Рай. часть 4-я. Дерево познания добра и зла

  К читателю: желательно сначала прочитать "Предисловие к произведению Рай".


  Адам подумал, что будет интересно узнать
  мнение Змея о сне Евы.
  После последней их встречи
  было восходов Солнца больше, чем пальцев на руках.
  Адам свернул к Поляне.
  Змей был на своём обычном месте -
  на большом сером камне,
  возвышающемся посреди Поляны.
  Адам рассказал ему сон Евы.
  З. - Я знаю эту Реку,
  она начинается у /Дерева познания добра и зла/.
  А. - То Дерево, плоды которого мне запретил есть
  мой Отец?
  З. - Да.
  А. - Я видел это Дерево,
  но никогда не видел рядом с ним Реки.
  З. - Ни ты, ни другое существо Мира не могут
  видеть реку.
  А. -А ты?
  З. - И я не могу её видеть.
  Я узнал о ней путём умозаключений.
 
   117
 
  А. - Каких же? Ты никогда не говорил мне об этом.
  Что это за река?
  З. - Мы с тобой никогда не говорили
  о /Дереве познания добра и зла/.
  А о существовании Реки я узнал недавно.
  Имя этой Реки - /время/.
  Я много думал о Мире,
  о бесконечности существ Мира,
  о бесконечности каждого существа, об Истине.
  И мой ум пришёл к выводу о существовании того,
  о чём не может поведать Истина.
  Я понял, что существует неистина.
  Сначала я думал, что ошибся.
  Я искал неистину в Мире и не находил.
  Я считал, что так как неистина
  противоположна Истине,
  то признаком её существования в реальном Мире
  будет существование
  хотя бы одного противоречия
  между чем угодно, где угодно, в бесконечном Мире.
  Я искал противоречие. И не находил.
  Я стал искать во Вселенной задачу,
  не решаемую в принципе.
  Эту форму противоречия я назвал - парадокс.
  Я искал и не находил.
  Я не занимался бы этим так долго,
 
   118
 
  если бы не постоянное чувство,
  что я не ошибся, неистина должна существовать.
  Но мои поиски не давали результата.
  Мир был пронизан Истиной.
  Истина объясняла любое явление,
  существо реального Мира.
  От появления Росы до вспышки Звезды,
  от существования мельчайшей частицы
  до существования Галактики.
  И когда я убедился, что в реальном Мире
  нет неистины,
  я понял, неистина существует в мире нереальном.
  Это был долгожданный результат.
  И тогда я стал познавать, что такое неистина
  и как существует нереальный мир.
  Я пришёл к удивительным выводам.
  Змей рассмеялся.
  З. - Рассуждая, что неистина - это нечто отличное
  от Истины,
  причём мера этого отличия может быть какой угодно,
  от как угодно малой до как угодно большой,
  я обнаружил, что неистин может быть
  бесконечное количество.
  А так как Истина формирует бесконечный
  реальный Мир,
  то бесконечное количество неистин формирует
 
   119
 
  бесконечное количество нереальных миров.
  Но где же эти миры?
  Я нашёл ответ, когда понял причину
  существования неистины.
  Эту причину я назвал - заблуждение.
  Чтобы познать неистину и обнаружить
  нереальный мир,
  существо реального Мира должно заблуждаться.
  Я понимал, если я не мог найти в реальном Мире неистину,
  то в нём нет существа,
  которое бы заблуждалось в чём-либо -
  в восприятии, понимании Мира.
  Каждое существо реального Мира, обладая Истиной,
  не может заблуждаться.
  И тогда я пришёл к выводу, что в реальном Мире
  должна быть причина возможного заблуждения.
  Так как этой причиной не может быть
  ни одно существо реального Мира,
  следовательно, причиной может быть
  действие существа.
  Но почему ни одно из бесчисленных существ
  никогда не совершало такого действия?
  Потому что:
  - во-первых, это действие не нужно
  и неестественно для существ,
 
   120
 
  - во-вторых, должна быть какая-то преграда,
  делающая невозможным совершение такого действия.
  Змей больше не лежал,
  он почти стоял во весь свой рост.
  Глаза его блестели, он торжествовал.
  З. - Я нашёл единственную преграду
  в реальном Мире.
  Это запрет есть плоды с /Дерева познания добра и зла/.
  Только Творец Мира мог установить эту преграду.
  Только Бог мог создать возможность перехода
  из бесконечного реального Мира
  в бесконечные нереальные миры.
  Но ни одно существо Мира и не подумает нарушить
  этот запрет.
  Ведь каждое существо обладает Истиной.
  Обладание Истиной - это обладание
  всем бесконечным Миром,
  это бесконечное счастье бесконечного существования.
  Змей дрожал, его волнение передалось Адаму.
  З. - Я нашёл существо, которому недостаточно
  обладать бесконечной Истиной,
  недостаточно обладать бесконечным Миром,
  недостаточно быть бессмертным
  и бесконечно счастливым.
  Это существо - я.
 
 
   121
 
  Адам был потрясён.
  А. - Неужели ты решишься нарушить запрет Отца?
  З. - А ты задумывался, почему в Мире существует запрет,
  причём единственный запрет для всех существ.
  Почему существование бесконечных существ ограничено
  неким запретом.
  И может ли быть ограничено бесконечное?
  А. - Я думал об этом и несколько раз приходил
  к /Дереву познания добра и зла/.
  Сначала Дерево показалось мне обычным,
  но я смотрел на него и не мог его почувствовать.
  Такое впечатление, что это Дерево
  не принадлежит Миру.
  Я не заметил ни одной связи его с существами Мира.
  Ветер не касается его кроны, Дерево неподвижно,
  Капли Дождя не падают на его листья.
  И я не обнаружил никаких плодов.
  З. - Ты когда-нибудь пробовал закрыть глаза,
  стоя перед Деревом?
  А. - Нет.
  З. - С закрытыми глазами это Дерево
  воспринимается таким же, как и с открытыми.
  А. - Ты хочешь сказать, что Дерево
  воспринимается душой?
  З. - Я предпочитаю называть это - разумом.
 
   122
 
  Ведь ты считаешь, что душа обладает
  бесконечной Истиной.
  И что каждое существо, обладая Истиной,
  связано со всем Миром.
  И душа каждого существа бесконечна
  и равна всему Миру.
  Я с тобой согласен, что это Дерево
  не связано с Миром.
  Поэтому я думаю,
  что оно не может восприниматься душой.
  Остаётся - разум.
  Но если разум может постигать то,
  что не доступно восприятию души, значит, разум
  стоит выше души в способности восприятия Мира.
  И если за пределами бесконечного Мира,
  вне этого Мира, находится нечто -
  /Дерево познания добра и зла/,
  значит, Мир этот не бесконечен,
  и не бесконечна Истина, если не содержит в себе
  нечто существующее.
  А. - Ты обнаружил неистину,
  её причину - заблуждение,
  и проявление неистины - противоречие или парадокс,
  в области разума.
  Всего этого нет в душе, обладающей Истиной.
 
   123
 
  Возможность заблуждаться
  и через заблуждение приходить к выводам
  о существовании неистины и нереальных миров
  не ставит разум выше души.
  То, причиной чего есть заблуждение,
  тоже есть заблуждение.
  Я думаю, что неистина и нереальные миры
  не существуют.
  Или можно сказать, что вывод о существовании
  неистины и нереальных миров есть заблуждение.
  З. - А как же быть с причиной заблуждения -
  /Деревом познания добра и зла/?
  Или ты будешь отрицать его существование?
  Может ли не существовать то, о чём говорил Отец, Творец Мира?
  А. - Я не могу отрицать существование того,
  о чём говорил Отец.
  Но не торопишься ли ты,
  называя /Дерево познания добра и зла/, причиной заблуждения?
  З. - Я согласен с тобой,
  это нуждается в доказательствах.
  Будем считать, что /Дерево/ существует.
  Далее мы должны выяснить, связано ли оно
  с реальным Миром.
  Раньше я тоже интересовался /Деревом/.
 
   124
 
  Я обнаружил, что оно не воспринимается
  нашим телесным зрением,
  то есть его поверхность не отражает свет,
  который, касаясь наших глаз,
  переносит в них образы существ.
  Скажи, каким ты видел /Дерево/, каких оно размеров,
  какие у него ствол и листья?
  А. - Оно примерно в три моих роста высоты, ствол ровный,
  толщиной примерно с размер моей головы,
  листья обычные, зелёные, округлой формы,
  а ветви направлены вниз.
  З. - А вот я его вижу высотой не больше твоего роста,
  с изогнутым стволом, толщиной примерно с моё тело,
  с тёмно-зелёными острыми листьями
  и необычно ровными ветвями.
  Существа, которым я задавал этот вопрос,
  тоже видят его по-разному.
  Для Ветра это /Дерево/ похожее на большой Дуб,
  но с листьями треугольной формы.
  Для Дождя это /Дерево/ высокое и стройное,
  как Сосна, с толстым стволом,
  а ветви и листья тонкие, свисающие в низ.
  Земля же сказала, что /Дерево/ похоже на Ель,
  но совершенно без корней.
  Общее в восприятии /Дерева/ существами - это то,
  что никто не видел на нём плодов.
 
   125
 
  Ты пробовал прикоснуться к /Дереву/?
  А. - Нет.
  З. - Я, может быть, единственный, кто пересилил себя
  и пытался это сделать.
  Мой хвост прошёл сквозь /Дерево/, я видел его,
  а сверху и снизу оставался ствол.
  Я понял, что /Дерево/ не связано ни с одним
  из существ, следовательно, не связано с Миром.
  Но почему я и другие существа воспринимаем /Дерево/,
  ведь восприятие означает связь.
  Потому, что о /Дереве познания добра и зла/
  нам сказал Бог.
  Что оно находится на вершине Холма,
  где даже Трава не растёт.
  Существа не видят /Дерево/, они знают о нём.
  Поэтому образ /Дерева/ свой для каждого существа.
  Итак, /Дерево/ не связано с Миром, значит,
  не может влиять на Мир
  и подвергаться влиянию Мира.
  Следовательно, /Дерево/ не связано с Истиной
  и не связано с реальным Миром.
  Значит, оно связано с неистиной
  и с нереальным миром
  и содержит в себе неистину и нереальный мир.
  Если /Дерево познания добра и зла/ существует,
  то существует неистина и нереальный мир
  и существует заблуждение.
 
   126
 
  Если существует заблуждение,
  то существует и его причина.
  Так как в реальном Мире
  я не нахожу другого существа, содержащего неистину,
  то следует вывод, что причиной заблуждения является
  /Дерево познания добра и зла/.
  Как ты считаешь?
  А. - Согласен.
  З. - Так как знание о причине заблуждения
  находится в области разума,
  то разум, связанный с реальным Миром и Истиной,
  и обладающий способностью познания, единственный,
  кто может познать неистину и нереальный мир.
  Только разум сможет понять, зачем Бог создал
  преграду между Истиной и неистиной,
  реальным Миром и нереальным миром.
  И зачем Бог создал возможность перехода
  из истинного, реального Мира
  в не истинный, нереальный мир
  путём нарушения своего же запрета.
  А. - Почему ты не спросишь об этом у Отца?
  З. - Я считаю, всё, что Бог хотел сказать
  всем существам Мира, в том числе и мне,
  Он сказал, дав нам Истину.
  В Истине содержатся ответы на все вопросы
  о реальном Мире.
 
   127
 
  Хотя эти ответы обобщающие,
  и в них недостаёт конкретности,
  к чему стремится мой разум,
  но они обладают полнотой и истинностью.
  Если Бог не сказал чего-то ещё
  о /Дереве познания добра и зла/,
  значит, так должно быть. Это, во-первых.
  Во-вторых, я считаю, как и ты, что поставленный вопрос
  уже подразумевает наличие в нашем разуме ответа,
  надо только сформулировать этот ответ.
  В-третьих, понять слова Бога
  можно только в той степени и в той мере,
  в какой способен их воспринять разум.
  В-четвёртых, всё, что мы воспринимаем в Мире
  и в себе, все образы, впечатления,
  есть слова Бога, обращённые к нам.
  Поэтому я думаю, что ответы содержатся
  в моём разуме, данном мне Богом.
  Я думаю, что /Дерево познания добра и зла/ -
  это граница между Мирами,
  между реальным Миром,
  знание которого нам дано в Истине,
  и нереальным миром, которого мы не знаем.
  Если существо реального Мира соблюдает запрет,
  то дерево является преградой,
  если же оно нарушает запрет,
 
   128
 
  то дерево становится переходом
  для существа, евшего его плоды,
  из реального Мира в нереальный мир.
  Размышляя над тем, что есть нереальный мир,
  я понял, что он должен быть противоположным
  Миру реальному.
  Если для существа реального Мира
  основами его существования
  есть обладание Истиной, связь со всем существующим
  в бесконечном Мире через любовь,
  бессмертие и счастье,
  то для существа в нереальном мире - обладание неистиной
  или не обладание Истиной,
  что ведёт к не связанности со всем существующим
  и, следовательно, к нелюбви,
  не обладанию бессмертием и счастьем.
  А. - Отец наш создал совершенный Мир.
  Каждое существо этого Мира
  от мельчайшей Пылинки, невидимой для глаз,
  до Галактики есть самое любимое дитя своего Отца.
  Каждое существо обладает всем Миром.
  Каждое существо бесконечно, вечно и неизменно,
  как его Отец.
  Меняются лишь образы.
  И это есть совершенство,
  ибо дал Бог каждому существу
 
   129
 
  постоянное движение, изменчивость
  и постоянную неизменность, вечность.
  Движение и неподвижность,
  изменчивость и неизменность,
  то, что ты называешь противоречиями,
  соединены в одно - совершенство.
  Поэтому ты не мог найти в Мире
  противоречий и парадоксов.
  Внутри Истины нет противоречий и парадоксов.
  За пределами Истины может существовать неистина,
  но только для заблуждающегося разума.
  Каждое существо связано любовью со своим Отцом,
  со всеми существами и со всем Миром.
  В совершенном Мире не может быть нелюбовь.
  То, что твой разум к существующему добавляет приставку /не/,
  не значит, что нелюбовь
  должна где-либо существовать, кроме твоего разума.
  В области своего разума, ты можешь сколько угодно познавать понятия
  /нелюбовь/, /несчастье/, /нереальность/,
  /неистина/ и другие.
  Но никакие размышления,
  сколько бы они не продолжались,
  не дадут тебе большего знания,
  чем дано твоему разуму в Истине,
  если ты будешь размышлять правильно,
  если же ты будешь заблуждаться,
 
   130
 
  то всё знание, полученное тобой,
  будет заблуждением.
  Миры же, основанные на заблуждении, -
  не истинные и нереальные,
  будут лишь иллюзией,
  существующей в области заблуждающегося разума.
  Я думаю, что итогом твоих размышлений будет приход к Истине,
  потому что Истина, будучи бесконечной,
  совершенна и абсолютна,
  как совершенен и абсолютен бесконечный Мир,
  и не может быть опровергнута или изменена,
  так как содержит в себе
  все возможные опровержения и изменения,
  как бесконечный Мир содержит в себе всё существующее.
  Твой разум, знающий Истину,
  не сможет её опровергнуть потому,
  что находится в Истине.
  Да, /Дерево познания добра и зла/ существует,
  но существует нереально, только в области разума,
  это иллюзия.
  Мы можем лишь догадываться,
  для чего оно существует.
  Может быть для того, чтобы указать
  на совершенство Мира
 
   131
 
  и абсолютность Истины,
  и что всё другое нереально и иллюзорно.
  З. - Я буду думать над твоими словами.
  Позволь мне, в завершение нашей беседы,
  высказаться о том, о чём ты спрашивал -
  о Реке времени.
  А. - Мне интересно узнать твоё мнение.
  З. - Я думаю, что река времени становится видимой
   для существа, нарушившего запрет.
  Причина существования реки - нарушение запрета,
  поэтому своё начало она берёт
  от /Дерева познания добра и зла/.
  Река времени - это путь, ведущий в другие,
  нереальные миры,
  пройти по которому может лишь существо,
  съевшее плод /Дерева/.
  Плодов /Дерева/не видело ни одно существо.
  Так как для того, чтобы съесть,
  прежде надо обнаружить плоды,
  то это ещё одна задача,
  над решением которой я намерен размышлять.
  Приходи ко мне через три дня,
  я нуждаюсь в таком собеседнике, как ты.
  А сейчас, позволь мне остаться одному.
  Адам обещал прийти.
 
  132

  Конец 4-й части
   


Рецензии