Арм. восп. Гл. 12. Гитара

На фотографии встреча Нового 1967 года.
Автор слева, Сашка Донецкий справа
с красивой гитарой.   


     Получив «высокую зарплату» десять рублей и восемьдесят копеек, заняв у ребят еще шесть рублей под следующую, Георгий в очередном увольнении, в Ленинграде, приобрел гитару. Гитару в музыкальном магазине выбирал Сашка Донецкий. Сбылась давнишняя мечта Георгия. Ребята, самодеятельные музыканты, приняли его в свой коллектив.

     При любой занятости, почти каждый вечер, в личное для военнослужащих время, Сашка Донецкий брал с собой Георгия и еще нескольких ребят, чтобы уединившись в специально отведенной «музыкальной комнате» разучивать всё новые и новые песни. Эти полтора-два часа буквально пролетали. Времени и здесь катастрофически не хватало.

     Переписываясь с однокашниками по техникуму, служившими в соседних частях, Георгий никак не мог понять, почему те жалуются на скуку в свободное от службы время. Лично у Георгия, Володи Цыбанцева, Сашки Донецкого и практически всех ребят их батальона так называемого свободного времени, когда можно поскучать, совершенно не было.   

     С их маленьким музыкальным коллективом в то время произошли интересные события, о которых хотелось бы рассказать особо.

     Музыкальный руководитель коллектива, старшина срочной службы, ленинградец Александров Миша, возвратившись из очередного увольнения, привез магнитофонную пленку с записью песен Владимира Высоцкого. Раздобыв у какого-то сверхсрочника старенький магнитофон, закрывшись в «музыкальной комнате», старослужащие принялись прослушивать записи. Под большим секретом допустили на прослушивание и Георгия.

     – Если честно, – вспоминает Георгий, – те магнитофонные записи не произвели на меня никакого впечатления. Бряцанье гитары, хриплый голос, слов не разобрать. Только на следующий день старослужащие ребята, ленинградцы, рассказали о Высоцком, об истории подобных записей, которые можно было раздобыть только нелегальным путем, перезаписав с другого магнитофона. Может быть в сотый раз.

     Для двух профессиональных музыкантов не составило особого труда воспроизвести мелодии на музыкальных инструментах. Сложнее было записать мало прослушиваемые хрипящие слова с шуршащего старенького магнитофона. На то понадобилось ребятам несколько ночей.

     Только когда их маленький ансамбль принялся разучивать эти песни, Георгий начал понимать глубину замысла тех авторских песен.

     Спустя десяток дней, вечером, через открытую фрамугу огромного окна, дежурный по гарнизону офицер услышал разучиваемую песню.

 Наутро комбат приказал замполиту разобраться.

     Замполит батальона, майор Дашкевич, фронтовик, умнейший мужик, принял оригинальное решение. Вызвав музыкальный коллектив в Ленинскую комнату, не принялся кричать и отчитывать солдат, а предложил свое:

     – Не следует вам, ребята, за кустами и глухими стенами прятаться. Я неоднократно слышал песни Владимира Высоцкого. У него имеется прекрасная военная тематика. Она нам подходит. Разучите его несколько песен. Только сделайте это своими голосами, без хрипоты. Тюремные песни не надо вслух исполнять: подведете и себя, и меня, и командование. Здесь не та аудитория.

       Неторопливыми шагами майор прошелся по проходу между сверкающих чистотой лакированных столов и уже тихим, задумчивым голосом продолжил:
    – Песни Высоцкого – это крик души! Их можно только слушать, слушать и слушать. Это большая и трудная работа автора. Песни Владимира Высоцкого сегодня не афишируются. Почему? Не знаю! Знаю одно: в его песнях горькая правда жизни. Может быть, эта горькая правда кому-то и не нравится…

     Далее, в откровенной беседе с замполитом, приняли решение выбрать из военной тематики Высоцкого лучшие песни, а замполит поможет коллективу  выйти с этим репертуаром на большую сцену.

     Чисто по-человечески обращенный совет замполита, ребята восприняли, как необходимый приказ.

     В гарнизонном Доме Офицеров солдатский ансамбль: рояль, баян, три гитары, ударники и три солиста исполнили несколько песен Высоцкого, неизвестных тогда широкому кругу слушателей. Успех был ошеломляющий. Многие офицеры-фронтовики не могли сдержать слез.

    Произведения Высоцкого, может быть впервые, прозвучали со сцены в их истиной красе, без всякого криминала. А для этого коллектива – в первый и последний раз...
 
      Лишь, спустя несколько лет, Георгий понял главное: Владимир Высоцкий обогнал время, а замполит, вместе с  ребятами, напрасно пытались войти в его русло. Верхушка общества не позволила.
 
     А людям в то время так хотелось, пусть даже в песне, услышать рвение души о горькой правде жизни.


Рецензии
Геннадий, очень люблю Высоцкого. У него вся жизнь - это крик (хрип) души. Интересно написано!

Елена Ларская   10.04.2015 21:53     Заявить о нарушении