Литовский, Виленский и Минский, а родом из Мологи

ВЛАДЫКА АЛЕКСАНДР ДОБРЫНИН
Одним из выдающихся подвижников Русской православной церкви в 19 веке был уроженец села Веретея Мологского уезда Ярославской губернии архиепископ Александр Добрынин, - руководитель Минской и Бобруйской, Донской и Новочеркасской, Виленской и Литовской епархий. 

РОДНЫЕ ПЕНАТЫ
Старинное мологское село Веретея (сегодня оно является центром Веретейского сельского поселения Некоузского района) всегда было духовно богатым местом. Здесь до сих пор красуются два разновеликих по размерам храмов – зимний четырехпрестольный с главным приделом честь Пророка Божия Ильи построенный в 1809 году и летний трехпрестольный с главным приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы освященный в 1792 году. В каждом из храмов по большим церковным праздникам собиралось с окрестных деревень до нескольких тысяч человек. Однако в годы советской власти храмы были разорены, превращены в склады и сегодня представляют собой убогое зрелище, больше похожее на руины. Здесь-то в этих храмах и служил священником отец будущего Донского и Прибалтийского архиепископа Александра протоиерей Василий Добрынин.

У отца Василия было шестеро сыновей и дочерей. Не все пошли по духовным стопам своего родителя, большую прыть проявил сын Андрей, тот самый который стал архиепископом Александром.

Андрей родился 1 августа 1819 года. Правда в некоторых справочниках и статьях встречаются и другие даты – 1818, 1820 годы. Однако согласно архивным документам правильным годом его рождения является 1819-й. 

ПО СЕМИНАРИЯМ
С малых лет Андрей Добрынин помогал своему отцу в храме, с младых ногтей привыкая к церковной жизни – алтарничал, следил за порядком в храме, неустанно занимался в воскресной школе. И потому выбор будущего архипастыря был определен в пользу получения высшего духовного образования в Ярославской семинарии. В возрасте 16-ти лет Андрей уехал в Ярославль. В этом городе он три года от зари до заката занимался в семинарии изучением основ богословия, старославянского языка и иной грамоте. В 1840-м году Андрей Добрынин закончил с отличием окончил Ярославскую духовную семинарию и по предложению епархиального управления в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию – в самое высшее духовное учебное заведение России.
 
В Петербурге Андрей Добрынин проучился три года. Летом 1843 года он сдал выпускные экзамены по первому высшему разряду, а 29 сентября он защитил диссертацию и получил степень магистра богословия. За столь высокие показатели своего образования Андрею Васильевичу была предложена хорошая должность преподавателя математических дисциплин в Новгородскую духовную семинарию.      

И СТАЛ ОТЦОМ АЛЕКСАНДРОМ
Два года Андрей Васильевич Добрынин магистр богословия преподавал студентам Новгородской духовной семинарии математику. Конечно, ему поступали предложения о рукоположении в священники от епархий, но Андрей Добрынин колебался, думал жениться или принимать монашество. Однако двухлетняя жизнь в мужском монастыре при семинарии в Новгороде дала свои плоды, и Андрей Васильевич отказался от мирской жизни в пользу монашеской. И 17 ноября 1846 года он был пострижен в монашество с наречением ему нового имени Александр. 20 ноября монах Александр был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день на Литургии празднования памяти Архангела Михаила иеродиакон Александр стал полноценным священником – иеромонахом. 

Принятие священного сана не помешало отцу Александру продолжить преподавательскую деятельность, даже, напротив, в чем-то помогло. Так, сразу после рукоположения отец Александр уехал служить в Пермский край, где по совместительству стал инспектором, то есть надзирателем за студентами-семинаристами Пермской духовной семинарии, и преподавателем в ней уроков церковной истории. Почти два года отец Александр посвятил Перми, а потом распоряжением Синода он был вновь возвращен в Новгородскую семинарию, где был назначен на должность инспектора этого учебного заведения и преподавателем философии.
Да, законы и правила Церкви были и остаются такими – монахи, впрочем, как и остальные рукоположенные в сан лица обязаны подчиняться решениям церковного начальства относительно переездов, мест служения и прочего. И отец Александр подчинялся. Из Новгорода уехал служить и преподавать в Пермь, а потом снова вернулся в Новгород.

СПОДВИЖНИК МИТРОПОЛИТА ИОСИФА
3 июня 1851 года иеромонах Александр пошел на повышение, решением Новгородского епархиального управления за заслуги перед прихожанами и семинаристами его возвели в сан архимандрита. Это высокий церковный сан для монашествующих, считающийся переходной ступенью к епископству. Впрочем, образование, опыт общения с паствой и воспитание подрастающего поколения давало отцу Александру шанс получения высокого в Русской православной церкви сана епископа.

В середине лета отец Александр был направлен служить из Новгорода в Прибалтику, в Литву, а 31 августа решением Священного Синода – высшего в то время органа управления Русской православной церквью он был назначен ректором и профессором Литовской духовной семинарии с поручением ему в управление Виленского Свято-Духова монастыря.

С тех пор и на последующие 15 лет архимандрит Александр Добрынин становится правой рукой и доверенным лицом митрополита Виленского и Литовского Иосифа Семашко. Именно по его рекомендации отец Александр был назначен цензором проповедей произносимых в православных приходах города Вильно, а также цензором духовных сочинений Литовских учителей. В этих должностях отец Александр внимательно следил за качеством и содержанием произносимых священниками проповедей, «дабы не произносили они ереси церковной, лжесвидетельства и недовольства царской властью». По-сути дела отец Александр стал секретарем информационного отдела Литовской и Виленской епархии.
 
Вскоре за отличную церковную работу отца Александра назначили от епархии членом Археологической комиссии, а также действительным членом Виленского музея. В качестве члена музейной и археологической комиссий отец Александр следил за тем, чтобы все имущество найденное археологами и ранее принадлежавшее Церкви было оценено опытным взглядом церковного чиновника и по правилам передано на хранение в музей.
Неустанно отец Александр общался с дворянством и купечеством, выпрашивая милостыни на содержание храмов, богаделен и тюрем. За эту свою активную позицию помощи бедным светские власти Литвы назначили отца Александра директором Губернского общества попечения о тюрьмах, где он исполнял роль контролера за качеством жизни заключенных, а также постоянно изыскивал различную для них гуманитарную помощь.

Вскоре отцу Александру вверили еще несколько должностей – членство в обществе попечения о бедных духовного звания, и должность благочинного, то есть старшего за жизнью монастырей Гродненской губернии.

За эти и многие другие заслуги в столь многогранной деятельности светской и церковной деятельности архимандрит Александр в 1853 году был награжден орденом святой Анны II степени, в 1855 году орденом святой Анны с императорской короной, а в 1858 году награжден орденом святого Владимира III степени.

ЕПИСКОП КОВЕНСКИЙ, ВИКАРИЙ ЛИТОВСКИЙ
21 ноября 1860-го года в Виленском Свято-Духовом монастыре архимандрит Александр Добрынин был хиротонисан (то есть возведен в сан) во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Его кафедрой, то есть постоянным местом служением был город Ковно, ныне город Каунас. И с тех пор Александр Добрынин стал не простым батюшкой, а владыкой, епископом, правда викарным, то есть без права управления епархией.

В 1860-е – 1868-й годы его епископства было положено много трудов для церковного благоустройства в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях Литвы. Он регулярно объезжал епархии, приходы, монастыри изучал их жизнь, чем мог, помогал, везде контролировал грамотное преподавание Божьего Закона в воскресных школах. Одних только церквей в разных городах и районах по инициативе и под началом владыки Александра было построено и освящено двадцать три; а также им лично учреждено множество православных и монархических братств, призванных служить на ниве религиозно-нравственного просвещения в католическом прибалтийском мире. Его стараниями и заботами многие церкви и причты в крае были обеспечены землями и постройками. При нем во всех храмах заведены были церковно-приходские летописи для важнейших событий местной жизни, при каждом приходе были открыты воскресные школы.

Помимо успехов владыка пережил немало и сложностей. Годы его служения совпали с событиями польского мятежа 1863 года, что сделало крайне трудным дело возрождения православия в крае. В частности во взаимоотношениях православных русских с литовскими католиками. Тогда в Вильно оскорбления русских людей на улицах было обычным явлением. Уличные негодяи позволяли себе дерзости даже против семейства генерал-губернатора. А однажды при встрече с владыкой Александром одна ярая полька плюнула ему в лицо.
 
Но упорство и целеустремленность владыки в деле укрепления Русской православной церкви в Литве делали свое дело. Все больше людей при нем переходило в православную веру, многих из своих последователей владыка крестил самолично.

В БЕЛОРУССИИ И НА ДОНУ
14 августа 1868 года решением Священного синода владыку Александра как деятельного и целеустремленного пастыря назначили епископом Минским и Бобруйским. Его назначили самостоятельным руководителем Минской кафедры.

В Белоруссии владыка, используя свой опыт укрепления приходов православной церкви, наводил порядок в раскольнических явлениях, не допускал проникновения католиков. За эти труды ему всемилостивейше от императора была вручена награда – в 1873-м году орден святого Влаимира, а 27 марта 1877 года епископ Александр в Минском кафедральном соборе был возведен в сан архиепископа. А вскоре Киевская духовная академия назначила его своим почетным академиком.

Спустя месяц 25 апреля 1877 года владыка Александр решением Священного синода был назначен архиепископом Донским и Новочеркасским, и одновременно ректором Донской духовной семинарии. За время его служения на Дону штатным преподавателям семинарии было в разы увеличено жалованье, а налоги с приходов были сокращены, что взамен дало возможность значительно пополнить приходские библиотеки новой духовной литературой.
Прослужил в Ростове высокопреосвященный Александр Добрынин недолго, после многочисленных обращений литовцев в синод с просьбой вернуть им любимого владыку, архиепископа Александра снова отправили в Литву, где межнациональные и межконфессиональные страсти к тому времени улеглись.

АРХИЕПИСКОП ЛИТОВСКИЙ И ВИЛЕНСКИЙ НАВСЕГДА
23 мая 1879 года Священный синод назначил высокопреосвященного владыку Александра архиепископом Литовским и Виленским, то есть руководителем всей Русской православной церкви в Литве, а также с 10 мая 1880 года назначил его членом Священного синода православной церкви.

На литовской кафедре владыка Александр заменил видного в Прибалтике архиерея митрополита Макария Булгакова, с которым в свое время он начинал работать под началом митрополита Иосифа Семашко. Митрополит Макарий с радостью и уверенностью передал епархиальные дела архиепископу Александру, тем более что как о нем писали: «Верующие с нетерпением ждали возвращения, доброго и мудрого, строгого, но справедливого и рассудительного архипастыря, архиепископа Александра. Это был всесторонне образованный человек, он отличался замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь».

Прослужил владыка на родной Литовской кафедре недолго. Сердечная болезнь прервала его жизнь. Это случилось 28 апреля 1885 года. Владыке не было и 66 лет.

Похоронили архиепископа Александра в Пещерном храме Свято-Духова монастыря справа от своего духовника митрополита Иосифа Семашко.
 
Во все времена своего служения в разных регионах России в свободное время владыка Александр не забывал посещать родную Ярославскую землю село Веретею, где жили его родные и отец с матерью. В храме, где он начинал прислуживать, в дни своего визита совершал богослужения, а с церковного амвона для бывших односельчан читал проповеди, о чем в истории веретейской церкви сохранились сведения, впрочем, и в истории Литвы о нашем земляке осталась добрая память. 

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане"         


Рецензии