Талант или любовь. Оправданы ли жертвы ради любви?

 
 
   
               Нет, это было преступленьем
               Так целым миром пренебречь
               Для одного тебя...
                Наталия Крандиевская-Толстая

 Если сказать, что она была верной Музой — наверное, пафосно и затерто. Но она ею была. Даже более того. Та, что принесла  свой несмоненный талант и начинающююся известность поэтессы-в жертву своему избраннику. Ибо она, дочь известного публициста, начавшая публиковаться с 15 лет, и высоко оцененная В.Катаевым, М.Горьким и другими первыми писателями и поэтами своего времени, став женой Алексея Толстого, »ушла целиком в семейные заботы», в создание уюта и благополучного творчества мужа. Да, она состоялась как счастливая жена и мать, и бабушка. И даже вошла в историю литературы. Как Муза и жена. А что же собственная творческая искра Божья? Должны ли мы приносить  другому, каковы бы ни были мотивы,-свои таланты в жертву? Имеет ли моральное право другой принимать такие жертвы?

 Вопросы без ответа...Наверное, Наталия Крандиевая-Толстая не так уж и страдала, хотя бы потому что была не только счастлива в семейной жизни, но и могла писать стихи на досуге. Большой поэтической известности не стяжала, но, может быть, и не искала ее и не променяла бы на личное счастье. Хотя нижеприведенное ее стихотворение заставляет задуматься...

  Иные сюжеты. Так, довелось прочесть в истории жизни Грейс Келли, что эта оскароносная голливудская кинозвезда 50-хгг20в., родившаяся, к слову, в обычной американской семье в провинции, став волею судьбы принцессой княжества Монако, супругой правителя этого карликового, но сверкающего королевства в центре Европы, средоточии «красивой жизни»-была несчастлива.

 Что так? Чего не хватало? Любовь мужа. Трое детей. Роскошь. Почет. Но отчего так часто ее видели с потухшими глазами, сухо исполнявшей протокольные обязанности супруги правителя. И что за странное хобби она имела:собирать и делать букеты из засохших цветов? То есть не то что бы странное, такое увлечение есть, но уж какой-то безжизненостью веет от него.

 И однажды ей сказали:не символизирует ли, Ваше Высочество, Ваше хобби-Вашу же жизнь? Сначала:бурные годы взлета в голливудской кинокаръере-потом, после замужества-превращение в  засушенный цветок? Вставленный в дорогую красивую вазу.
 
 Грейс молнией взглянула в того кто ей это заметил, и чуть подумав, согласилась...Вы правы..

 Ее трагически безвременный уход некоторыми лично знавшими ее близко, расценивается как добровольнный или бессознательный выбор:нестерпимость более королевской жизни в хрустальном дворце - даже в счастливом браке-но взамен утраченного навсегда Творчества. Ибо не все рождаются с этой искрой таланта и везения его воплотить.

 Так оправдана ли жертва таланта?

 Вот что не раз сказала, в интервью, сокрушаясь  своей жизненной ошибке, блистательная и совершенно эксклюзивно-неповторимая русская звезда кино и театра, "наша Мэрилин Монро 70-х"-Татьяна Доронина. Был в ее судьбе этот момент-развилка-выбор, определивший всю дальнейшую будущность. Она была Примадонной Ленинградского БДТ и музой-Галатеей и возлюбленной Георгия Товстоногова, его Главного Режиссера. Уже были и  несколько ярких работ в кино, среди которых ставшая сразу событием и классикой, кинолента "Старшая сестра", удостоенная главного приза в Италии, высоко оцененная в пору взлета "европейского неореализма" в кино 60-х.

 Но тут в ее судьбе случилась новая любовь:молодой, но уже довольно известный московский драматург, чьи пьесы ставились в столице.Эдвард Радзинский. Дело могло бы  завершиться обычным в актерской среде романом без ущерба каръере-но Татьяна сочеталась с ним законным браком-и уехала к мужу в Москву, оставив Ленинград, Театр, Товстоногова...Он приезжал, и чуть не на коленях просил вернуться в город на Неве.Он все первые роли бросит к ее ногам. Они  и так ей принадлежат, и еще будут. Он уже стар, он оставит ей Театр ...Она осталась непреклонна. Крутой поворот в судьбе оказался неблагополучным. Этот брак, как остальные семь или восемь ее браков,-распался. Потомства у первых актрис и балерин часто не бывает, так что вся ее жизнь была посвящена служению музе сцены. И она была рождена Примой. "Товстоногов должен был взять меня за руку и вернуть в Ленинград"-признавалась Доронина. И поясняла:ибо я принесла в жертву личной жизни-профессию! А это не должно смешиваться. И профессия всегда должна быть важнее личного.-Это мысли Татьяны Дорониной.
 До обидного мало-не более десятка ролей для ее уровня!-сыгравшей в кино, и каждая роль-классика. Образ жертвы, на сей раз - семейному долгу с нелюбимым мужем-возможного личного счастья - и в ее самой известной кинороли. В той, за которую публика не раз проголосовала за нее, как Актрису года-в неувядаемо-культовом и удивительном по режиссуре  фильме Татьяны Лиозновой -"Три тополя на Плющихе".
 
 -Какая роль в кино Ваша самая любимая?-недавно спросили ее по телефону в телеинтервью
 -Для меня все они любимые, их у меня так мало...

  Ее профессиональная жизнь в Москве была сложна и противоречива. Чем такое объяснить при ее данных и сверхпопулярности? Виталий Вульф в программе о ней в цикле "Серебряный шар"объяснял этот парадокс невостребованности первой актрисы так:

 "Режиссеры боялись снимать ее:они боялись прочесть в ее глазах сравнение".

  И пояснял:ее, прошедшую школу Товстоногова и других великих режиссеров. Она не реализовала по крайней мере, в кино, свой потенциал полностью. Хотя и была ведущей актрисой ведущего театра страны-МХАТ, сотрясаемый скандалами. МХАТ, завершивший свою блистательную судьбу скандальным разделом. Но Кино лишь на десять - двадцать процентов реализовало ее возможности-при том, что у актрис средней руки приличным считается иметь к пенсии полсотни ролей в кино как минимум. Неудача ли личной судьбы или какая-то ошибка, ею совершенная? Доронина полагает, что ошибка:принесение в жертву таланта-личной жизни. "А это ошибка!"-со страстью воскликнула она. Музы накажут...
 
 
 Ниже одно из стихотворений Наталии Крандиевской-Толстой, с имени которой начинается наша статья.
 Вот как отвечает она сама на вопрос об оправданности жертвы-искры таланта.
 Примечание: "как в первый раз" и "как первозданный"-написание здесь соответствует авторскому варианту. Это, наверное, смысловые акценты авторского замысла.
  И тоже-как и Т.Доронина-Н.Крандиевская-Толстая сокрушается:

 Нет, это было преступленьем
 Так целым миром пренебречь
 Для одного тебя, чтоб тенью
 У ног твоих покорно лечь.

 Она осуждена жестоко,
 Уединенная любовь
 Перегоревшая до срока
 Она не возродится вновь.

 Глаза, распахнутые болью,
 Глядят на мир,
           как в первый раз.
 Дивясь простору и раздолью
 И свету, греющему нас.

 А мир цветет,
      как первозданный,
 в скрещеньи радуги и бурь,
 И льет потоками из раны
 И свет, и воздух, и лазурь.

 
  Крандиевская признается:

 Она осуждена жестоко,
 Уединенная любовь
 Перегоревшая до срока
 Она не возродится вновь.

 А:

 Глаза, распахнутые болью,
 Глядят на мир,
           как в первый раз.
 ...
 А мир цветет,
      как первозданный,
 в скрещеньи радуги и бурь,

 О своем жизненом выборе сожалели и Грейс Келли, и Татьяна Доронина.
 И даже не познавшая большой славы до брака-только слегка вкусившая первой поэтической известности и перспектив-Наталия Крандиевская-Толстая.

 Любовь уходит. В быт, в привычку повседневной рутины. А Талант мстит за нереализованность, ежедневно напоминая о себе, о том как все могло бы быть и должно было быть!-иначе.

  Вот подумалось: есть латинский афоризм: Жизнь коротка, искусство вечно.
 Перефразируя, можно сказать: Любовь эфемерна, искусство вечно.

 И тот, кто бездумно предпочел дар Богов - талант и след в искусстве(науке и т.д.)-бросить к ногам любимого-а чаще это выбор женщин и жертва, которую охотно - эгоистично принимают мужчины, хваля своих спутниц за такой выбор и гордясь им, не задумываясь о том, чего это стоило и стоит им-почти неизбежно будет наказан разочарованием и неизбывной душевной болью. Таковы мысли. Каждый пусть судит об этой непростой проблеме в меру своего разумения.

 
 

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.