***

               
МУЛЬТИМАНИЯ
Инессы Ковалевской - ЧЕЛОВЕК ЭПОХА
Начало на 1-й стр.
- Да, но все песни в них очень мелодичны,
слова легко ложатся на слух и запоминаются.
Но предпочтение я отдаю, конечно, классиче-
ской музыке, считая ее уникальным и совер-
шенным искусством. Хотя сама я к такому по-
ниманию и восприятию пришла не сразу.
- Может быть, у вас, когда вы были ма-
ленькой девочкой, была мечта стать из-
вестной пианисткой? Расскажите о своем
детстве.
- Родилась я в Москве 1 марта 1933 года
в семье кадрового офицера. Мой папа, Алек-
сей Иванович, преподавал в Военно-полити-
ческой академии им. В. И. Ленина, поэтому
жили мы в большом высотном элитном доме,
где проживали семьи сотрудников академии.
Мы, дети, в то время могли бегать и пропа-
дать на улице, сколько хотели, вот и я бродила
везде, как мои сверстники, с ветром за пазу-
хой. Моя мама, будучи простой женщиной, не
имевшая даже среднего образования, тем не
менее очень хорошо понимала его необходи-
мость. Поэтому меня отдали в музыкальную
школу в пятилетнем возрасте, а параллельно
в балетный кружок. Весной 1941 года я посту-
пала в 1-й класс в музыкальную школу при му-
зыкальном училище им. Гнесиных и, сдав все
дисциплины на отлично, была зачислена. Но
началась Великая Отечественная война, эва-
куация, и о музыке пришлось забыть. После
войны по возвращении в Москву я продол-
жила заниматься музыкой частным образом
и еще английским языком, хотя в те послево-
енные годы никто этого не делал. Занималась
я еще и живописью. Меня хватало на все. И
мы жили весело и счастливо, но в 1950 году
в семье случилась трагедия. Моего отца, ге-
нерал-майора А. И. Ковалевского, арестова-
ли, и он погиб. Мама, я, брат и сестренка едва
избежали ареста. Нас выселили из элитного
дома в барак на окраину Москвы, и жизнь из-
менилась...
- Инесса Алексеевна, но, кажется, в ва-
шей жизни все же случился судьбоносный
поворот?
- Да, это было настоящее чудо. От безыс-
ходности я приняла решение поступать в Мо-
сковский областной педагогический институт,
ведь в другие вузы дорога была закрыта. И
вдруг в коридоре института ко мне подошел
мужчина в военной форме и, уточнив, что я
дочь Ковалевского, сказал: «Деточка, давай-
те ваши документы. Я декан географического
факультета, а когда-то воевал с вашим отцом.
Вы начните учиться у нас, а там разберемся».
Я никогда не собиралась заниматься геогра-
фией, но судьба так распорядилась, и я стала
студенткой географического факультета.
Жили тяжело. Маму как жену репрессиро-
ванного нигде не брали на работу. Я подраба-
тывала на молодежных балах «почтальоном»
- разносила записки танцующих и за это по-
лучала небольшие деньги. Смешно, но тогда
для меня это был настоящий заработок, кото-
рый я скорее несла маме, ведь в семье было
двое малышей. Но, несмотря на все слож-
ности, я вела активный образ жизни. В 1951
году поступила в художественную студию при
Центральном Доме Советской армии, а 1952
году стала студенткой театрального училища
МХАТ, постановочного факультета.
Однако МХАТ я не окончила, потому что
вновь произошло событие, изменившее всю
жизнь нашей семьи. В 1956 году реабилити-
ровали несправедливо осужденного отца.
Нам дали большую квартиру в новом высот-
ном доме, маме, брату и сестренке пенсии, а
мне предложили любой институт на выбор. Я
выбрала ГИТИС, театроведческий факультет,
который закончила в 1958 году с красным ди-
пломом. Во время учебы три года находилась
на практике в Музыкальном театре Станис-
лавского и Немировича-Данченко. Это были
самые счастливые годы моей жизни: я сидела
на репетициях, смотрела, как ставятся оперы,
как работают режиссер и дирижер, слушала
голоса певцов. И поняла, что музыка - это моя
стихия!
- А от кого передался вам ваш харак-
тер?
- Характером я в папу. От него стойкость
и терпимость. С 16 лет я жила не просто сама
по себе, а научилась помогать и заботиться о
близких и не сломалась. Недаром говорят, что
характер - это судьба!
- Инесса Алексеевна, по окончании выс-
ших курсов режиссеров и сценаристов,
где вы учились с Александром Аскольдо-
вым, Глебом Панфиловым, Василием Ли-
вановым, будучи в группе единственной
женщиной, вы начали творческую жизнь
на киностудии «Союзмультфильм», с 1964
года снимая преимущественно рисован-
ные фильмы. А правки в ваших работах ча-
сто были? И с кем из однокурсников пере-
секлись в творчестве?
- Единственный раз! В 1971 году не при-
няли фильм «Песни огненных лет», объяснив,
что на белом фоне красное солнце и летящие
всадники - это, по мнению цензуры, олице-
творяет японский флаг. Без возражений я все
исправила. И мало кто знает, что этот фильм с
мультипликацией на песню «И боец молодой
вдруг поник головой...» я посвятила отцу, где
в документальной хронике давалось его фото.
В этом проекте я выступила и сценаристом, и
режиссером. Свой легендарный и звездный
выпуск «высших режиссерских» я буду пом-
нить всегда. Золотое было времечко! Многие
мои однокашники стали известными киноре-
жиссерами. Раньше мы и созванивались, и
даже встречались, но сейчас это происходит
реже.
- А кто вам помогал в становлении как
режиссера и сценариста на «Союзмульт-
фильме»? Ведь не все складывалось...
- Правы, поначалу не все складывалось.
Сегодня прозвучит смешно, но мне, режис-
серу художественных фильмов, окончившей
престижные курсы с красным дипломом, по-
могало начальство и партийная организация.
Руководство выслушивало меня с сочувстви-
ем, потому как понимало, что государство
на мое обучение затратило много денег, а я
фактически без работы. Некоторое время я
работала ассистентом режиссера Романа
Кочанова, который снял знаменитые мульт-
фильмы «Варежка» и «Чебурашка». А после,
в 1967 году, мне дали самостоятельно сни-
мать мультфильм «Четверо с одного двора».
Этот фильм я делала почти без текста, так как
считала, что в мультипликации должно быть
минимум слов, а больше пластики. В конце
мультфильма звучала маленькая песенка,
которую написали Геннадий Гладков и Юрий
Энтин. Нам понравилось совместное сотруд-
ничество.
- И вы начали думать, какой бы снять
новый мультпроект?
- Мы придумали снять анимационный мю-
зикл, где вместо слов герои бы пели, где му-
зыка стала бы основным средством выраже-
ния. Но для этого нужен был простой и хорошо
всем знакомый сюжет. И возникли музыкаль-
ные фантазии на темы одноименной сказки
братьев Гримм о необыкновенных, опасных и
веселых приключениях бременских музыкан-
тов: Трубадура, Кота, Собаки, Петуха и Осла.
Сказка идеально нам подошла. Гладков на-
писал очаровательную музыку, Энтин - сим-
патичные стихи и стал первым сценаристом,
а Василий Ливанов - вторым. Я как режиссер
возглавила наш совместный проект. Каждый
номер мюзикла был пародийный, а представ-
ленные эскизы героев оказались довольно
допотопные. Принцесса и Трубадур выгляде-
ли совсем иначе, чем на экране. Посмотрев
первые наброски, мы поняли - это не годится.
- И как же вышли из положения?
- Тогда в 1968 году в библиотеке «Госки-
но» мне в руки попали французские журналы
моды, где я увидела мальчика-блондина с
прической под «Битлз» в стильных джинсах.
Я поняла - Трубадур должен выглядеть имен-
но так. Потом нашла очаровательный совре-
менный наряд для Принцессы. Образ доду-
мывали все вместе. Знаменитую прическу,
кокетливые хвостики с короной, придумала
мой ассистент - художник Светлана Скреб-
нева. Лесные разбойники были выполнены с
популярной в кино троицы в исполнении Геор-
гия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Мор-
гунова. Мультипликатору Олегу Сафронову
удалось сделать их по-доброму карикатурно.
Родилась идея декоративного фона. И имен-
но это решение, как ни странно, очень хорошо
легло на музыку. На «Бременских» работало
колоссальное количество мультипликаторов
- 17 человек.
- Скажите, а награды у «Бременских»
есть?
- Наш мультфильм никогда не представ-
лялся ни на один фестиваль и не имеет ни
одной награды. Но вы знаете, самая большая
награда - это любовь зрителей. «Бременские
музыканты» сразу стали пользоваться беше-
ной популярностью. Особенно полюбились
в то время советским студентам, которые с
удовольствием на улицах под гитару распева-
ли все песни из фильма. Да по сей день дети
всех возрастов с удовольствием подпевают и
Трубадуру, и совсем не страшным разбойни-
кам.
- Инесса Алексеевна, что для вас в ва-
шем творчестве самое дорогое?
- Мои работы. Они как дети. За свою жизнь
я видела, когда публика в зале валилась от
смеха и как люди плакали на моих фильмах.

Это дорогого стоит.
Александра МУРАШЕВА.
Фото автора.


Рецензии