Наливайко
- Гена! А ты познакомил бы своего товарища с нашим поэтом – с Наливайко…
Бывает же такое! За неделю до отъезда я купил новые книги стихов (Я тогда был завсегдатаем книжного магазина и прямо-таки начинал болеть, если долго не было новинок). Среди покупок была и, так называемая, «обойма» – тонюсенькие самостоятельные книжицы, перетянутые общей бумажной лентой. Одна из книг была «Встреча». Автор – Леонид Наливайко. Помню, что стихи мне очень понравились. Впрочем, в то время почти всё, что было «в столбик», меня приводило в восторг…
Уже через час мы пришли к поэту. На крыльцо вышел здоровяк. Он не показался мне приветливым. А, может, просто не выспался человек, ведь в то время он, кажется, работал ночным сторожем. И не тогда ли пришли к нему вот эти строки?
Ломик схлопочу в ночи иль пулю,
В честь меня не расцветёт салют:
То, что ночью я укараулю,
Днём они – в открытую – пропьют.
И не из тех ли дней после – уже совсем в другой стране – выросли строки:
При державе хожу в сторожах,
При державе, поправшей величье…
Помнится, разговор не клеился. Он прочёл мне несколько стихотворений. И я, наверное, прочёл что-то в ответ. – Подробности вылетели из памяти… Молодость! – Танцы запомнились лучше…
А потом началась уборка – уборочная страда. Стало не до стихов. А месяца через полтора я и вовсе отчалил восвояси: с небольшими, но - деньгами и с большими планами и новыми темами в придачу:
Не увидеть край России
И с верхушек тополей.
Горизонтом - лентой синей
Подвязалась ширь полей.
Грохот в поле говорит вам
Что-нибудь в июльский жар? -
Это громыхает битва
За высокий урожай!
....................................
Как вкусны! - возьми, отведай -
Жареные колоски...
Одержали мы победу,
Но потери велики.
Кстати, за два года до этого, сам Наливайко нагрянул, именно нагрянул, в гости к нашему железногорскому писателю Александрову Геннадию. Как смешно и талантливо Александров рассказал о той встрече. Отсылаю заинтересованных к его вещице «Знаем мы этих поэтов!»…
Но возвращаюсь к своему рассказу.
Промчалось тридцать лет! За эти годы мы встречались ещё несколько раз – на собраниях, на съездах, на литературных чтениях, на чьих-то юбилеях, где порою обменивались своими новыми книгами и где он, улучив момент, успевал мне прочесть несколько стихотворений. Он читал, а я ещё раз убеждался, что «Леонид Наливайко – поэт художественного лиризма», – как сказал Юрий Першин. А уж ему-то верить можно. Но помня Вольтеровское: «Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя», уже дома, я «вклинивался» в чтение:
Я здесь всему и всем родня –
Не правда ль, ивы?
Здесь даже чибис у меня
Не спросит: «Чьи вы?»
А далее:
Взгляд памяти летит за горизонт,
……………………………………………………………..
Где даже поворот реки,
Обрыва срез, какой-нибудь просёлок –
Не только средство от седой тоски,
Но дорого, как собственный ребёнок.
Надо сказать, что наш поэт помотался по белому свету и сменил множество профессий. Ведь он никогда не слышал подобное тому, что Вагнер однажды услышал от короля Людовика: «Я хочу навсегда снять с ваших плеч груз повседневных забот». Так вот – поэт и помотался, и повидал многое и многих. Но всё равно – родное село Захарково, что в Конышёвском районе Курской области, остаётся столицей воспоминаний и любви. Даже несмотря на разруху, бедность и заброшенность.
Забытая Богом, людьми позаброшена.
Сколько таких на просторной Руси…
…………………………………………………
У старой конторы, где клёны и липы –
Наглядагитации мертвенный ряд,
С доски: с той – почёта – бесцветные лики
На брошенный край свой, не видя, глядят…
Да, несмотря ни на что
Земли родимой притяженье
И после смерти ждёт меня
Это по-нашему – по-русски. Именно там, в родимых краях, бьют ключи поэзии, которые со временем превратились в реку, порою выходящую из берегов. И, наверное, только там поэт Наливайко мог выдохнуть такие строки о соловье…
А, может быть, они не только о соловье:
… Пусть никто его не слышит, –
Что ему!
Ему наградой –
Не внимательные уши,
Но – внимательные души
Розы красной,
Белой вишни.
Малая Родина подарила-продиктовала поэту не только стихи, но и рассказы. Что за грустное чудо рассказ «Качалось солнце на качелях»! – Школа. 1947 год. Замечтельная учительница объявляет ребятам:
- Сегодня у нас необычный урок – «Час фантазии». И станем мы с вами, ребята, фантазировать…
А когда прозвенел звонок «Мария Васильевна спросила, как лучше сделать: дома ли ей проверить сочинения или прямо здесь, на уроке?
- Сейчас… Здесь!
Последней оказалась тетрадка Вани Губанова:
«Когда я пришёл из школы, то ещё в сенях услышал смех и голоса в хате. Я переступил порог, и мама сказала: «А вот и наш сынок». За столом сидели брат Виктор и военный… И я сразу узнал отца. Он поднял меня над собой. Он был сильный… А я спросил у отца: «Папочка, ты ведь погиб. А как же ты оказался теперь живой?»… «Я не погиб. Я пропал без вести, но оказался живой. И всегда буду живой и с вами»…Да, грустное чудо!
А в рассказе «Водяной ландыш» читаем о роднике, за которым теперь некому ухаживать и стал он «менять место выхода и уменьшаться». Хотя продолжает всех поить… Не так ли и литература: ещё всех поит, но стала заиливаться?...
А в рассказе «Чай со зверобоем» – несостоявшаяся тёща, – чувствуя свою вину, говорит заглянувшему к ней несостоявшемуся зятю: «Прости… Умилосердись»…
И это «Умилосердись», и другие слова, например: «Запах прошлогодней полыни и татарника входит в душу щемящим ожиданием «полной» весны…», – дают нам понять, что и эти рассказы – почти стихи, что их автор – поэт. Читаю – и грущу, и радуюсь. И вспоминаю такие строки:
Из чужого окна –
Голос скрипки печален.
Только б играть не устали!
Это – тоже «выдал» наш Наливайко, а не древний японец или китаец, как может показаться на первый взгляд. У нашего поэта, жадного до всего прекрасного, есть и такая книга – «Вослед Басё», в которой он делится с нами своим счастливым открытием «прекрасно-волшебного мира японской поэзии (в целом) и Мацуо Басё, в частности…». И я уверен, что только тот, кто способен полюбить и любит высокое чужое может создать что-то стоящее своё:
Стрелки часов
На циферблате луны –
Косяк журавлиный…
Но вернёмся к его «русской» книге «Памятью душа моя жива». Здесь некоторые стихи перекликаются с рассказами, дополняют их и даже, в какой-то степени, раскрывают какие-то тайны. Не той ли – несостоявшейся – тёщи мы слышим не слишком ласковые слова:
Вдруг голос матери твоей сквозь ставни:
«Кто под окно нам пугало поставил,
Которое и курит, и молчит?
И это стихотворение тоже родом из Захарково:
Походкой лёгкой и беспечной,
Сквозь облетевшие кусты,
С холма на луг пустой заречный –
Не ты ль идёшь?.. О, нет, не ты…
А эта – шла и напевала, –
Твоим был шаг, твой взмах руки!
И мне печали было мало,
И я желал себе тоски –
Тоски, такой невыносимой,
До содрогания в груди…
Пощады память запросила
И умоляла: «Не гляди!»
А в другом стихотворении читаем:
Ты ответишь опять: «Не судьба…»
Приезжай без судьбы – леший с нею»
…Захарково! Родное село, где сегодня
Никого – во всей округе,
А такая жизнь была! –
И где поселилась нежить и – «осокою болот» перерезало горло «песне чистых родников». Но едва ли не большинство замечательных стихотворений родилось «вдали от шума городского» – в глуши, в одиночестве? И разве стихи не могут, как люди: родившись, где угодно, улетать куда угодно? И не чересчур ли часто нас уверяют, что печальные стихи лишь прибавляют печали в мире? Ведь кто, как не поэт должен пробуждать чувство общественной совести? К тому же я согласен с теми, кто считает, что за молчание Господь не осудит, что он простит всех бессловесных свидетелей происходящего – и рабочих, и крестьян, и учёных… Всех! – Но только не поэта.
…И всё-таки, наш поэт остаётся лириком даже в гражданских стихах. Прочтём стихотворение «1946 год». Речь идёт о ребятишках, которых поймали с десятком огурцов на колхозной бахче:
… Но до сих пор, но до сих пор
Я помню раздвоение:
Не сходит стыд со впалых щёк
И в сердце что-то колется:
И воровать нехорошо,
И умирать не хочется.
Я считаю, что такие стихи способны разбудить историческую память – даже у Иванов, не помнящих родства, и даже если эта память спит, казалось бы, беспробудным сном…
Да, как сказал большой современный критик Владимир Бондаренко: «Есть и сейчас яркие русские таланты, но тоже – не ко времени. Никто их не хочет не видеть, не слышать, не пропагандировать. Жаль». Но почему такое происходит? И почему в Центральной России, в этом смысле, дела обстоят хуже, чем где бы то ни было ещё?.. Может, потому, что русский человек, как известно, жаден до истины, справедливости, а справедливость не нужна сидящим наверху? Может потому что правда, как во все века, больно колет глаза? А, может, ещё и потому, что здесь не думают о будущем, а там – думают?..
Вернёмся к стихам. У Наливайко их много. Они разные. Но объединяет их одно – талантливость автора. Вот как у него говорит кузнец Иван Ольха:
Не для красного присловья,
А для правды напиши:
Баня – кузня для здоровья,
Кузня – баня для души
Разве этот кузнец не поэт? Тут поэзия уже в его имени-фамилии! – Иван Ольха!
Спят, словно замершие волны,
Село несущие холмы…
Неколебимо и безмолвно
Самодержавие зимы
Какие русские, какие несовременные, сильные, стихи! Они и сами, как природное явление:
Всё крепче обручи зимы,
И всё острей нагайка вьюги.
Но всё – ничто: медведи мы!
Крепки полозья и подпруги!..
Иногда, читая, кажется, что автор стихов – из позапрошлых веков, когда человек был тоже частью Природы, но больше созерцающей частью, и в меньшей степени – разрушающей. Для того, чтобы рождались такие строки, мало обычного зрения, даже мало быть художником – владеть красками и кистями, – здесь нужно острое зрение души и природное, отточенное временем, умение высказать близкое к тому, что клокочет в ней, плачет, печалится.
… Когда-то Пауло Коэльо сказал так: «Я предаюсь безделью, и в тоже время я занят делом, важнее которого не бывает: я прислушиваюсь к себе». Наверное, эти слова, как нельзя лучше, подходят и к Наливайко:
…Судьба пытает на излом,
Не бью тревогу.
Пусть не везёт, как не везло,
И слава Богу, –
Я выдержу любой удар
И не заплачу,
Я бит и клят, и очень стар,
Чтоб жить иначе.
Да, в этой книге о жизни немало стихотворений и о смерти. Хочешь – не хочешь, а всем нам их диктуют и земля, и небо. К тому же:
Пройдут года…
Они уже прошли!..
А вот концовка стихотворения «Старость»
И я теперь похож
На старенькую лошадь,
Которой наплевать
На волю и на кнут.
Но разве не прав, сказавший, что: «Если бы не было смерти, жизнь лишилась бы всякой поэзии»?
Все мои сочиненья –
Прощанье с живыми,
Посильный подарок
Ума и души,
Рукотворный осадок
Удач и везенья –
Свидетельства жизни
В родимой глуши.
Да, соглашусь с Марти Ларни: «Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует». И всё же книги Леонида Гавриловича Наливайко оставляют светлый солнечный след. Ведь он не тоскует – он грустит. Ведь хотя и
Меркнет Полуденный свет,
И по кустам ивняка
Лезет на берег река…
Жить мне осталось сто лет
И к тому же поэт давным-давно прозрел и понял, что
Нам бы надо полегче скорбеть,
Наблюдая тех стрелок движенье:
Ведь у жизни в запасе есть смерть,
А у смерти, дай Бог, воскресенье.
Да, поэт умеет радоваться. И радость его настоящая: та, которая требует себя раздать. Он знает, что если не поделишься ею с людьми, она иссякнет, как заваленный всяким мусором родник.
Светло жилище бедное моё:
В нём каждое окошко со звездою.
Читаем – и вспоминаем, что и звёзды, и солнце светят и нам тоже. Читаем – и понимаем, что поэт Наливайко – счастливый человек. Ведь несчастный так не споёт:
Спасибо, спасибо сверчку,
Что выжил среди захолустья:
Что он не приемлет тоску,
Хоть повода нет для веселья.
И тебе спасибо, Леонид, – за прекрасные стихи, за то, что ты сумел расслышать их даже среди бешенного железного лязганья нашей эпохи, и которые обязательно расслышит умеющий слышать. И ведь это тебе только показалось, что ты «отпахал своё», ведь сам знаешь, что тебя «ждёт литеретурное жнивьё, где черновые вспаханы страницы».
Так что – добрых тебе литературных урожаев, при которых ты, конечно, сторожем не будешь. Наоборот – как всегда: всё раздашь. Без остатка.
ЭКСПРОМТ ЛЕОНИДУ НАЛИВАЙКО
Кто-то пускает корни, а кто-то
растит крылья...
Пауло Коэлью
Не басню, не сказку, а быль я
Рассказываю:
Сейчас
Многие растят крылья
И улетают от нас.
А друг мой – другой:
В посёлке
Он вырастил дочь и сынов,
И, после правки-прополки,
Он вырастил книги стихов.
Ещё отрастил он бороду,
И мощные корни пустил
И воспевает Родину
Изо всех своих сил...
Толкаются люди – им тесно,
А друг мой – другой человек.
Но в поэзии –
С его места –
Его не сместить вовек.
30.11.13 г.
Свидетельство о публикации №113111208708
Татьяна Коковина 12.11.2013 21:16 Заявить о нарушении
Спасибо! Всего хорошего!
Юрий Асмолов 12.11.2013 23:42 Заявить о нарушении
Владимир Машков 2 04.02.2014 22:10 Заявить о нарушении
30 Ноября твоему земляку отметили 75-летие...
Всего доброго!
Юрий Асмолов 04.02.2014 22:54 Заявить о нарушении
Владимир Машков 2 06.02.2014 00:16 Заявить о нарушении
Бывай здоров!
Юрий Асмолов 06.02.2014 11:42 Заявить о нарушении