818. Как в юности...

Картинка из интернет

818. КАК В ЮНОСТИ…

Как в юности любуюсь я закатом,
А ночь с вином и музой за столом,
Вновь утром умиляюсь я восходом
И улыбаюсь каждым новым днём.

Порою мысли сами льют фонтаном,
И жизнь местами кажется Перстом,
Но кто-то вдруг ошпарит жарким паром,
В судьбе моей устроили погром.

Я не хочу, чтоб в жизни всё дурдомом,
Я не хочу, чтоб было всё комком,
Я не хочу, чтоб всё прошло с потопом,
И не хочу, чтоб утекло с песком.

Сегодня вновь накрыт я как бетоном,
Сегодня волки носятся кругом,
Я утолю сегодня жажду ромом,
Да полетаю с зорькою орлом.

В моём мозгу и вольном и невольном,
Все мысли бродят только об одном: 
Сегодня всем я покажусь подонком ,
А завтра откуплюсь я серебром.
_________

Все черти снова носятся фантомом,
Закат по жизни замахал платком,
Стоял мужик и плакал пред восходом -
Его года прошли все чередом...

01.10.2013. Алекс Тенькофф


Рецензии
Плакать перед закатом надо, наверное...
Алекс! Что-то, с рифмой непорядок!
Или мне кажется?

Владимир Дорохин   01.11.2013 19:22     Заявить о нарушении
Закат, Володь, ему уже махал платком, а плакал он, что встречал ПОСЛЕДНИЙ СВОЙ в жизни ВОСХОД - такой прекрасныйВОСХОД СОЛНЦА.
Насчёт рифм, могу порекомендовать для дискуссии следующее:::
Рифма – созвучие окончаний стиха (клаузул).
В зависимости от характера клаузулы рифма бывает:

1. Мужская (сильная или односложная) рифма – (схема: 1, то есть ударный слог) строчка заканчивается на ударный слог.

Сижу за решёткой в темнице сыр|ой.
Вскормлённый в неволе орёл молод|ой,
Мой грустный товарищ, махая крыл|ом,
Кровавую пищу клюёт под окн|ом.
(А. Пушкин)
2. Женская (ослабленная или двусложная) рифма – (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слог) с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним л|е-том,
Как на небе звезды рд|е-ют,
Как под сумрачным их св|е-том
Нивы дремлющие зр|е-ют.
3. Дактилическая (трёхсложная) рифма – (схема: 1 0 0, то есть ударный + безударный + безударный слоги) – строчка заканчивается на два безударных слога, следующие за ударным.

Тучки небесные, вечные стр|ан-ни-ки!
Степью лазурною, цепью жем-ч|уж-но-ю
Мчитесь вы, будто как я же, из-гн|ан-ни-ки
С милого севера в сторону |юж-ну-ю.
(М. Лермонтов)

4. Гипердактилическая рифма (четырёхсложная или пятисложная) – (схема: 1 0 0 0, то есть ударный + безударный + безударный + безударный слоги) – строчка заканчивается на три либо более безударных слогов, следующих за ударным.

Идёт Балда, по-кр|я-ки-ва-ет,
А поп, завидя Балду, вск|а-ки-ва-ет.
(А. Пушкин)

Снег сетями рас-сти-л|а-ю-щи-ми-ся
Вьет над днями за-бы-в|а-ю-щи-ми-ся...
(В. Брюсов)

По звуковому составу рифмы бывают:

I . Точные – полное соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков (розы – морозы).
Точная рифма делится на виды:
1. Богатая рифма – совпадают предшествующие ударному гласному согласные (так называемые опорные) (живая - призывая); Богатые – согласные, предшествующие ударному гласному окончания (клаузулы) совпадают («нам — волнам»)

Отговорила роща золо|тая
Берёзовым, весёлым язы|ком
И журавли, печально проле|тая,
Уж не жалеют больше ни о |ком.
(С. Есенин)
2. Глубокая рифма – если совпадает не только предударный согласный, но и весь предударный слог (вода - провода).

«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь.
(В. Брюсов).

Панторифмы (сплошные рифмы) - большое количество совпадающих слогов перед ударным гласным:

Слышен с|вист и вой локомобилей,
Дверь линг|висты войлоком обили.
(Н. Гумилев)
II. Неточные рифмы – рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.
Виды неточных рифм:
1. Бедные рифмы – в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн – челн).

Твоих лучей небесной с|илою
Вся жизнь моя озарен|а.
Умру ли я, ты над мог|илою
Гори, гори, моя звезд|а!
(слова народные)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют:
- глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать-стонать-читать-знать...;
- рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...;
- рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание-желание-знание-венчание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Тавтологические рифмы - рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.

«Всё моё», - |сказало злато;
«Всё моё», - |сказал булат.
«Всё куплю», - |сказало злато;
«Всё возьму», - |сказал булат.
(А.Пушкин)
2. Приблизительные рифмы – совпадают ударные гласные и заударные (послеударные) согласные, а заударный гласный не совпадает (хоромах-знакомых, воздух-роздых).
3. Ассонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, заударные согласные, совпадают заударные гласные (валенки-Васеньки).

Я сегодня до зари вст|ану,
По широкому пройду п|олю.
Что-то с памятью моей ст|ало
Всё, что было не со мной, п|омню.
(Р. Рождественский)
4. Диссонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая – веющая).

Заберусь на рассвете на серебряный к|едр
Любоваться оттуда на маневры эск|адр.
Солнце, утро и море! Как я весело б|одр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр.
(И. Северянин)

Такие рифмы используются как игра слов: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).

Когда земное склонит л|ень,
Выходит стенью тени л|ань
С ветвей скользит, белея, л|унь,
Волну сердито взроет л|инь.
(Н. Асеев)
5. Усечённые рифмы – рифма с усечением конечного согласного в одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну согласную, а другое – на две (лес-крест), или если второе слово рифмы (пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) - на гласную (кречет – вече).

Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий
Французы двинулись, как |тучи…
( М. Лермонтов)

6. Надстроечные рифмы – рифма, в которой пассивное (второе) слово заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при равном количестве послеударных слогов (шляпа – лапоть).

Уронили мишку н|а пол,
Оторвали мишке л|апу.
Все равно его не б|рошу -
Потому что он хо|роший.
(Агния Барто)
7. Неравносложные рифмы – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.

Не жалею, не зову, не пл|а-чу.
Все пройдёт, как с белых яблонь |дым.
Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й,
Я не буду больше мо-ло-|дым.
(С. Есенин)

Мал его радостей тусклый |спектр:
Шесть часов поспать на бок|у,
Да разве что вор, портовой ин|спектор,
Кинет негру цент на бег|у.
(В. Маяковский)

В зависимости от характера рифмующихся слов рифмы бывают:
1. Простые рифмы – одно слово рифмуется с одним же словом. Подавляющее большинство самых используемых рифм.
2. Составные рифмы – одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами.

Лет |до ста расти
Нам |до старости
3. Омонимические рифмы - повторение в рифме одинаково звучащих, но разных по смыслу, или относящихся к разным частям речи, слов.

Не дай мне бог сойт|и с ума.
Нет, легче посох |и сума...
(А. Пушкин)

Ты белых лебедей |кормила,
Откинув тяжесть черных |кос,
Я рядом плыл, сошлись |кормила,
Закатный луч был странно |кос.
(В. Брюсов).
4. Каламбурные рифмы – общее название омонимических и составных рифм.

Вы, щенки, за мной ступ|айте,
Будет вам |по калачу,
Да смотрите ж, не болт|айте,
А не-то |поколочу.
(А. Пушкин)
Нельзя не сказать о таком виде рифм, как:

Банальная рифма – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.

Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство - искусство.
Ночи – очи.

В огромном городе моём - н|очь.
Из дома сонного иду - пр|очь
И люди думают: жена, д|очь, -
А я запомнила одно: н|очь.
(М. Цветаева)

Алекс Тенькофф   01.11.2013 21:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Алекс!
Я же этого не знал!
Скопирую.
Тебе критиком нужно быть...
Как оказалось, у меня точно пурга!
Смесь всех рифм...
Так, как пишу навскидку и наугад...
Удач!

Владимир Дорохин   02.11.2013 05:31   Заявить о нарушении
ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО, ТО НАЧНИ СНАЧАЛА.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ И СТИХОВЕДЕНИЕ

Стих:
1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.
2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).
3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

Системы стихосложения:

1. Метрическая (количественная) – свойственна для античности: древнегреческого и латинского языков. Основывается на счёте долготы/краткости гласных звуков. В основе лежит понятие метра. Чередование слов с долгими и краткими звуками задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Понятие метра было заимствовано русским стихосложением.

2. Силлабическая – «слоговая». Основана на равном счёте слогов в стихе. Характерна для языков с постоянным, фиксированным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и других. Например, во французском языке ударение на последнем слоге слова, польский (второй слог от конца), чешский (третий слог от конца). В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. Важно было только количество слогов, поэтому ударение ставилось часто со смещением от обычного положения в слове. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…

…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити...
(Симеон Полоцкий)

3. Тоническая – «тонос» - «ударение». Основной принцип – равноударность, то есть равное количество ударений в стихе (строчке). Однако могут быть отступления от этого принципа, так как эта система характерна для языков с сильным подвижным ударением (английский, немецкий, русский).

4. Силлабо-тоническая. Её основной принцип – это закономерное и упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ударение играет решающую роль). Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

Сведения о системах стихосложения особенно понадобятся для понимания возникновения и развития некоторых особенностей специальных форм русского стиха (дольник, верлибр и т.п.). Да и вообще полезно знать, "откуда что пошлО" в русском стихосложении, и какая в этом логика .
Основные разделы стиховедения:

I. Метрика и ритмика.
Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
Ритмика - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

II. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

III. Мелодика – область, изучающая систему распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.

IV. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

V. Учение о рифме – обычно стоит особняком.

Даю сведения о разделах стиховедения, чтобы любой мог определить, что конкретно его интересует, и потом уже смотреть хоть в спецлитературе, хоть спрашивать у кого . Я же дальше предполагаю поместить информацию не в соответствии с логикой разделов стиховедения, а в порядке практической логики – по принципу «что нужнее». Следующими будут метрика и ритмика, потом, видимо, рифма, способы рифмовки и строфика, затем тропы и стилистические фигуры, наконец, виды стиха (вроде дольника, белого, акцентного и других стихов) и экспериментальная поэзия. Сообщения, возможно, будут дополняться по ходу дела (в том числе, надеюсь, и ответами на вопросы, если что-то покажется непонятным) .
Ответить с цитированием
Старый 17.03.2006, 00:30 #84
Aleksa
Гость

Сообщений: n/a
По умолчанию Ответ: Правила стихосложения. Советы и рекомендации
МЕТРИКА И РИТМИКА - I

Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

Метр - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

Размер – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп.

Силлабо-тоническая система стихосложения приняла основные метры, названные по аналогии с античными размерами: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Нужно напомнить, что:

Стих – отдельная строчка, упорядоченная (если в первой строке размер – ямб, то и во второй, обычно, тоже) и повторяющаяся.
Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов (сильного и слабого мест), единица длины стиха.
Условные обозначения:

1 - ударный слог
0 - безударный слог
/ - показатель конца стопы, отделяет одну стопу от другой.
Двусложные размеры:
Хорей - (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слоги) ударение в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. слоге.

Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Не-ви-дим-ко-ю Лу-на
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
О-све-ща-ет снег ле-ту-чий;
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Мут-но не-бо, ночь мут-на.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
(А. Пушкин)

В не-бе та-ют об-ла-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
И, лу-чис-та-я на зно-е,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
В иск-рах ка-тит-ся ре-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
Слов-но зер-ка-ло сталь-но-е.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Ямб – (схема: 0 1, то есть безударный + ударный слоги) ударение в строчке - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слоге. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

О-пять сто-ю я над Не-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
И сно-ва, как в бы-лы-е го-ды,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Смот-рю и я, как бы жи-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
На эти дрем-лю-щи-е во-ды
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Трёхсложные размеры:
Дактиль – (схема: 1 0 0 , то есть ударный + безударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слоге.

В раб-стве спа-сён-но-е
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е –
1 0 0 / 1 0 0
Зо-ло-то, зо-ло-то
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е!
1 0 0 / 1 0 0
(Н. Некрасов)

Как хо-ро-шо ты, о мо-ре ноч-но-е, -
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Здесь лу-че-зар-но, там си-зо-тем-но...
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
В лун-ном си-я-ни-и, слов-но жи-во-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Хо-дит, и ды-шит, и бле-щет о-но.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
Амфибрахий – (схема: 0 1 0, то есть безударный + ударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. слоге.

В пес-ча-ных сте-пях а-ра-вий-ской зем-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Три гор-ды-е паль-мы вы-со-ко рос-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)

На се-ве-ре ди-ком сто-ит о-ди-но-ко
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
На го-лой вер-ши-не со-сна.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
И дрем-лет, ка-ча-ясь, и сне-гом сы-пу-чим
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
О-де-та, как ри-зой , о-на.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)
Анапест – (схема: 0 0 1, то есть безударный + безударный + ударный слоги) ударение в строчке в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. слогах

Есть в на-пе-вах тво-их сок-ро-вен-ных
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Ро-ко-ва-я о ги-бе-ли весть.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Есть про-клять-е за-ве-тов свя-щен-ных,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
По-ру-га-ни-е счас-ти-я есть.
0 0 1 /0 0 1 / 0 0 1
(А. Блок)

Про-зву-ча-ло над яс-ной ре-ко-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Про-зве-не-ло в по-мерк-шем лу-гу,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Про-ка-ти-лось над ро-щей не-мо-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
За-све-ти-лось на том бе-ре-гу.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Гор-ны-е вер-ши-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Спят во тьме ноч-ной;
1 0 / 1 0 / 1
Ти-хи-е до-ли-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Пол-ны све-жей мглой...
1 0 / 1 0 / 1
(М.Ю. Лермонтов)

Алекс Тенькофф   02.11.2013 17:02   Заявить о нарушении