Лекарь высшей категории

ЛЕКАРЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Есть в Некоузском районе полузаброшенное старинное село Колегаево, некогда относящееся к Мологскому уезду. Еще лет 50 назад здесь кипела бурная сельская жизнь - работали колхозы, магазин, медпункт, начальная школа. Лет 100 назад в местном храме Иоанна Предтечи совершались богослужения, а над округой звенели колокола. А 207 лет назад, - в 1806-м году в этом селе родился Евмений Филиппович Аристов выдающий ученый, патологоанатом, профессор, портрет которого по сей день висит в одной из аудиторий Казанского государственного университета.

С ЗЕМЛИ НЕКОУЗСКОЙ В ЯРОСЛАВЛЬ И В МОСКВУ
Семья, в которой родился Евмений Аристов, была бедной; его отец был простым сельским дьячком, а мать домохозяйкой-крестьянкой. Понимая всю сложность крестьянской жизни, Евмений Филиппович решил идти по стопам своего отца – стать священником. И потому в 1822-м году он покинул отчий дом и перебрался в Ярославль, где поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1826-м году. Но приобретение знаний духовных особо не интересовало юного Аристова, ему по душе тогда было врачевание; живя в Ярославле, он частенько захаживал в больницы не ради ухода за больными, а ради интереса к медицине. Так, в том же 1826-м при помощи некоторых знакомых ярославских врачей, с которыми сумел наладить связи, Евмений Филиппович уехал в Москву, где вступил в число казенных воспитанников Московского отделения Медико-хирургической академии. В этой академии наш земляк проучился четыре года, и в 1830-м году был выпущен с золотой медалью и дипломом лекаря высшей категории.

АРМЕЙСКИЙ ЛЕКАРЬ
Не успел Евмений Филиппович отдохнуть от многих лет учебы как его тут же назначают членом только что созданной центральной комиссии по борьбе с холерной эпидемией и командируют на нижнюю Волгу в Саратов, в самый эпицентр вспышки холеры. Со своими должностными обязанностями лечения больных Аристов справился весьма успешно, после чего вновь вернулся в Москву, а оттуда на несколько месяцев уехал в родное ярославское Колегаево. Но прожить дома с родными долго не пришлось. В 1831 году началось Польское восстание и из министерства здравоохранения Аристову пришло срочное письмо – вернуться в Москву и приступить к исполнению врачебных обязанностей; и Евмений Филиппович приступил. Сначала он был назначен врачом Брест-Литовского военного госпиталя, а затем военно-медицинским чиновником для особых поручений при главном докторе военно-временных госпиталей действующей армии, а в начале следующего 1832-го года он стал доктором Калишского госпиталя, находящегося при армии, действовавшей против польских повстанцев. Но и в этой должности он тоже пробыл недолго, вскоре Аристова перевели обратно в Москву на должность помощника совета профессоров медицинской академии в области изучения сравнительной физиологии и эпизоотических болезней, а в 1833 году перемещен на должность помощника главного анатома той же академии. Одновременно с этой должностью Аристов совмещал работу инспектора по делам студентов московской медицинской академии.

И ПОШЛИ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
Работая помощником совета профессоров медицинской академии, и практикуя в анатомической лаборатории, Евмений Филиппович не только приобрел множество новых знаний, но и начал совершенствовать их, анализировать и даже открывать что-то новое. В 1834 году на основе личных исследований он написал и защитил диссертацию «О сне и бодрствовании» став доктором медицинских наук и получив звание профессора анатомии.

Несколько лет Евмений Филиппович отдал медицинской науке, работая с профессорами Москвы и Петербурга, которые не только признали в молодом человеке талантливого врача, но и неутомимого исследователя. Подтверждением профессорского уважения к Аристову стало его откомандирование за границу для усовершенствования своих знаний и специальности. Больше двух лет наш земляк Евмений Аристов работал, общался с профессорами известных университетов Европы. Он посещал лекции знаменитого Иоганна Мюллера в Берлине, практиковал в анатомическом кабинете Меккеля в Галле, знакомился с постановкой преподавания анатомии в Праге, Мюнхене, Страсбурге, Париже, Лондоне. Везде он изучал лекции знаменитейших анатомов того времени и, как он сам пишет в своих дневниках: «с особым вниманием изучал устройство анатомических театров и кабинетов». За эту более чем двухлетнюю командировку Евмений Филиппович получил основательную подготовку по актуальным вопросам теоретической медицины.

МОГУЧИМ ТАЛАНТОМ УВЛЕКАЛ
В Россию Аристов вернулся с целым возом заграничной научной литературы, которую он желал не только подробно изучить, но и перевести на русский язык уже для своих учеников…
В 1839 году Аристову предложили должность профессора, заведующего кафедрой анатомии в Казанском государственном университете. По какой причине ему не было предложено вакансий в Москве или Петербурге – крупнейших городах России, где можно было гораздо эффективнее вложить свой вклад в науку – неизвестно.

Прибыв в Казань, он начал читать лекции по общей анатомии, патологоанатомии, физиологии. Вот что пишет в своих воспоминаниях об этих лекциях один из учеников Аристова основатель Казанской школы патологов Александр Петров: «Анатомия, читаемая до приезда Аристова в Казань в высшей степени наука сухая, ожила при помощи могучего таланта нового русского профессора и сделалась любимейшей наукою студентов всех факультетов. Ежегодно многие из них, записавшись филологами или юристами, после первой же лекции Евмения Филипповича делались медиками. В высшей степени ясное, простое и чрезвычайно пластическое изображение научных фактов группирование их, постоянно около какой либо оригинальной мысли, смелые сопоставления и удачные сравнения, взятые из простой обыденной жизни,  делали  лекции до такой степени живыми и в тоже время умственно и нравственно развивающими слушателей, что восторг последних был выше всякого описания».

Не менее яркое свидетельство о могучем педагогическом даре и общественном темпераменте Евмения Филипповича Аристова оставил другой его выдающийся ученик основоположник Казанской школы физиологов Николай Ковалевский. Он писал: «Обладая замечательным даром слова, не изысканного, но живого русского слова, обладая образностью изложения и талантом быстро схватывать аналогии из единичной и общественной жизни человека и из жизни природы, Аристов положительно увлекал молодежь и картинностью описания анатомических объектов и смелостью обобщений.  Этому обаянию помогала самая внешность Аристова, привлекательная своею оригинальностью. Его высокая сухощавая, но, тем не менее, стройная фигура, умное, выразительное лицо с небольшими, но полными жизни карими глазами, обрамленное рано поседевшими, длинными и густыми, волнистыми волосами, складывавшимися, как бы сами собою, на манер шевелюры фернейского философа, звучный голос – все это выдвигало из ряда».
Помимо активной преподавательской работы Евмений Филиппович занимался и материально-техническим оснащением своей кафедры. Так, одним из его ярких созданий стал анатомический театр, где на живом примере трупа студентам показывали строение человека. Этот театр до середины 1950-х годов, годов своего существования студены и преподаватели называли «Аристовским». 

Всего же в Казанском университете Евмений Филиппович отработал 29 лет. За эти годы он провел огромнейшую и научно-исследовательскую работу. Расцвет его научных изысканий пришелся на 1840-50-е годы. По словам Николая Ковалевского «это были годы перехода от философского трансцендентализма к реализму, когда происходило становление медицины в целом, и патологии, в частности, на естественнонаучные основы, когда стал широко внедряться  экспериментальный метод познания».

Основными направлениями научно-исследовательской и практической работы Аристова стало изучение не только строения человека, расположения органов и их функций, но изучение крови, ее качество, прохождение в органах, изменяемость и сворачиваемость.
Всего же им было написано научных 16 книг, по-сути ставших фундаментальными трудами, учебниками в области медицинской науки. Например, широко известны его книги об исследовании прохождения крови в органах человека, в частности о прохождении крови в печени, о сворачиваемости крови и множество других трудов. Все труды Аристова имели под собой практическую основу. Он неустанно экспериментировал. Так, например, одним из его опытов было ежедневное наблюдение за людьми, их организмами, и их общем эмоционально-психологическом состоянии. На основании чего было написано несколько больших работ «О значении внешности человека» и «О нервах».

Почти все работы Аристова легли в основу будущих исследований не только российских, но и зарубежных ученых медицины. А некоторые работы и по сей день изучаются студентами российских медицинских учебных заведений. 

НА МАЛОЙ РОДИНЕ ТАК И НЕ ПОБЫВАЛ
За большой вклад в дело развития отечественной медицинской науки в 1864 году Евмений Филиппович получил звание заслуженного профессора, а двумя годами ранее ему было присвоено звание почетного члена Русского естественно-научного общества. А в 1867 году его избрали почетным членом университета.
 
По состоянию здоровья, а оно и понятно – работа с химическими препаратами вредна, Евмений Аристов прекратил начные исследования и 25 марта 1866 года уволился с должности заведующего кафедрой анатомии Казанского университета, но еще два года продолжал читать студентам свой курс лекций.

Последние 7 лет жизни Евмений Филиппович безвыездно провел в Казани. Его здоровье не позволяло никуда далеко уезжать, хотя, судя по дневниковым записям и вклеенным в дневники письмам родных из родного ярославского села Колегаево, Аристов хотел побывать на своей малой родине. Но, выйдя на пенсию, не побывал – 26 октября 1876 года Евмений Филиппович Аристов скончался. Его смерть была воспринята как большая потеря для отечественной науки. А его похороны были многолюдны. Проститься с любимым преподавателем пришли не только сотрудники университета, его друзья по науке, но и приехали его бывшие ученики, сами к тому времени ставшие выдающимися учеными…

В память об Аристове была учреждена стипендия его имени для лучших студентов Казанского университета, проявивших успехи в патологической анатомии, а его портрет по сей день висит в одном из кабинетов университета…

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане".


Рецензии