Великая команда Баю-Бай! А. Ю. Мурашева. Изд. АСТ-

.....КУКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕР! (глава из книги "Великая команда Баю-Бай!")Издательство АСТ- Астрель.

Лампа с низким абажуром. Стол, заваленный пестрыми лоскутками, цветной бумагой, карандашами, кисточками и красками. Не замечая, как летит время, работает Ирина Арсеньевна Власова, главный художник редакции детских передач Центральной студии телевидения, над созданием эскизов и новых кукол для программы "Спокойной ночи, малыши!" Рисовать, творить для детей было её судьбой, её призванием и смыслом  всей  жизни.
    "Художник – мастер! Это не профессия, это состояние души!" – говорила И.А. Власова.
Родилась Ирина Арсеньевна в дворянской семье, в Петрограде, в августе 1917 года. Её прадед  П. Диаковский – Георгиевский кавалер, его фамилия – в Георгиевском зале Кремля. Родственники Власовой воевали  во всех войнах, которые вела Россия с 1812 по 1920 годы. Оставшись сиротой, маленькой девочкой Ирина, попала во Францию, где тётя  определила её в колледж. В Парижском женском колледже девочек учили не только домоводству – шить, вязать, готовить, но и специальностям. Ирина училась рисовать, и учила ее дочь графа Льва Толстого – Татьяна Львовна. Блестяще окончив колледж и получив диплом художника – дизайнера, Ирина Власова начала свой творческий путь мастера. Уже в 1938 году в Праге вышли в свет две её первые иллюстрированные книжки для детей: "Качата" ("Утята") и "Русские народные сказки". Впечатления детских лет отразились в творчестве И.А.Власовой. Сотни симпатичных зверюшек из детских кукольных фильмов, знакомых по передаче "Спокойной ночи, малыши!" – плод её фантазии и высоко профессионального мастерства.
На Центральное телевидение Власова пришла в январе 1965 года, когда передача для самых маленьких с  символическим названием "Спокойной ночи", делала свои первые шаги в эфире. Нужны были куклы! И включившись в творческий процесс, Ирина Арсеньевна, начала мастерить первых кукол для программы собственными руками "с головы до пят". Художница сама подбирала материал, доставала краски, пенопласт, мочала, кусочки меха, бархат и плюш. Одухотворенная, погруженная в мир сказки и воображения, Власова  вязала и шила, мастерила из цветной бумаги, еловых шишек и ракушек милых собачек, зайчиков,  мишек, которые стали одними из первых героев вечерней сказки.
Со временем на Шаболовке был открыт бутафорский цех, куда пришли работать первоклассные мастера – кукольники: Лидия Осинина, Марина Муратова, Татьяна Молодцова и Нина Фомичева.  По эскизам и чертежам  И.А. Власовой они начали изготовлять "живых" двигающихся кукол разных типов, как перчаточных – мимирующих, так и тростевых.
        И вот в 1967 году родился длинноухий пес Бравни  - будущий   пес Филя! Лесной  человечек Шишига, грациозные  совы Джен и Дженни, принцесса Аполенка – да всех и не перечесть. А между тем у них у всех один автор, одна "мама" - художница – Ирина Арсеньевна Власова.
       В 1968 году произошло историческое событие! Появился забавный персонаж - упрямый поросенок Хрюк – также прототип Хрюши. На нем была новенькая матроска, а вместо ручек -  лакированные копытца. Придумали Хрюка писательница Селезнева и главный художник детской редакции ЦТ – И.А.Власова. 
       Вспоминает диктор Центрального телевидения Валентина Леонтьева: "Ниночка Кондратова была первой, а я второй ведущей передачи "Спокойной ночи, малыши!". Я очень любила смотреть, как работает Кондратова в прямом эфире. Помню, как Нина купала в мыльной пене, в маленькой ванночке поросеночка. Мыла ему уши, пятачок, а перед едой – копытца. По сценариям поросенку ужасно не нравились эти процедуры, и он пронзительно визжал. Но передачи носили поучительный характер и шли в "золотой фонд" Центрального телевидения. А до появления настоящего Хрюши еще оставались годы и годы".
В начале 1969 г. Ирина Арсеньевна принесла мастерам – кукольникам новые эскизы. И в бутафорском цехе на Шаболовке родились две куклы:  рассудительный мальчик Ерошка  и кудрявый  крошка  Энек – Бенек.
      Очаровательного Ерошку  Ирина Власова рисовала с фотографии своего четырехлетнего сына. Ерошка получился замечательной куклой, и был похож на "настоящего " непосредственного ребенка с веснушками, курносым носом и искренней детской улыбкой.
Ерошка и Медвежонок.  1973 г.
На роль Ерошки пригласили актрису театра Образцова – Нину Авдееву, а   вскоре Ерошку стала исполнять молодая актриса Москонцерта Наталья Голубенцева. Оригинальные сценарии для  Ерошки, Фили и ведущей Валентины Леонтьевой, стал писать молодой и талантливый редактор "Спокойных ночей"  – Владимир Шинкарев.   
       С первых передач новые герои полюбились и детьми, и взрослыми. Письма в детскую редакцию для Ерошки, Энека – Бенека и, конечно же,  Фили, который работал в передаче с 1967г, приносили не охапками, не сумками, а целыми мешками.
Важно, что в конце 70-х и в начале 80-х, средств на изготовление новых кукол руководством выделялось предостаточно. Поэтому главный художник И.А.Власова, поддерживала идеи всех молодых и талантливых художников детской редакции. Каждый месяц изготовлялось, как по эскизам Власовой, так и по эскизам других художников, несколько десятков кукол для новых кукольных спектаклей и вечерней сказки.
Знакомые сегодняшним ребятам персонажи ведут свою родословную с конца 50-х начала 60-х годов. Конечно, многие куклы уже давно изменились. У них другие имена, "мамы" и "папы". Они – внуки или даже правнуки тех первых кукольных героев художницы И.А.Власовой, фотографии, которых размещены на этих страницах.
  Куклы, связанные И. Власовой в 1973году. Фото из личного архива Е.А.Плотниковой.
     Впрочем, один из "игрушечных" героев Власовой, впервые появившийся в передаче более трех десятилетий назад, сумел, не старея остаться на телеэкране до наших дней. Речь идет о Филе, чей рейтинг измеряется не социологическими исследованиями, а детской любовью - Пес Бравни (прототип Фили), родившийся в 1967 г. Фото из личного архива редактора телепередачи И.Петрова.
Его авторитет и по сей день остается непререкаемым. Если из уст родителей просьба отправляться спать ещё может звучать неубедительно, то фирменные слава Хрюши и Фили "спокойной ночи, девочки и мальчики" воспринимаются детьми однозначно: пора в кровать! Пора баю – бай!   
В своем последнем интервью И. А. Власова рассказывала: "Я не знала, что такое телевидение. На ТВ я пришла в 1965 году, и стала создавать кукол для разных интермедий. Вообще я люблю больше рисовать разных зверюшек и не могу нарисовать пейзаж, портрет, а вот мышек, кошечек и зайчиков – пожалуйста. Это идет откуда-то изнутри, из души…
Филя создавался первоначально не для "Спокойной ночи, малыши!", а для интермедии по сказке английского автора Дональда Биссета "Похождения пса Бравни". Я нарисовала эскиз за 20 минут сидя в метро. Его прототипом послужила моя любимая собака Кузя. По сказке песик Бравни искал себе хозяйку, поэтому у него такие грустные глаза. Он не такой, какого все сейчас видят на экране. Первая кукла Фили делалась для черно-белого ТВ и была плюшевой. Но вскоре появилось цветное телевидение, и Филю нужно было срочно переделывать для нового ТВ. Так он стал меховым, его одели и обули. С каждым нововведением, с каждым годом, кукла изменялась".               
 Однако любимцем Власовой оставался самый первый Филя, длинноухий щенок с печальными, как уголек глазами, на роль которого был приглашен актер театра Образцова Г.Я.Толчинский.

                Автор книги Александра Мурашева.


Рецензии