное стихотворение, где через богатую образность и тонкую звукопись передаётся атмосфера тихого деревенского вечера, переходящего в ночь. Автор одушевляет природу, наделяя её чертами живого существа, что усиливает эмоциональное воздействие.
Свидетельство о публикации №113111809885