Четверостишия двадцатка
То ли творческий каприз,
То ль - поэзии затишье:
Не эскиз, не афоризм -
Четверостишье.
2
Мы ничего не делаем,
Кричим лишь птицей белою,
От черноты спасаемся,
Но и ни в чём не каемся.
3
Много думавший о смерти -
Вряд ли хочет умереть,
Упоённый глупым счастьем -
Вряд ли сможет уцелеть.
4
Умыслы уединения,
Вымыслы воображения.
Помыслами вдохновения -
Промыслы самозабвения.
5
Какие схожие слова:
Халат, хула и похвала...
И как душа скудна и неумна,
Когда от них зависима она.
6
Чем считать доходы и расходы,
Бизнес-планы вечно составлять,
Лучше быть голодной и свободной,
И стихи в тетрадочку писать.
7
Стих ты мой, моя случайность,
Неоправданная крайность, -
Вряд ли ты моя судьба,
Недотыкомка моя...
8
Желание любви - куда ж мы без него?
Но разум сей же час пророчит строго:
В любой любви не будет нам легко,
В любой любви - к несчастию дорога.
9
Акварель не пастель, а любовь не постель,
Где желанья и сыты и пьяны, -
В ней тоскою больна золотая свирель
И лазурь разрывается всполохом рдяным.
10
Устав годить, устав гадать,
Устав любой отбросив,
Прошу позвать, спешу признать,
Что сердце встречи просит.
11
Пропавшие души моих современников,
Комфорта и наживы пленников,
В один вопрос вперИвших жалкие умы:
Как избежать им тюрем и сумы?
12
В этой жизни всё не ново,
Даже искреннее слово...
И совсем небезупречно
Даже то, что с грифом "вечно".
13
Перекрёстки душ и судеб,
Перехлёсты бытия -
Неподсуден, неподкупен
Их закон над каждым "я".
14
Отстали от стены обои,
Пыль на шкафах, и пол опять не вымыт,
И комната, конечно, не квартира, -
А всё же счастливы в ней двое.
15
Бессмысленны стихи без смысла -
Они похожи на скелет,
В котором плоти жизни нет
И косточки провисли.
16
Сегодня лирик о себе не плачет,
Но и сарказм пропал (с иронией впридачу),
Сатирик обломал свою рапиру,
А пародисты не выходят из сортира.
17
Шкала заменила школу,
Конечный продукт - человека.
А может быть, каждое "новое слово"
Всего лишь насмешка минувшего века?
18
Весь этот путь - он для того, чтобы заснуть?
Или затем, чтобы вернуть
Сквозь грозы, страсти и сомненья
Покой и вечность дорожденья?
19
Время - бремя, пламя, стремя,
Время - скользкая стезя,
Жажда бури, запах тлена,
Всё могу - и всё нельзя.
20
Стихия, стихая, стихами настигнет,
И ветер уставший к затишью привыкнет,
И новой погоды уверенный почерк
Автограф оставит в нечаянных строчках.
Свидетельство о публикации №113111502467
В четверостишиях есть отступление от упорядоченной длины стиха, где один стих длиннее или короче основных на одну, две стопы: «То ли творческий каприз…» - стих короче на 2 стопы, «Желание любви – куда ж мы без него…» - стих длиннее на одну стопу, «Весь этот путь – он для того, чтобы заснуть…» длиннее на две стопы. Но эти отступления не оказывают на чтение стихотворения значительного сбоя ритма, читаются легко. Основные рифмовки четверостиший – перекрёстные: АБАБ. Но есть и стихи с парной рифмовкой: «Ни чего не делаем…», «Стих ты мой – моя случайность…», «В этой жизни всё не ново…», «Пропавшие души моих современников…», «Стихия, стихая, стихами настигает…», «Весь этот путь - он для того, чтобы заснуть…», «Сегодня лирик о себе не плачет…». Два стихотворения написан с охватывающей рифмовкой АББА: «Бессмысленны стихи без смысла…», «Отстали от стены обои…», и несколько моноримом АААА: «Умыслы уединения…», «Какие схожие слова…». Вы умело используете все формы рифмовок 4х-стишной строфы.
Замечательные индивидуальные рифмы в стихах: каприз – афоризм; затишье – четверостишье; постель – свирель; современников – пленников. Но есть и рифмы часто употребляемые и другими авторами: слова – она; строго – дорога; самая оригинальная рифма мне показалась: рапиру – сортира.
Содержание четверостиший на уровне афоризм, которые еще не были сказаны другими авторами: 19 стих: «Всё могу - и всё нельзя…», или 18: «Покой и вечность до рождения…», или вот: «В любой любви – к несчастию дорога…». Есть, конечно, и некоторые повторения: «Как избежать им сумы и тюрьмы…», правда, в некоторой своеобразной транскрипции, или: «Лучше быть голодной и свободной…».
Во многих стихах красивы повторы однокоренных слов:
У-мыслы
Вы-мыслы
По-мыслы
Про-мыслы.
Что значительно украшают стихотворение. Есть аллитерации: Халат, хула и похвала… созвучие согласных «х» и «л». Противопоставление: доходы – расходы. Частичная анафора: слово «время» повторено в двух стихах, как единоначатие стиха, как лексико-синтаксическая фигура. Слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеющие разные смыслы: «устав» – глагол, обозначающий действие и «устав» - существительное, свод законов – омонимы. Или вот этот повтор: акварель – не пастель, а любовь не постель…Игра словами похожими по звучанию пастель - постель. Замечательно! А какой глубокий философский смысл.
По моему, по вашим стихам можно изучать теорию стихосложения. Мне стихи понравились. В них есть ирония, не обжигающий юмор, правдивость, свежесть.
Каждое стихотворение имеет смысловую и синтаксическую завершенность. В каждом стихотворении своя философия, которая заставляет остановиться и задуматься.
Возьмём хотя бы это 4х-стишие:
Весь этот путь - он для того, чтобы заснуть?
Или затем, чтобы вернуть
Сквозь грозы, страсти и сомненья
Покой и вечность дорожденья?
какая глубокая мысль. Оно же о смысле жизни.
Или вот это:
Бессмысленны стихи без смысла -
Они похожи на скелет,
В котором плоти жизни нет
И косточки провисли.
Стихи без содержания и смыла, как душа без тела (или тело без души).
С уважением Александр...
Александр Соколов 14 16.11.2013 20:35 Заявить о нарушении
Ещё раз огромное спасибо за внимание,
Елена Тире 17.11.2013 20:27 Заявить о нарушении
Елена Тире 17.11.2013 20:30 Заявить о нарушении