Эссе на тему Учитель XXI века

Эссе на тему «Учитель XXI века»

Автор: Сокольских Евгений
    КГБОУ СПО «Рубцовский
    педагогический колледж»
   
Руководитель: Большина
     Ирина Геннадьевна


Небо заполняется птенцами,
Пробуют, что первый своё полёт;
Учатся летать они не сами,
Есть ведь тот, кто знания даёт!

(Сокольских Евгений)

XXI век уже как 13 лет движет вперёд нашу строящуюся по-новому жизнь.
   Люди нового времени пользуются всеми благами современности.
   Жизнь за последнее десятилетие очень сильно изменилась. Стала, может быть интересней и разнообразнее. Благодаря новым технологиям мы можем общаться за сотни километров друг от друга, мы можем найти любую необходимую нам  информацию за считанные секунды.
   Но всё ли так хорошо?
   Появилась новая нездоровая тенденция, заставляющая нас деградировать и заново повторять пережитки истории. Это тенденция звучит как: «хлеба и зрелищ». Молодёжь нового времени не всегда может правильно использовать новые технологии и глобальную сеть интернет.
   Новое веяние в науке и средствах коммуникации очень сильно влияет на сознание нынешних людей. Многим детям уже не интересны уроки в школах. Они считают, что всё знают и во всём могут ориентироваться, «на скорую руку»  прогуливаясь по просторам интернета. Но они не могут понять, что те знания, которые они там получают, очень поверхностны и многие мысли субъективны, а некоторые и вовсе могут нанести вред, исказить действительность. Настал новый век с огромным информационным полем. Жизнь значительно изменилась. Так кто же сможет провести детей и подростков по просторам интернета? Кто сможет помочь обработать информацию, которую они ежесекундно получают? Кто всё это будет делать? Я думаю, что учитель.
   Большая проблема современных людей - это неумение использовать полученные знания. Люди разучились думать, пользуюсь готовым материалом, а вместе с этим начинают терять свое собственное мнение.
   Современный учитель должен уметь разложить у детей, знания которые они при себе уже умеют по полкам, и использую их, выходить на то, что они ещё не знают. Учитель должен сам ориентироваться в современных технологиях и вместе с  тем, разумно их применять на уроке.
   Системно-деятельностный подход – вот как должен строить свои уроки учитель. Не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить нужную им информацию. Учитель не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих подопечных по дорогам знаний.
   Учитель нового времени – это такой учитель, который может вести правильный диалог со своими учениками. С помощью наводящих вопросов сами на основе ранее полученных знаний выходить на интересующий их ответ. Мыслить дедуктивно присуще всем людям, на это и стоит опираться в современной педагогике. Развивать дедукцию учащихся, через различные мыслительные эксперименты. Каждый учитель должен быть исследователем и экспериментатором  в своей области. Пусть то, что исследуется давно уже всем известно и доказано, но если ученик смог сам найти ответ на поставленную им задачу, то это уже дорогого стоит.
   На уроке должна присутствовать творческая коммуникация. Ребёнок и учитель должны чувствовать друг друга и понимать то о чём говорит и имеет в виду каждый из них. Больше следует применять на уроках творческих заданий и игр. С помощью ролевой игры или инкронизации, можно обыграть любой сюжет, любое даже историческое событие, что поможет детям более подробно понять ход событий или мотив принятия какого либо решения персонажем.
   Каждый из учеников имеет своё мнение. Те, кто его не имеет, следует за большинством. Но всегда ли право большинство? Конечно же, нет. Учитель это такой человек, который должен выслушивать мнение каждого, пытаться принять его, опровергнуть, если оно абсолютно неправильно или противоречит нравственным устоям. Учитель не навязывает своего мнение, он обобщает услышанное им, приходя к общему заключению. Каждый человек имеет право на мнение. Но учитель должен быть осторожен с этим, он должен создать сторону большинства, не настраивая не определившихся детей идти в оппозицию. Ведь учитель всегда прав, но правда, не должна быть субъективным, необоснованным мнением учителя. 
   Учитель не должен останавливаться на когда-то приобретенных им знаниях в педагогике и в житейской философии. Человек, который приходит учить детей, должен постоянно повышать свою квалификацию, он не должен довольствоваться тем, что было написано в книгах по педагогике многие годы назад. Он должен находить новые приемы и методы в обучение. Учиться у своих коллег и экспериментировать на своих уроках (конечно не в ущерб программе). Он должен много читать, не только литературу, кусаемую своего предмета, а так же для общего развития. Современный человек и тем более учитель, должен быть эрудированным и компетентным во всех вопросах. Учитель это многогранный и разносторонний человек, который интересен детям не только как педагог, но и хороший собеседник, знающий ответ на все вопросы.
   Для меня современный учитель – это такой учитель, который не теряется в много информационном мире, который может правильно использовать информацию, умеет обработать её и преподнести. Тот, чьи уроки не скучные и насыщенны разнообразными видами деятельности. Этот человек должен быть эрудированным, и готовым принять различные субъективные мнения. Учитель должен быть исследователем и экспериментатором.
Учитель тот, кто ведёт, а не тот, кто рассказывает. Вот таким я представляю современного учителя. И таким я хочу быть.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что учитель – это суперчеловек, многогранная, разносторонне развитая личность, гений своего дела. Мы – учителя – передаем свой опыт и свои знания ученикам, чтобы воспитать в каждом из них Человека.


Рецензии
Очень интересная статья, Женя. Хорошо, что ты задумываешься обо всём этом. Читая эссе, у меня возникло несколько мыслей в развитие темы. Позволь мне поделиться.
Большой смысл школьного обучения, мне кажется в том, что происходит не столько накопление знаний, разнородной информации, но более всего происходит упражнение ума и души. Такие упражнения можно делать на любом жизненном материале, и школа тут как раз сильнейшее поле деятельности.
Наверное, учитель может вести по интернету, но, думаю, можно и не так. Учитель может, не нарочно, а подспудно создавать у ученика некие нравственные ориентиры, которые позволят ребенку самому оценивать информацию и решать, принимать её или нет.
Думаю, что главный рычаг учителя, кроме профессиональных знаий, это его личность. Поэтому чем более глубоким духовно является учитель как человек, тем более его слова будут наполнены и привлекательны для ученика. Тут уместен пример, мне ближе это, я врач. Так вот, есть исследования (ума не приложу, как это можно было вычислить, но вот есть такое), которые говорят, что врач лечит своим профессионализмом только на 15%, а остальное - это его воздействие как человеческой личности. (Конечно, я тут не имею в виду острых состояний и хирургии в чистом виде.) Так вот и с учителем. Если сильно обобщить, то задачи врача и учителя одинаковы.
В эссе так часто встречается слово "должен", что мне стало жалко учителя. Хватит ли у него сил выполнить все эти "должен"?)) Но это говорит, что ты настроен в своей великой профессии решительно и романтично. В конце концов, учитель должен ( и я вот не обошелся без этого слова)))просто любить ребенка. Остальное приложится. Что вообще есть любить? Тут бесконечны варианты, но всё же. В приложении к данной теме, это - видеть в ребенке человека, полноправную душу, которая, очень может быть, гораздо мудрее души учителя, от этого уже её можно уважать и принимать как равную. Учитель ведь не менее учится от ученика, это обоюдный процесс. Обоюдоострый процесс.)) Любая работа при честном отношении уже есть творчество, так и учительство. Что есть творчество? В приложении к этой теме))) - прибавление осознаваемой части души своей, за счет уменьшения неосознаваемой. Открытие самого себя. Вот и ребенку хорошо бы наблюдать, как учитель открывает самого себя. Это самый великий из возможных примеров.
Извини, Женя, если мои слова были неуместны. Тема мне тоже весьма близка. И ещё, я рад, что ты учитель. Дай Бог тебе удачи и стойкости на этом поприще. И творчества!
С теплом, Юрий.
P.S.Уже написав, увидел, что я сбился на "ты". Уж не буду исправлять, прости. Пусть это будет понято не как фамильярность, а как показатель некой духовной близости. Спасибо!

Юрий Яворовский   12.11.2013 23:34     Заявить о нарушении
хорошо, давай на ты, так хорошо. Твои слова верны безоговорочно. Я согласен полностью со всем. И к сожалению у меня не хватило терпения внести в эссе всё то, что я хотел сказать. Я не говорит о дистанционном обучении, а просто об учителе который должен уметь правильно работать с информацией. Все твои мысли верны. Абсолютно все. Но не соглашусь с одним... учитель ДОЛЖЕН, говорю как есть... просто если он не будет всё это соблюдать, он никогда не станет специалистом нового времени. И любить учеников не обязательно... я очень критично отношусь к этому слову. Я думаю стоит уважать, а не любить. Нельзя любить детей, можно любить профессию, и почему я так думаю, не могу объяснить. Спасибо, что прочитал эссе и дал почву для размышления. И кстати я пока не учитель, я ещё студент, и единственный педагогический опыт получаю на практике давая уроки и 3 месяца в лагере. Один месяц вожатым, а другое, самое любимое дело - кружок по стихосложению. Спасибо, что заставил немного по иному взглянуть, на свои мысли))

Евгений Сокольских   13.11.2013 18:17   Заявить о нарушении
Я вот тоже задумался по поводу "должен", и думаю, что ты прав. Надо же как-то обозначать тактические цели. А по-поводу любить хочется оговориться. Здесь это слово надо пониамть не в обыденном смысле. (Хотя, может ли быть обыденный смысл у этого слова?). Эта любовь учителя не есть типа симпатия целеустремленная на каждого в отдельности. Это, скорее, такое состояние души, которое ученик будет чувствовать как фон, как ауру, а не как конкретное проявление любви, которое будет ложно понято, да и может обязывать. Так что, в итоге, ты прав. Учитывая мои оговорки, эту любовь трудно назвать любовью. Я сам проходил трудную эволюцию своего отношения к пациентам,бросался в крайности, причем, уже имея опыт. Так что, то, что ты сейчас решишь в смысле позиций своего учительства есть только предварительное и только текущее состояние.
Вот, как-то так. Спасибо тебе Женя за отзыв. Удачи!!!

Юрий Яворовский   13.11.2013 21:59   Заявить о нарушении
благодарю за беседу)

Евгений Сокольских   14.11.2013 05:41   Заявить о нарушении
Жень, да ты Ушинский нашего времени.Похвально, что ты так понимаешь современную педагогику.Но проверь свои работы.Есть описки и даже ошибки.Как ты понимаешь,учитель этого себе позволить не может.Прости уж, может я некорректна.

Нина Тренёва   07.01.2014 16:17   Заявить о нарушении
вы полностью правы. Такое есть и я действительно всё перечитаю и пересмотрю. Благодарю.

Евгений Сокольских   07.01.2014 18:06   Заявить о нарушении
Все это хорошо!
А хватит терпения и запала ТАК готовиться к каждому уроку? И ТАК проводить?Ведь после такого урока, извините, рубашка на спине мокрая. И если каждый день каждый урок...
Написано хорошо!
Успехов в творчестве и на педагогическом поприще!

Данила Халевин   22.04.2014 03:57   Заявить о нарушении
спасибо за отзыв. Я просто идеализировал учителя, не более. Таких не бывает.

Евгений Сокольских   22.04.2014 11:25   Заявить о нарушении