Евгений Евтушенко. Впечатление

Он жизнь прожил,
                как будто вышел
Во двор, с друзьями погулять,
Там голубей гонял по крышам,
Стихи орал,
           вот благодать!

Играл с утра
            до поздней ночи,
Игрушки - земли, короли,
Словоохотливый был очень,
Другие также - не могли.

Хитрил, заигрывался, трусил,
И старый друг к нему не шёл,
А вот попробовал он пусть бы
Носить порой не только шёлк,

А жизни серую холстину,
Но он и там бы, как мазки,
Сумел пришить бы в середине
Цветов наивные глазки

И перья огненной жарптицы,
На той рубашке - чтоб цвели,
Да вот вернуться не стремился -
Россия вечно на мели.

Рисунок детский карандашный:
Цветной поэт бежит. А с ним
И жизнь мне кажется не страшной,
Как будто шутит добрый мим.

Мосты Америки - по росту,
И облака все в дружбе с ним,
Ну вот опять. Ушёл без спроса,
А мы сидим и вслед грустим...


Рецензии
Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении — Гангнус)

Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…»

Прав или не прав Тарковский???

Не знаю... Но песни на его стихи еще долго будут щипать за души людей...

1961 — «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) — исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум.
1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит…» (Микаэл Таривердиев — исполняет С. Никитин)
1977 — «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает…» Андрей Петров
1977—1978 — песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова:
«Серёжка ольховая» — исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль
«Не надо бояться» — исп. А. Кавалеров
«Шаги» — исп. Ген. Трофимов
1981 — „В небе «ночные ведьмы»”». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте…» (Е.Крылатов) — исп. Елена Камбурова

Сергей Милевский   21.12.2016 16:27     Заявить о нарушении
Спасибо вам за такую развёрнутую рецензию. А что касается Тарковского, то он прав, и не прав. Да, Евтушенко был таков, но людей зацепить смог. На каком месте он стоит - каждому решать самому. У кого-то на первом месте Пушкин, а у кого-то соседка Наташа. Он давно уже часть нашей жизни, как прошлые годы, антикварная мебель, коммунизм и его развал. Что не унесёт в тартарары? Кому-то будет видно...

Клавдия Матухина   22.12.2016 16:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за переход на конкретику .
В последние годы, признаюсь, уже порядком поднадоели размытые суждения и клишированные определения.

Сейчас вспомнилось, как Соломон Волков однажды спросил Бродского
касательно творческого наследия Евтушенко: дескать, войдет ли тот в историю литературы хотя бы сотней строк?
И Бродский, который терпеть не мог Евтушенко, ответил, что 300- 400 его строк непременно останутся
в истории отечественной поэзии.
(К сожалению, данный фрагмент диалога дословно привести не могу, но это не столь важно .)

А еще вспомнилось, как в прежние времена говорили относительно Александра Сергеевича:
мол, если бы Пушкин создал бы одного только "Евгения Онегина",
то и тогда бы его имя не было забыто потомками .

Да, вот и мне в эту минуту захотелось высказаться подобным образом:
если бы Евгений Александрович создал бы (ровно 50 лет назад ) только один нижеследующий текст,
то и тогда бы вошел в историю нашей литературы одаренным автором .

Елабужский гвоздь

Помнишь, гераневая Елабуга,
ту, городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?

Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать .
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где Вы жили, чуть-чуть постоять .

Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто .

Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила. Веревку - не я" .

Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденящею Камою
губы смочить привелось из ковша .

Гвоздь, а не крюк .
Он граненый, увесистый -
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко,
чтоб взять и повеситься .
Вот удавиться - оно попростей .

Ну а старуха, что выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
"Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают .
Может, возьмете себе этот гвоздь?"

Бабушка, я вас прошу как о милости,-
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".

Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече .
Есть лишь убийства на свете, запомните!
Самоубийств не бывает вообще .

Владимир Ветров 2   27.03.2017 18:05   Заявить о нарушении
Память она такая, порою конъюнктурная, порою забывчивая... Никто из поэтов и прошлого, и настоящего ничего нового не открыл... Скорее это открытия для самого себя и ближайшего окружения. Гениальность измеряется чем? Тем, что созданное одним могут воспроизвести не многие или вовсе никто больше? А если под силу многим это банальность? Мне близка библейская заповедь - "не сотвори себе кумира". У нас у каждого есть свое предназначение на Земле. "Кому много дано, с тех много и спросится". Через каждого из нас просто проявляется созданное творцом, давно созданное и существующее и без нас. И подпись мы ставим для того, что бы потомки могли спросить потом на сколько ты проявил божье достоверно. У всех писателей среди гор ни чем не примечательного есть крупицы высших откровений... А для того, что бы это понять надо самому духовно вырасти. А это тяжелейший труд!!! Во много раз более изматывающий, чем физический!!! Труд непрерывный до самой смерти!!!
Как коллеге могу лишь сказать - учиться у старших, но не заниматься самоуничижением! Мы ничем не хуже, во многом намного более образованы и способны явить Миру еще более совершенные образцы высших откровений!
С Уважением,

Сергей Милевский   27.03.2017 22:17   Заявить о нарушении
Присутствуют пересечения, Сергей . Это хорошо,- есть вероятность диалога.
И если насчет заповеди, а также насчет того, что ни один автор прошедших времен "ничего нового не открыл",-
разговор особый и с немалыми оговорками,
то здесь: "У всех писателей среди гор ничем не примечательного есть крупицы высших откровений"...
сомнения отсутствуют по определению,
если, конечно, не брать в расчет явных рифмоплетов, конъюнктурщиков и подражателей .

Или возьмем иное пересечение: труд "более изматывающий, чем физический" .
(Согласен. Испытано эмпирически, так сказать, на основе перфекционизма .)
И уж тем более несомненное: "..существующее И БЕЗ НАС"
(важный нюанс, но - тем не менее - мимо этой "зарубки" большинство "стихирян" проходит стороной ).
. . . . . . . . . . . . . . . .

На минуту возвращаясь к вышеприведённому произведению,
хотелось бы добавить, что, исходя из слов самого Евтушенко, он все-таки забрал тот зловещий гвоздь
по просьбе Анастасии Ивановны Бродельщиковой (хозяйки дома ).
Каким бы ни был Евгений Александрович, он, кроме всего прочего, умел (пожалуй, так ) быть смелым,
поскольку на подобный шаг - даже в атеистические времена - решился бы далеко не каждый.
Он и через год после создания "Гвоздя" был смел:
"Танки идут по Праге" - это Поступок .

(Вновь ненароком всплывают воспоминания Пастернака:
когда Борис Леонидович помогал Цветаевой собирать вещи перед эвакуацией в Елабугу,
у одного из чемоданов сломался замок .
Тогда он принес веревку и чемодан не без труда удалось натуго перемотать .
Жуткую роль сыграла эта веревка в судьбе Марины Ивановны,-
Пастернак до самой своей смерти не мог этого простить себе .)
. . . . . . . . . . . . .

Знаете, что для меня наиболее ценно в творчестве Евтушенко?
Точечные попадания, т.е. когда у читателя непроизвольно вырывается: "В десятку!"
Например, в четырех строках - в полуироничной манере - он легко и непринужденно выразил
одну из многовековых бед "вечного города":
"И драма Рима - драма храма,
который в сутолке веков
набит богами, словно хламом,
и в то же время - без богов" .

Или еще пример: пускай сейчас хоть кто-нибудь попробует лучше него сказать об Ахматовой .
"Ахматова двувременной была .
О ней и плакать как-то не пристало .
Не верилось, когда она жила,
не верилось, когда ее не стало ".

И далее (в завершение 1 части посвящения ):
"И ты, распад всемирный, не убий
ту связь времен,- она еще поможет.
Ведь просто быть не может двух Россий,
как быть и двух Ахматовых не может" .

На уровне гениальности .

Владимир Ветров 2   29.03.2017 14:43   Заявить о нарушении
Согласен Владимир, это все так... Мне не дает покоя иная мысль - гениальность может существовать среди способных её увидеть, осознать, принять. Рабы и плебеи, люди бездуховные на это не способны. Великое значение поэтического слова в воспитании духовности в обществе. И в этом смысле и труды классиков литературы, и наши с вами посильные труды чрезвычайно важны. Даже не смотря на то, что мы порой создаём горы мусора...

Спасибо Вам за диалог. Надеюсь не последний.
С Вами приятно и поучительно общаться.

С Уважением,

Сергей Милевский   30.03.2017 20:33   Заявить о нарушении
Всё это правильно и хорошо, но приходит время, когда понимаешь, что надоело обивать пороги истории и всё время топтаться где-то в другом веке. Хочется выяснить отношения с собой. Кто ты, что за мир - только твой. Вижу щеголеватого Евтушенко, который забрал гвоздь - весь такой современный, холёный. Написал хорошо и гвоздик себе в капитал зачислил. А не веришь ему, как Тарковскому, тот кажется честнее. Может это минутное настроение, но иногда надоедают плывущие мимо огромные Титаники и начинаешь обустраивать свой маленький плотик. Думаю об этом хотел сказать Сергей.


Клавдия Матухина   31.03.2017 06:46   Заявить о нарушении
Ну, во-первых, они отнюдь не "Титаники".
Не один Пушкин непотопляем .
Десятки имен (если брать мастеров, переживших свои времена ) -
от Сумарокова с Ломоносовым до Есенина с Ахматовой .
"Титаники" да "Лузитании" - это больше про нас. В 98 случаях из ста .

А во-вторых, относительно самоубийств... Кто-то при одном только упоминании насчет суицида
начинает причитать да креститься, да шарахаться куда подальше,
либо брезгливо рожу корчит, как в том анекдоте, рассказанном мной не так давно
(Мужик - продавщице:
- Мне, пожалуйста, мыло и моток веревки .
Торгашка морду скривила и - вопрос через губу:
- Ты чо, мужик, вешаться собрался?
- Нет, дура, бля! Щас помоюсь и в горы пойду! )...

Большинство людишек - лишь бы только существовать - согласны малодушно терпеть любые унижения,
согласны жить, как в известной поговорке (живут, навоз жуют ),
и знать не желают при этом, что сам смысл их существования уже приближен к нолю .
Страх смерти сковывает их волю, подчиняет их безоговорочно,
нередко опуская на совершенно животный уровень .
А есть люди, способные преодолеть пудовый инстинкт самосохранения
и с унижениями они не могут смириться ни при каких условиях
("В бедламе нелюдей
отказываюсь жить .
С волками площадей
отказываюсь выть"... и далее по тексту ).
Именно это и почувствовал Евтушенко: он не только Цветаеву, но и уход Есенина понимал,
и Маяковского, и Фадеева, и самоубийство Геннадия Шпаликова, и Юлии Друниной, и Николая Успенского
из иного, казалось бы, времени...
И это для нас тот легендарный гвоздь является зловещим, но, возможно, для него являлся сакраментальным.

И в-третьих, касательно мастеров прошедших столетий...
Кто бы из современных авторов вообще творил в привычной всем нам манере,
напрочь озабоченный лишь состоянием своего несчастного "плотика",
если бы не Тредиаковский из нашего далекого Прошлого?
Да, 282 года назад как раз Тредиаковский совершил без преувеличения революцию в стихосложении,
поскольку ввёл в отечественную литературу понятие силлабо-тонического стиха.
Начата реформа осенью 1734, но основной труд, "Новый и краткий способ сложения российских стихов",
относится к 1735 году (с последующими доработками в 1752 ).

Невзирая на то, что реформа его была половинчатой
(он был уверен, что четырех- и девятистопные стихи могут, как прежде, оставаться силлабическими ),
именно его работам мы обязаны всем, ибо Василий Кириллович практически не только оформил большинство
стихотворных размеров (как принято считать ), но и определил характеристики 9-ти основных поэт. терминов -
стопа, слог, перенос, рифма, цезура и т.д.
(К его трактату, кроме того, прилагался сборник стихов, т.е. сборник поэт. образцов, эталонов
для разных жанров - от сонета до малоизученного тогда рондо ).

Реформа Тредиаковского, как известно, была в полной мере завершена Ломоносовым,
несмотря на многочисленные разногласия между ними
в убеждениях и взглядах на литературные принципы .

Безусловно, Сергей прав в том, что и работы совр. литераторов иногда имеют вес и значимость,
но собственный "плотик" от автора никуда не уплывет,
им - в той или иной степени - занят каждый .
И зачем при этом отмахиваться от всех известных "океанских лайнеров" Прошлого?
Впрочем, кому как угодно .

В четвертых, есть личная жизнь автора - это одно (кто не без греха? ),
а есть творчество - это другое . И при чем тут "щеголеватый, холеный" (в адрес Евтушенко )?
Какое мне дело, что в Серебряном веке, например, Сергей Клычков обладал хорошим характером,
если - вследствие банальщины, полонившей его тексты - данного автора читать неприятно?
Автор оставляет после себя именно тексты (все остальное - второстепенно ).
. . . . . . . . . . . . .

Вчера, признаюсь, нещадно резанула новость, что нет больше с нами Евгения Александровича . В такие моменты
особенно остро осознаёшь всю ущербность этой словесной шелухи относительно его характера, привычек и проч.

Ушел от нас в Соединенных Штатах, а похоронен будет рядом с Пастернаком .
Сложновато даже представить тот завистливый вой в некоторых "радикал. кругах", что начнется в ближайшие дни:
дескать, он всего лишь версификатор, есть более достойные, к чему такие почести?
И ни один из этих, пардон, моральных уродов даже близко не вспомнит
насчет триумфа Железного века, насчет "Праги", "Бабьего Яра" и т.д.

Владимир Ветров 2   02.04.2017 16:47   Заявить о нарушении
Я не сторонник приуменьшения и преувеличения значимости какой бы то ни было личности. В любом деле!!! Без крова, одежды и пропитания ни один "ТИТАНИК" не имел бы возможность существовать. Мне повезло общаться с талантливыми людьми. Истинный талан отличает СКРОМНОСТЬ! ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ! УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ! Есть интересное выражение "Если звёзды зажигают, то это кому-то нужно". НО! "Не всё то золото, что блестит". "На вкус и цвет друга нет". Посему, как бы мы тут не обсуждали, как бы к кому не относились, каждый из ушедших внёс свой вклад, а об остальном рассудит время! Всё достойное пройдет проверку временем, а не достойное канет в лету. Нет смысла насильно навязывать почтение и любовь к творчеству кого бы то ни было. А истинно великим это и вовсе не нужно! В этом их величие прежде всего и состоит!
Общение всегда полезно! Не ссорьтесь друзья мои!
С Уважением и признательностью!

Сергей Милевский   03.04.2017 09:27   Заявить о нарушении
Мы не ссоримся, Сергей .
Для нас подобная полемика является достаточно привычной. Мы долгие годы знаем друг друга.

Впрочем, застраховаться - в данном случае - даже от малейшей "конфронтации"
возможно только при одном условии, т.е. если следовать арабской пословице:
плод древа молчания - мир .

Светлая память Евгению Александровичу .

Владимир Ветров 2   04.04.2017 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.