И сорвали золотой крест...

И СОРВАЛИ ЗОЛОТОЙ КРЕСТ
Имя священномученика Николая Любомудрова – выдающегося проповедника и общественного деятеля начала ХХ века, Мологского священнослужителя к сожалению сегодня мало известно.

БЫЛ СУСЛОНОВ, СТАЛ ЛЮБОМУДРОВ
Будущий Священномученик Николай родился 11 апреля 1862 года в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии. От рождения фамилия Николая Ивановича Любомудрова была Суслонов, но когда он поступил в духовное училище, то кто-то из начальников училища поменял ее на «Любомудров», считая ее более подходящей для будущего церковнослужителя.
В 1877 году Николай Любомудров окончил Пошехонское духовное училище, а 1884-м Ярославскую духовную семинарию. За отличную учебу ему было дано право на поступление в духовную академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.

В 1884-м – 1887 годах Николай служил псаломщиком церкви Рождества Богородицы в городе Ярославле.

2 февраля 1887 года Николай Любомудров обвенчался с дочерью священника села Печелье Мологского уезда (в 1940-х годах эта церковь была взорвана, и ныне ее руины покоятся на дне Рыбинского водохранилища) Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве основанной писателем Николаем Некрасовым. Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Вскоре Николай Любомудров был рукоположен в священники, и в начале марта 1887 года был направлен служить в храм Вознесения Господня села Лацкое Мологского уезда, где и прослужил почти 32 года.

В СЕЛЕ ЛАЦКОЕ
Став настоятелем храма в селе Лацкое, отец Николай начал вести бурную просветительскую деятельность среди местного населения. В 1895 году он создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян, в которой его усилиями были собраны книги духовно-нравственного содержания, русская классика, книги для детей, газеты и журналы. Он начал преподавать Закон Божий в местной и соседней Воскресенской земских школах.
 
Для того, чтобы укрепить нравственность народа, повысить культуру и грамотность, привить интерес к рациональному ведению сельского хозяйства, отец Николай организовал публичные чтения литературы, иллюстрируя их диапозитивами при помощи проекционного устройства. Эти, так называемые, «народные чтения с туманными картинами» проводились по воскресеньям осенью и зимой в 1900-1915 годах; число присутствующих доходило до 600 человек. В качестве чтецов выступали сам отец Николай, его жена, дети, учителя местной школы. После чтений отец Николай беседовал с крестьянами.

На выделенных его семье 10 десятинах церковной земли отец Николай завел образцовое хозяйство: разбил яблоневый сад, пасеку. Он часто консультировал крестьян по вопросам плодородия земли, снабжая их высокосортными семенами зерновых культур, выписывал из Америки несколько сельскохозяйственных машин на конной тяге, которыми также пользовались крестьяне. Основным источником средств семьи была обработка церковной земли. Сам с детства привыкший крестьянскому труду, он и своих детей с юных лет приобщил к крестьянским работам и вообще много внимания уделял их нравственному воспитанию.
Отец Николай очень любил музыку, самостоятельно научился играть на скрипке. Эта любовь помогла ему создать в Лацком слаженный церковный хор, тогда как до его приезда в селе хора не было вообще.

МОЛОГСКИЙ БЛАГОЧИННЫЙ
В 1912 году на съезде священников благочиния протоиерей Николай Любомудров был избран благочинным первого благочинного округа Мологского уезда Ростово-Ярославской епархии. И в том же году, по случаю своего 50-летия со дня рождения и 25-тилетия пастырского служения отец Николай был награжден епархиальным архиереем наперсным крестом. А за просветительскую деятельность по ходатайству Земской Управы он был награжден государственным орденом Святой Анны.

Жизненный путь отца Николая освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых: святого праведного Иоанна Кронштадтского и Ярославского архиепископа Тихона (будущего Патриарха).

Отец Николай был знаком с протоиереем Иоанном Кронштадтским, который не раз бывал на Мологской земле. Был даже случай исцеления семьи Любомудровых молитвами отца Иоанна. В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом. Жена его Софья Петровна, несмотря на то, что была беременна, отправилась в Петербург просить молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, и ребенок родится здоровым». Отец Николай, действительно, вскоре поправился, родившийся сын, Николай, единственный из детей отца Николая дожил до наших дней, прожив более 90 лет.

Также, отца Николая хорошо знал и ценил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Объезжая приходы своей епархии в августе 1912 года, Ярославский Владыка Тихон провел в гостях у отца Николая целый день, познакомился с его семьей и благословил детей.

Но, вскоре праведная жизнь Любомудровых была вынужденна превратиться в мученическую.

В МЯТЕЖНЫЕ ГОДЫ
В начале 1918 года власть на селе фактически захватила группа молодых людей из бедноты, демобилизованных солдат, которые вскоре присвоили себе название «Лацковской ячейки РКП(б)», а позднее – и комитета бедноты. Поставив своей задачей борьбу с «мироедами, кулаками и попами», эта группа угрозами и запугиваниями терроризировала население. В ряде домов были проведены обыски в поисках укрытого хлеба, и первый, в крайне грубой и унизительной форме – у отца Николая, который был объявлен врагом революции, советской власти и крестьянства. Волисполком требовал отобрать у отца Николая землю, имущество, хлеб, доходя до прямых угроз физической расправы.

По настоянию детей отец Николай обратился с просьбой о переводе его на другой, более тихий приход к заместителю епархиального архиерея архимандриту Иакову, но тот благословил отца Николая положиться на волю Божию, оставаться на своем приходе и не покидать вверенное ему духовное стадо, и сказал: «Если убьют – примешь от Господа мученический венец».

МОЛЕБЕН КАК ОТКРЫТЫЙ КОТРРЕВОЛЮЦИОННЫЙ АКТ
В октябре в Ярославской губернии произошел ряд крестьянских восстаний, одно из которых коснулось и села Лацкое. По воспоминаниям очевидцев, утром 16 октября 1918 года в Лацком неизвестные вооруженные люди собрали жителей села на площади, призвали их к борьбе с большевиками, и, сформировав ополчение из лацковцев, действуя уговорами и угрозами, повели их к железнодорожной станции Шестихино.

Матери, жены, сестры ушедших бросились к отцу Николаю, слезно прося отслужить молебен о спасении ушедших и уведенных ополченцами. Дочь отговаривала отца Николая от совершения молебна, но он счел своим христианским долгом, долгом пастыря выполнить просьбу женщин и отслужил молебен о здравии.

Отряд повстанцев двигался медленно. Пройдя около десяти верст, они попали под дождь, стали разбредаться, и к вечеру того же дня все лацковцы вернулись домой целыми и невредимыми.

Собравшиеся вскоре активисты-комбедовцы расценили молебен как открыто контрреволюционный акт и впоследствии обвинили отца Николая, утверждая, что он служил молебен «о даровании победы над советской властью».

На другой день стало известно, что в Лацковскую и соседние волости направляется карательный отряд красноармейцев - латышских стрелков, чтобы расправиться с организаторами и участниками восстания; дошли слухи о расстрелах нескольких священников в соседних приходах.

И семья, и селяне советовали отцу Николаю на время скрыться, предлагали убежище: «Батюшка, пойди в любую избу, и будешь цел». Но отец Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь». Не считая себя виновным в чем-либо перед властью, не находя возможным оставить паству, и своим бегством дать повод к подозрениям, отец Николай решил всецело предаться воле Божией.

РАССТРЕЛ
20 октября 1918 года (По новому стилю 2 ноября) была Димитриевская родительская суббота. Отец Николай служил Литургию и панихиду. Его участь была решена утром этого дня в разговоре командира прибывшего в Лацкое карательного отряда и членов волисполкома. В ответ на вопрос, кого местный совет считает нужным предать казни, было предложено два человека: кузнец Дмитрий Воробьев, не сочувствовавший новым порядкам и волисполкому, и протоиерей Николай Любомудров. Однако члены исполкома пришли к выводу, что кузнец необходим селу, и было решено расстрелять только священника.

Военный комиссар и двое солдат с винтовками отправились в церковь.
Народу в церкви было немного. Отец Николай заканчивал панихиду у канонного столика. Супруга Софья Петровна сказала ему: «За тобой пришли...».

Переоблачившись, отец Николай простился с женой, детьми, псаломщиком, благословил всех. Комиссар и солдаты повели его за село, сзади шли жена и дети. День был морозный, ярко светило солнце. Улицы были пустынны – очевидно, испуганные сельчане боялись вступиться за любимого ими батюшку. Проходя мимо Казанской церкви, отец Николай снял шапку и перекрестился. Солдаты приказали сопровождающим остаться на месте, и повели отца Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села, недалеко от дома Любомудровых.
Несколько женщин, собиравших капустные листья - Мария Мосягина, Евгения Кутузова, увидев, как ведут батюшку, спрятались в кустах и оказались свидетелями расстрела. По их рассказам, двое солдат привели отца Николая на бугор около откоса к реке Латке и стали заряжать ружья. Они потребовали повернуться спиной, но отец Николай, стоя к ним лицом, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» - поднял руку и благословил их.

Раздались два выстрела, отец Николай упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж.

В ответ на просьбу похоронить отца Николая по христианскому обычаю на третий день из волисполкома поступило распоряжение: похоронить отца Николая немедленно и без всяких обрядов. Один из крестьян предоставил готовый гроб, в который отец Николай был положен. Софья Петровна облекла отца Николая в рясу, епитрахиль, скуфью, вложила в руки деревянный крест с Афона.

Проститься с отцом Николаем пришли многие чтившие его лацковцы. Погребение происходило около полуночи, при свете факелов и тихом пении «Святый Боже». Могила была вырыта около алтаря Казанской церкви на кладбище.

На следующий день, в воскресенье, приехал близкий друг отца Николая, протоиерей Константин Ельниковский из села Веретея, и совершил заупокойную службу. Отпевание отца Николая, после настоятельных просьб Софьи Петровны к знакомым иереям, было совершено тремя священниками над его могилой только 19 апреля 1919 года.

В 2000 году решением Священного Синода Русской православной церкви священник Николай Любомудров был прославлен в лике святых в сонме новомучеников и исповедников российских. Через два года тело отца Николая было эксгумировано – выкопано из земли. Честные мощи священномученика Николая были доставлены в Ярославль, откуда потом не непонятным причинам в Биробиджан. Лишь 2 ноября 2012 года в день 94-летия со дня расстрела и год 150-летия со дня рождения честные мощи священномученика Николая были доставлены в Рыбинский Спасо-Преображенский кафедральный собор, а 2 ноября 2013 года в день 95-летия на месте расстрела был установлен и Рыбинским епископом Вениамином освящен большой поклонный крест крест в установке которого приняли участие потомки священномученика Николая.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане". 


Рецензии