Ответ на рецензию

Балдахин - смесь футболки и платья? Может, балахон?

Татьяна Комиссарова   02.11.2013 17:55   Заявить о нарушении правил / Удалить

Вопрос прозвучал здесь: http://stihi.ru/2013/10/31/9682

Так, как первый ответ автора вопроса не устроил, попробую объяснить более развёрнуто.

Что такое стихотворение?

Для себя я определяю стихотворение, как рукописное литературное произведение, ограниченное определёнными рамками повествования с наличием определённых правил, ритма и рифмы. И если в прозаическом произведении мысль можно развивать до бесконечности, то в стихотворном – предпочтительнее, когда автор одним написанным словом сможет в читателе вызвать множество ассоциаций.

То есть, поэзия - ассоциативное искусство, как и любое другое искусство, и во многом зависит от восприятия того, кто именно из индивидуумов потребляет этот эфемерный, по своей сути, продукт.

Но прежде, чем эти ассоциации появляются у читателя, они появляются у автора, и напрямую зависят от приобретённых знаний и широты восприятия окружающего мира.
Итак, какие же ассоциации может вызвать в читателе слово «балдахин» в стихотворении «У него» http://www.stihi.ru/2013/10/24/8178 ?

из одежды - истлевший давно балдахин –
смесь футболки и платья, и вырез один,
доходящий до главной из точек.

Первая ассоциация.

Балдахин – это нарядный навес над кроватью, который может быть как матерчатым, так и деревянным или каменным.
Балдахины появились в древнем  Востоке, где за царём носили зонтик, который защищал от дождя или зноя.
В традиционном искусстве Китая балдахин символизирует «счастливую судьбу», покровительство.
Во многих культурах балдахин – символ власти.
В древнерусском искусстве балдахин – это сень – навес, возводившийся над алтарём, троном, колодцем.
От слова «сень» произошло слово «сени».
Помните русскую народную:

Ах вы, сени, мои сени. Сени новые мои.
Сени новые, кленовые, решетчатые'.
Выходила молода за новые ворота.
Выпускала сокола из правого рукава.
На лолетике соколику наказывала'.
— «Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко.
И высоко, и далеко, на родиму сторону.
На родимой на сторонке грозен батюшка живет.
Он грозен, сударь, грозен да не милостив.
Не пускает молоду поздно вечером одну.
Не велит поздно ходить с молодцами говорить.
Не послушаю отца, эх, распотешу молодца»

Се;ни (сенцы) — в частных домах (а раньше — и в городских) так называлось (и сейчас называется) помещение или нежилая часть дома между жилой частью дома и крыльцом или разделяющая две половины дома. Другое значение слова — прихожая, тамбур вагона. Обычно использовались для хозяйственных нужд, а летом могли использоваться и для ночлега. В сенях часто находится люк в погреб. В сени ставят молоко, подоенное вечером, чтобы утром его пить охлаждённым. Сени – это не отапливаемая часть дома.

Испокон века на Руси балдахином – куском ткани, закрывали детскую люльку, которая обычно висела в одной большой жилой комнате, чтобы не мешать ребёнку во время сна.
Балдахины и сейчас - в наше время, используются в интерьерах детских кроваток и просто в интерьерах спален.

Вторая  ассоциация

Пончо – латиноамериканская традиционная верхняя одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине. Это типичная одежда для жителей Анд. У древних племён пончо отличались по цвету и отделке от местности к местности.
Считается, что впервые пончо появилось еще до эпохи испанского владычества в индейском племени мапуче (Чили), хотя, по другим данным, оно широко использовалось и в империи инков Тауантинсуй.

Модельеры позаимствовали этот традиционный атрибут  одежды Южной Америки в 60-х годах 20 века. Современный вариант пончо уже мало что имеет общего со своим оригинальным вариантом. Пожалуй, сохранились только неизменное отверстие для головы и отсутствие рукавов.

Традиционное мексиканское пончо представляет собой отрез ткани шириной до полутора метров и изготавливается только вручную из натуральной шерсти. Обычно, расцветка и рисунок пончо несут в себе определённую информацию о местности, в которой оно изготавливалось. У мастера на изготовление одного пончо уходит больше месяца. До сегодняшнего времени пончо изготавливают на деревянных станках. В наше время для изготовления пончо используют , помимо шерсти, хлопок и яркий акрил.

Третья ассоциация.

Парео — предмет женской одежды, прямоугольный отрез ткани, подвязываемый на бёдрах в виде юбки, под мышками в виде платья или иным образом. Родина парео — Французская Полинезия, Таити. В настоящее время парео часто входят в женский пляжный костюм. В племенах парео одевается на голое тело.

Парео отличается от пончо тем, что его можно завязать на уровне бедер, на талии или на уровне плеч. Парео, в отличии от пончо, изготавливается из более лёгких, поддающихся деформации тканей, чтобы была возможность завязать такую одежду  на узел, который не будет развязываться. На толстых тканях, из которых изготавливается традиционное пончо, сделать подобный узел можно, но он будет очень большим, что неудобно.

Четвёртая ассоциация.

Палантин – классический атрибут дамского гардероба в холодное время года. Палантин привлекателен тем, что способен не только согревать в ненастную погоду, но и придавать облику женщины налет элегантности и романтичности. Благодаря небрежно наброшенному на плечи палантину, женщина выглядит более ранимой и утонченной, а кроме того, палантин удачно оттеняет лицо, привлекая к нему больше внимания.

Палантины вошли в моду еще в конце XIX века, когда ими увлеклась супруга французского императора Наполеона III. Вслед за императрицей Евгенией палантины из тонкого кашемира стала носить и другая известная женщина того времени – английская королева Виктория. Естественно, вскоре мода на палантины распространилась по всей Европе. Палантины представляют собой длинную и достаточно широкую накидку, напоминающую по форме прямоугольник. Палантины или большие шарфы, принято одевать поверх какой-либо уже имеющейся одежды.

Пятая ассоциация.

Балахон - верхняя крестьянская одежда свободного покроя из холста, парусины.
Толковый словарь Ожегова даёт определение «балахона» - просторный длинный халат, а также (шутл.) вообще слишком просторная, бесформенная одежда. Белый б.(клановая одежда куклуксклановцев).

Слово «балахон» я не употребила потому, что балахон в общепринятом восприятии – это одежда, полностью скрывающая тело человека и, на мой взгляд, в данном тексте принижающее достоинство самого человека. В то время, когда я, в первую очередь, хотела сказать о совсем других вещах.

В  горно-проходимых районах Кордильер, население придерживается традиционного для Эквадора стиля жизни. Местное население занимается овцеводством. Многие, из-за бедности, привычек и для удобства по горной местности перемещаются на ослах.  Коренные жители Анд – индейцы небольшого роста, как мужчины, так и женщины, поэтому для ослов  эквадорец, вместе с поклажей - приемлемая ноша.

Женщины привязывают детей к телу большими платками - такими, которые в определённых ситуациях, служат и пончо, и парео, и палантином, и одеялом, и балдахином для ребёнка, т.е. выполняют множество функций одновременно.

Героиня произведения – девочка, ребёнок «лет четырнадцать от роду». На этом автор и сделала акцент. Поэтому она одета в «балдахин» - укрывающий, надежный, многофункциональный и возвышающий, а не в балахон – огромный, бесформенный и принижающий значение одежды, как таковой.

А правильно ли это с филологической стороны, дело второе.


Рецензии
Отлично, Алена! Поддерживаю! Это и есть исключение из общепринятых правил! спасибо!

Елена Амосова   14.11.2013 07:09     Заявить о нарушении
Просто мужчинам часто совершенно не понять, во что именно, женщина может и, главное, хочет одеться.)))

Алёна Воля   14.11.2013 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.