С помощью матери я в 1955 году подал документы на геологическое отделение в Мытищинский индустриальный техникум Министерства промышленности строительных материалов РСФСР. В то время он находился по правую сторону от железной дороги, если ехать из Москвы. Надо было идти минут 15 от станции «Мытищи» и, подходя к бане, напротив которой было здание техникума, пройти через небольшой деревянный мостик, под которым круглый год текла незамерзающая зловонная вода с нечистотами. В сильные морозы над мостиком стояло облако вонючего пара. Наш техникум располагался в одном здании с Машиностроительным техникумом. Но уже во время моей учёбы строилось для нас новое здание по левую сторону от железной дороги. Мы ходили на эту стройку помогать.
Когда я пришёл в техникум первый раз, у меня даже не приняли документы, т. к. в моём свидетельстве была лишь одна четвёрка (не помню, по какому предмету), а все остальные – тройки. Мать организовала нужный звонок директору техникума Поле и на следующий день документы были приняты. Вступительные экзамены я сдал, хотя и нёс при этом несусветную чушь. И по конкурсу я тоже прошёл, хотя и было на геологическое отделение 7 человек на место.
Сначала мне учёба не нравилась, но, когда пошли спецдисциплины, я втянулся. Среди привычных троек стали появляться четвёрки и даже пятёрки. Особенно мне запомнилась преподавательница геологии Эсфирь Яковлевна Эфрос. Она была нашей классной руководительницей и жила в Мытищах. Геодезию преподавал старичок, который ещё до войны учил моих родителей. Он нещадно ставил колы и двойки, причём не только в классный журнал, но и себе в записную книжку. Все записные книжки он тщательно сохранял. Угодить ему было невозможно, а его тройки соответствовали пятёркам в обычном понимании.
Запоминающейся фигурой был завуч техникума, преподаватель русского языка и литературы. Он знал множество стихотворений и любил читать их вслух, говорят, знал всего «Евгения Онегина». Часто учил общей культуре, говорил, что есть пирожки на ходу – неприлично. Тем не менее, однажды кто-то встретил его на улице с пирожком в руках. Увидев своего воспитанника в столь неподходящий для себя момент, он чуть не подавился.
Здание техникума было старым, с подпорками в виде колонн, по которым мы съезжали вниз, стараясь перед этим подпрыгнуть как можно выше. По этой причине «колонны» в аудиториях были гладкими и радовали глаз тщательной полировкой. Съезжали все при каждом удобном случае. Я – тоже. Однажды завуч застал меня за этим занятием. Вскоре в стенгазете появилось моё изображение: я сидел на «колонне» в виде обезьяны. Внизу – стихи:
Он не рычал
И не ругался,
Залез на столб
И вниз спускался.
Участвовал я в художественной самодеятельности, но что делал – не помню. Во всяком случае, не пел и не плясал. Кажется читал стихи. Сохранился альбом для фотографий с надписью: «Петрову В. А. за участие в художественной самодеятельности».
Обедал я после занятий в Мытищинской столовой. На обед брал из дома по 5 р. в день. Этих денег вполне хватало на обед из 3-х блюд, на пирожки с павидлом или рисом (их продавали по 5 к. с лотков около ж.д. станции) и на книги. В те годы я совершенно свободно купил в Мытищах много хороших книг.
Так как ездить до Мытищ приходилось на электричке, я брал сезонку. В то время это было не так просто. Требовалась справка из техникума и заверенная печатью фотография. Дачники в то время не могли пользоваться сезонками. Двери в электричках закрывались вручную, а летом были всегда открыты. Многие, особенно в жаркую погоду, любили стоять на подножке, потому что тело приятно обдувал ветерок. Нетрезвые пассажиры иногда падали с электричек, но это не считалось чрезвычайным обстоятельством.
Метро (оно называлось «им. Кагановича») в те годы тоже отличалось от сегодняшнего. На дверях вагонов внутри и снаружи были приделаны никелированные ручки, а поезд отправлялся после громкой команды дежурной : «Готов!». Модной в то время была эстрадная песенка о парне, которому в метро понравилась девушка, но она зашла в вагон:
Прозвучала команда «Готов!»
И не смог и не смог
Я сказать на прощание
Даже нескольких слов.
Об этой команде «Готов!» теперь мало кто помнит. На каждом шагу стояли белые красивые урны и кругом ни соринки.
Автоматов на входе в метро не было. Купив в кассе книжечку из 10-ти билетов, не надо было таскать в кармане пятаки. Правда и единые тогда продавались только некоторым пассажирам на двух станциях метро. Требовалось ходатайство с работы и заверенная печатью фотография. Надо было приехать пораньше и отстоять большую очередь.
Моим основным увлечением в эти годы была радиотехника. Получилось это случайно. Мать прислала из Ульяновска электропроигрыватель. Когда я его распаковал, там были разбиты все три лампы и сломана часть деталей. Я начал ремонтировать и увлёкся. Стал читать, а потом и выписывать, журнал «Радио». После Армии собирался поступать в радиотехнический институт. Особенно я заинтересовался коротковолновой и ультракоротковолновой связью. Сам собрал приёмник и часто по вечерам слушал в эфире перекличку радиолюбителей. В 1956-ом году измайловские родственники подарили мне радиоприёмник «Москвич» (длинные и средние волны), а в 1958 году, заработав деньги во время практики (станция «Турист» по Савёловской дороге), я купил себе магнитофонную приставку «МП-2» к проигрывателю, которая записывала (воспроизводила) всего 10 минут.
Я учился в Индустриальном техникуме с 1954 по 1958 год на геологическом факультетеПреподавателя геодезии звали ОХРИМЮК АДАМ ИВАНОВИЧ Этс был удивительный человек и его ученики были готовы к практической деятельности Преподаватель русского языка и литературы, он же завуч был ФЁДОРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, высокообразованый человек влюблённый в свой предмет. Ну а преподаватель гелогии была ЭСФИРЬ ЯКОВЛЕВНА ФИРСОВА Она была нашим классным руководителем на 3-4 курсах и её очень любили все студенты, она могла влюбить в свои предметы даже таких балбесов, как этот ПЕТРОВ Здание техникума было вполне приличное по тем временам кирпичное 4-х этажное большое здание, где ещё располагался машиностроительный техникум и общежитие завода Ни каких подпорок и стобов не было. Аудитории были большие ,светлые, чистые и тёплые. Мебель в аудиториях была нормльной Если учитывать, что это был послевоенный период то жаловаться на условия- подло.Художественная самодеятелность была и я в ансамле в свободное время играл на трубе. Никакого ПЕТРОВА там небыло.
В моей группе учились ребята влюблённые в геологию, такие, как Миша Кувшинников, Олег Кореньков Витя Синяви, Лёва Лахман, Юра Ершов, Олег Иванов, Лёшф Четвериков и др.Где они сейчас? Иных уж нет, а те далече Я после окончания техникума поступил в военно-строительное училище. Сужил в армии, в 1976 году закончил строительный институт и всю жизнь посвятил одной из самых замечательных профессий-строителя И знания геодезии и геологии полученные в техникуме пригодились.
После 2-го курса у нас была производственная практика. Я попал в геологическую партию в Саратовскую обл. Воскресенский р-н с Березняки. Это на высоком берегу р. ВОЛГА напротив г. МАРКСА В 110 КМ ОТ сАРАТОВА ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ.мЕЖДУ Г. мАРКСОМ И С.бЕРЕЗНЯКИ ПОСРЕДИНЕ Р. ВОЛГА НАХОДИСЯ ОСТРОВ, ДЛИННОЮ 5-6 КМ И ШИРИНОЙ 500-600 М эТОТ ОСТРОВ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАРОС ЛЕСОМ, НО ВОКРУГ ОСТРОВА БЫЛА ПЕСЧАНАЯ КОСА ШИРИНОЙ ДО 100 МЕТРОВ вОТ ЭТА КОСА И БЫЛА ОБЪЕКТОМ НАШЕЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ.в ЭТИ ГОДЫ В Р-НЕ САРАТОВА РАЗВОРАЧИВАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ГЭС ДЛЯ ЧЕГО НАДО БЫЛО БОЛЬШИЕ ОБЪЁМЫ ПЕСКА И ГРАВИЯ. ВОТ НАША ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ И ДОЛЖНА БЫЛА ОПРЕДЕЛИТЬ-ЕСТЬ ЛИ ТАМ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗАПАСЫ ЭТОГО СЫРЬЯ. ЧТО МЫ С УСПЕХОМ И ВЫПОЛНИЛИ. ДОБИРАЛИСЬ МЫ ДО МЕСТА ПРАКТИКИ ТАК: ОТ МОСКВЫ ДО САРАТОВА -ПОЕЗДОМ ОБРАЗЦА 1900 Г. ОТ САРАТОВА ДО Г. МАРКС КОЛЁСНЫМ ПАРОХОДОМ № А. П. ЧЕХХОВ № ВРЕМЁН ОЧАКОВА И ПОКОРЕНБЯ КРЫМА.ОТ Г.МАРКСА И ДО С БЕРЕЗНЯКИ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ НА МОТОРНОЙ ЛОДКЕ нАШЛИ НАЧ ПАРТИИ,ИМ ОКАЗАЛСЯ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ПО ФАМИЛИИ ЦЕКОВНЫЙ ВЫПУСКНИК НАШЕГО ТЕХНИКУМА. НАС ОФОРМИЛИ РАБОЧИМИ,ОПРЕДЕЛИЛИ НАМ ЖИЛЬЁ И УТРОМ МЫ УЖЕ ПОПЛЫЛИ НА ЛОДКЕ С ВЁСЛАМИ НА СВОЙ ОСТРОВ.РАБОТА БЫЛА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ И ТЯЖЁЛАЯ, НО МЫ БЫЛИ МОЛОДЫЕ,ЗДОРОВЫЕ РОМАНТИКИ. мЫ БУРИЛИ ВРУЧНУЮ СКВАЖИНЫ ГЛУБИНОЙ 8-10 М ОПРЕДЕЛЯЛИ МОЩНОСТЬ ПЛАСТОВ ПЕСКА И ГРАВИЯ. НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ СВОЮ ПЕРВУЮ ЗАРПЛАТУ-ЦЕЛЫХ 600 РУБ. РАБОТАЛИ МЫ 6
РАБОТАЛИ МЫ 6 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ ЖИЛИ МЫ НА КВАРТИРЕ У СТАРУШКИ И У НЕЁ БЫЛА ЕЩЁ ВНУЧКА АНЯ. ФАМИЛИЯ ИХ БЫЛА ЯРЦЕВЫ. В МЕСТНОМ МАГАЗИНЕ КУПИТЬ ПРАКТИЧЕСКИ БЫЛО НЕЧЕГО Т. К.ПРОДАВАЛОСЬ ТОЛЬКО ЧЛЕНАМ СЕЛЬПО. В ВОСКРЕСЕНЬЕ НАС НА МОТОРНОЙ ЛОДКЕ ПЕРЕВОЗИЛИ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ В Г. МАРКС И МЫ ШЛИ ПОКУПТЬ ПРОДУКТЫ И КОНЕЧНО В СТОЛОВУЮ ,ЧТОБЫ ХОРОШО ПОЕСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В СЕЛЕ НЕ БЫЛО, ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ ПРИЕЗЖАЛА КИНОПЕРЕДВИЖКА, ПРИХОДИЛО ВСЁ СЕЛО СО СВОИМИ СТУЛЬЯМИ.ТАНЦИ В КЛУБЕ БЫЛИ ПОД БАЛАЛАЙКУ, ИНОГДА ПОД ГАРМОШКУ.Я УМЕЛ ИГРАТЬ НА ГАРМОНИ И ИНОГДА ВЫРУЧАЛ МЕСТНУЮ МОЛОДЁЖ НАС БЫЛО 3 ДРУГА Я,ВОЛОДЯ КАВЕРИН И ЛЁША ЧЕТВЕРИКОВ. ПРОШЛО ПОЧТИ 60 ЛЕТ ГДЕ ВЫ СЕЙЧАС МОИ ДРУЗЬЯ. ПРИРОДА ТАМ НЕОБЫКНОВЕННОЙ КРАСОТЫ,КТО СМОТРЕЛ КИНО_СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН_-ПЕЙЗАЖИ ОДИН В ОДИН И ТАМ ЯНАВСЕДА ВЛЮБИЛСЯ В Р,ВОЛГУ.ВОТ ЭТО НАЗЫВАЕСЯ УЧУСЬ НА ГЕОЛОГА ,А НЕ ТУ БИЛЕБЕРДУ, ЧТО НАПИСАЛ ПЕТРОВ
В НАШЕМ ТЕХНИКУМЕ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УЧИЛСЯ БУДУЩИЙ НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ МИХАИЛ КОКШЕНОВ. ОН УЖЕ В ТЕ ГОДЫ ОТЛИЧАЛСЯ СВОЕЙ ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬЮ. В ТЕ ГОДЫ БЫЛА КАТЕГОРИЯ МОЛОДЁЖИ,КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ СТИЛЯГАМИ, ТАК ВОТ ОН ОТНОСИЛСЯ К ЭТОЙ КАТЕГОРИИ.НОСЛБРЮКИ ДУДОЧКИ, ПИДЖАК С ШИРОКИМИ ПЛЕЧАМИ, ГАЛСТУК И ОРИГИНАЛБНУЮ ПРИЧЁСКУ У НЕГО УЖЕ В ТЕ ГОДЫ БЫЛА ТЯГА К КИНО. ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ОНИ ЕХАЛИ НА МОСФИЛЬМ И РАБОТАЛИ ТАМ В КАЧЕСТВЕ РАБОЧИХ И УЧАСТВОВАЛИ В МАССОВКАХ.ЗАКОНЧИЛ ЛИ ОН ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ НЕ ЗНАЮ НО ПРЕКРАССНЫМ АРТИСТОМ ОН СТАЛ.ИХ КУРС БЫЛ НА ГОД СТАРШЕ НАС,НО МЫ СНИМИ ДРУЖИЛИ. ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛСЯ ШАХМАТИСТ КОЛЯ ИКОННИКОВ ДРУЖИЛИ МЫ С ГЕОЛГАМИ И МЛАДШЕГО КУРСА-ПОМНЮ ИРУ КОЧКИНУ,ВАДИМА ЛЕБЕДЕВА, ТРЕЩЕНКОВА, А ВОТ ПЕТРОВА НЕ ПОМНЮ И ВСЕХ НАС ОБЪЕДИНЯЛА НАША ЛЮБИМАЯ ЭСФИРЬ ЯКОВЛЕВНА ФИРСОВА ПРОШЛО ПОЧТИ 60 ЛЕТ, А ОБРАЗ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ. ВОТ О ЧЁМ НАДО ПИСАТЬ ПЕТРОВ, А НЕ ОТОМ, ЧТО ТАМ ПРОТЕКАЛА ВОНЮЧКА ЯУЗА. А ВЕДЬ ЕЁ ПОТОМ ХОРОШО ПОЧИСТИЛИ.
ЗАНЯТИЯ В ТЕХНИКУМЕ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПОСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НАЧИНАЛИСЬ 27 ОКТЯБРЯ И КОГДА СТУДЕНТЫ СЪЕЗЖАЛИСЬ ОНИ УЖЕ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ,КАК НАСТОЯЩИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЛКИ,УВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ И ВЛЮБЛЁННЫЕ В СВОЮ РОМАНТИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. НУ А ТЕ,КОТОРЫЕ ПОПАЛИ, КАК ГОВОРЯТ, НЕ В ТОТ ВАГОН,ЕСТЕСТВЕННО, ОТСЕИВАЛИСЬ ПОСЛЕ 3-ГО КУРСА БЫЛА УЖЕ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА. ПОПАЛИ МЫ: Я, ЮРА ЖУРАВЛЁВ,БЫВШИЙ СОЛДАТ, И ВЛАДИК ШПИНЁВ В РОСТОВСКОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ УПРЫВЛЕНИЕ. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РАСПОЛАГАЛАСЬ В СТАНИЦЕ ПЕРВОМАЙСКАЯ(БЫВШАЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ)ПАРТИЯ БЫЛА БОЛЬШАЯ, ЧЕЛОВЕК60 БЫЛО 4 САМОХОДНЫХ БУРОВЫХ УСТАНОВКИ ЗИФ-150.РАЗВЕДКА ПРОВОДИЛААСЬ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСОВ МРАМОРА. МРАМОР-ГОРНАЯ ПОРОДА ИЗВЕСТНЯК,ПОДВЕРГШАЯСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР ДАВЛНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ.СТАНИЦА РАСПОЛАГАЛАСЬ В 10-15 КМ ОТ Г. ГРОЗНОГО ТОГДА НЕ БЫЛО ЧЕЧНИ, Т.К.ЧЕЧЕНЦИ БЫЛИ ВЫСЛАНЫ В КАЗАХСТАН В АВГУСТЕ ЧАСТЬ ПАРТИИ БЫЛА ПЕРЕВЕДЕНА ПОД Г. ГУДЕРМЕС В БРАГУНЫ,ГДЕ Я ПРОРАБОТАЛ ДО 15 ОКТЯБРЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЭТЙ ПРАКТИЕИ-НЕИЗГЛАДИМЫЕ И ОСТАЛИСЬ В ПАМЯТИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.ВОТ О ЧЁМ НАДО ПИСАТЬ ПЕТРООВ, А НЕ О ТОМ, КАК ТЕБЯ МАМА ПО БЛАТУ ПРОПХНУЛА В ТЕХНИКУМ И ТЫ БАЛБЕС ЗАНЯЛ ЧУЖОЕ МЕСТО
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.