Дневник Мастера шляпных тел. Готовность

Из книги "Сюрреальные переменные"

6.

________________________________________

Наверное, со мной произошли метаморфозы. Я перестал понимать происходящее. Если раньше в моей голове возникали ветвистые деревья перетекающих смыслов, теперь со сменой настроек остались навыки шляпного мастерства и ощущение важности момента или какой-то миссии, которую пока еще не до конца осознал, но ее неизбежность прочувствовал своим нутром. Своим ли? Старушка снова прочитала мои мысли.

– Нутро подобно космосу и не имеет конца, поэтому иногда ощущается инородным, – усмехнулась она, макая блин в смородиновое варенье. – Вкусное смородиновое, да?
– Нормальное. Не думал об этом, – промямлил я, безвольно жуя блин.
– Неужто ни одной ассоциации со смородиновым вареньем? – удивилась старушка.
– Обычное варенье. Сладкое. В моей голове сейчас суровая человеческая реальность. Не до варенья мне.
– Значит, ты признаешь себя дураком? – старушка внимательно смотрела мне в глаза.
Хотел было возмутиться, но против логики хороши только невиданные чудеса, которых я пока не заметил, зато ощутил себя настоящим дураком.
– Признаю, – буркнул я.
Старушка легко поднялась со стула и подошла к окну, с шумом задернув занавески. Между ними образовалась небольшая щель, и незнакомка, протянув туда руку, замерла на мгновение, затем тщательно соединила занавески, возвращаясь к столу. В ее руке был компас, который однажды был мной зарыт в зоне магнитной аномалии. 
– Настоящий герой должен признать себя дураком, чтобы научиться терпению, – сказала она, улыбаясь уголками губ, положив вещицу на стол.
– Не нравится мне слово "должен". А прошлый или будущий герой не должен признать себя таковым? – растеряно бормотал я, не понимая, как мой компас оказался у нее.
– Герой всегда настоящий, но поначалу он растерян, ибо не знает, что его ждет.
– Звучит обнадеживающе фатально. Не хочу быть героем. Мне претит героический пафос, – рассердился я.
– Пафос и герои несовместимы. Героям характерны поступки, а не соломенные шляпы величия. В каждом произведении жизни есть герои, хотят они того или нет.
– А ты – герой?
– Герои и персонажи – не одно и то же. Герои могут стать бессмертными и дать шанс другим. Но сначала общество признает их дураками.
– Всего то?
– Герои принимают звание дурака осознанно, как судьбу, и затем происходит цепь событий, способная привести их к бессмертию. У всех персонажей есть шанс стать героем, но мало кто им становится.
– Запутала ты меня, старуха! – почему-то я сильно разозлился.

Куда подевался витиевато-благородный характер моих речей? Раньше я мог мыслить и рассуждать красиво. 

– В тебе говорит человек. Запомни, шляпник, все идет своим чередом. События – это катализаторы. Благодаря им проявляются необходимые для вечности качества. Но они проявляются только у настоящих героев. Остальные персонажи постепенно выбывают из игры – до его появления.
– А выбывшие?
– Спят до появления героя. Или думают, что не спят.
– А после?
– Изменяются вместе со временем и пространством.
– Но в чем заключается цепочка событий для меня?
Старушка внимательно посмотрела на меня, затем взяла компас и направила в мою сторону.
– Еще не время, – вздохнула она. – Но после того как ты признаешь себя дураком, тебя неоднократно вобьют в перекресток между мирами. Если не удастся поколебать твою уверенность в том, что ты – дурак, прибьют к перекрестку материальными гвоздями всеобщего глумления, но если тебе удастся освободиться, ты сможешь проявить свое мастерство – сшив всему человечеству нужные шляпы в обход Того, кто управляет на Земле всеми заказчиками.
– Категорически отказываюсь быть героем. Почему именно я? 
– Сейчас твоя очередь.
– Глупость! Не может быть в таком деле очереди. И на роль героя я не гожусь.
– Очередь есть. На эту роль пробуют каждого. Но герой – это не только спаситель планеты. Кому-то предстоит спасти человека. Кому-то – кошку или нужную книгу. Но тот, кто управляет всеми заказчиками на Земле пытается помешать настоящему геройству, меняя его на глупое безрассудство, проявляющееся отнюдь не в спасении. И сейчас его план как никогда близок к реализации.
– Если бы я был человеком, сказал бы, что у тебя паранойя. 
– Сейчас ты – человек. И у меня паранойя, но основанная на фактах и знании ситуации, – усмехнулась старушка.
– Абсурд... Не понимаю, как я должен освободиться от материальных гвоздей, чтобы сшить шляпы?
– У каждого свой способ освобождения. Этим интересны герои.
– Хорошо, я признал себя дураком… И теперь?
Старушка медленно подлила заварки и кипятка в чашку и, отхлебнув, снова пронзительно взглянула на меня, затем на компас. Покачав головой, ответила:
– Не признал. Ты назвал себя дураком потому, что в файлах твоей памяти нет нужной информации, которая объяснила бы тебе, что в данный момент  происходит. Судьба осознанного дурака – иное. Это способность человека идти туда, куда, по мнению общества, умные люди не ходят. 
– Теперь не понимаю, в чем различие между дураком и безрассудным глупцом.
– Чтобы принять себя дураком, надо сначала выяснить, куда не ходят умные. Значит, стать умным. А после – признать себя дураком. Ведь любой по-настоящему умный, знает какой он дурак. Безрассудный глупец никогда не станет умным, потому что в нем нет "люфта", о котором тебе говорил Заказчик. Но сейчас и глупцы становятся героями. Это работа того, кто управляет всеми заказчиками на Земле. Так он пытается запятнать Путь осознанного дурака.
– Запутала ты меня. То дураком, то – героем… Я чувствую себя полным идиотом!
– Ты еще думаешь, что умный. В тебе не выветрился дух соланта.
– Но я не хочу, чтобы он выветривался!
– Придется… Чтобы спасти людей, надо быть человеком. 
Мои мысли быстро закрутились, будто на карусели. Даже затошнило, но звонок в дверь вывел меня из этого вращения.
Старушка легко встала со стула и стремительно направилась в коридор. Через несколько секунд она вошла с мальчиком лет десяти.
– Иоанн, – сдержанно представился он.
Старушка налила ему чаю и намазала блин вареньем. 
– Мое любимое смородиновое. Не у той реки собирала ягоды? – откусывая большой кусок, поинтересовался мальчик.
– У той, – усмехнулась она, посмотрев на меня.
Глядя на них, я вдруг понял, что мой дух полностью смирился перед навалившейся на меня неизбежностью.
– Он готов? – кивнув в мою сторону, спросил мальчик.
Старуха внимательно посмотрела на меня, оценивая, и кивнула головой:
– Теперь готов…

____________________________________

Не знаю, что со мной сейчас, не вижу своих потоковых часов, не наблюдаю времени, не вижу своего тела. Ничего не вижу. Но если я рассуждаю, значит, могу рассказать, что со мной произошло. Если электронный дневник находится поблизости, я ему приказываю записывать все, что сейчас говорю. Говорю ли я или волны моих мыслей и воспоминаний расходятся во все стороны после смерти моего тела? Если считать смертью то, что мое тело лежит распластанным на тесаном граните старого моста, значит, я умер. Ко мне приходят дурные мысли, не свойственные солантам "мало пожил!", "какая нелепость умереть в минуту самого большого прозрения!". Впрочем, я так долго находился на Земле, что запутался в мыслях. Последний бой и вовсе превратил меня в человека. Но не жалею о сделанном выборе. Если принял решение, неважно, что будет происходить, ведь суть всего – большой замысел. Труден лишь момент выбора, когда все условия созданы, но искушения, сомнения и страхи на пике своей активности, и поэтому ты стоишь – эдакий пень, связанный почвой, местом обитания, прошлым, думая, что выгоднее – выбрать путь героя неведомого замысла или оставаться рабом привычек, свободным от геройства?
Все-таки странный сюжет для моей смерти придумал Источник. Почему у людей такая глубокая связь со сказками? И разве сказочные сюжеты разыгрываются в реальной жизни? Этот вопрос я задал напоследок старухе. Она ответила, что принимая судьбу героя, человек навечно остается в сказке живым. Cтаруха глядела на меня ласково, но с  грустью, и почему-то говорила голосом Белой...

Начало:

http://www.stihi.ru/2013/10/30/4847


Рецензии
«Очередь есть. На эту роль пробуют каждого. Но герой – это не только спаситель планеты. Кому-то предстоит спасти человека. Кому-то – кошку или нужную книгу.»
Неразрывность связей,нужность каждого,непрерывность времени в этих словах, Татьян. Хочется идти дальше по твоему миру.

Веро Франко   07.11.2013 23:42     Заявить о нарушении
Нужность каждого - это верно, Лен. И неразрывность связей.
Когда-то мне часто снился один сон, снился на протяжении многих лет. Это были танцующие раввины. Себя я не видела, но смотрела из центра их круга, а они радостно танцевали. Такая слаженность была в их танце. Между ними чувствовалась крепкая связь. Недавно рассказывала про этот сон знакомому, а после что-то дёрнуло меня закинуть в поисковик "танцующие раввины". И вот какую интересную притчу я нашла:
"Евреи одного небольшого городка с нетерпением ожидали приезда раввина. Его приезд должен был стать для них событием огромной важности, поэтому они потратили немало времени на составление вопросов, которые намеревались задать этому святому человеку.
Наконец раввин приехал. Встретившись с ожидавшими его людьми в городской мэрии, он почувствовал некую напряжённость в атмосфере встречи: всем не терпелось поскорее получить ответы на заготовленные вопросы.
Раввин ничего не сказал; он просто внимательно посмотрел людям в глаза и стал напевать под нос популярную песенку. Вскоре каждый начал подпевать ему. Потом раввин запел, и все запели вместе с ним. Он стал раскачиваться из стороны в сторону, танцуя размеренными уверенными движениями. Люди последовали его примеру. Вскоре их настолько захватил танец и танцевальные движения, что они позабыли обо всём на свете; в толпе танцующих каждый слился воедино с остальными, освобождаясь от внутренней раздробленности, отделяющей нас от Истины.
Танец длился почти целый час. Когда внутреннее напряжение полностью улетучилось, присутствующие присели и ощутили глубокое спокойствие, воцарившееся в комнате. В этот момент раввин произнёс единственные слова в тот вечер:
— Надеюсь, я ответил на все ваши вопросы."

Спасибо за отклик, Лен!

Татьяна Орбатова   08.11.2013 00:15   Заявить о нарушении
Спасибо за притчу,Татьян!

Веро Франко   08.11.2013 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.