Типовая рецензия - литературная критика

                ТИПОВАЯ РЕЦЕНЗИЯ
                или (О том, как пишутся стихи - 3)

       Несомненно, изменение ритмов сегодняшней жизни, увеличение скоростей передачи информации и её объёмов, влияют на все стороны человеческого бытия, включая литературные процессы. Но есть вещи  постоянные, есть процессы устойчивые, которые не подвластны времени. Они случались и в далёкие времена, происходят сегодня и, несомненно, будут происходить завтра. Речь идёт о том, что периодически в разные высокие (и даже высочайшие) инстанции приходят письма от самодеятельных авторов с просьбой посодействовать (деньгами) в издании (печатании) их «гениальных» произведений, с которыми, по мнению, авторов, обязательно должны познакомиться миллионы читателей. И, естественно, что «высокие инстанции» хотят сначала убедиться, действительно ли присланная рукопись имеет хоть какую-то художественную ценность. Для этого они передают эти рукописи на рецензию какой-нибудь официальной (профессиональной) организации. А так как именно Союз писателей и является такой организацией, то рано или поздно эта рукопись ложится на стол человеку, профессионально разбирающемуся в литературе (в поэзии или прозе), и он, прочитав присланное, начинает писать рецензию.
И тут начинается самое интересное. Дело в том, что подобные рукописи чаще всего не соответствуют никаким литературным стандартам. Написаны они с нарушением всех мыслимых и немыслимых законов русского языка и литературы. Печатание таких «проб пера» - это издевательство как над читателями, так и над теми, у кого просят деньги на издание таких рукописей. Но это только одна сторона медали – видимая. А есть ещё вторая – невидимая.
Ведь чаще всего на такие запросы приходится давать отрицательную рецензию с выводом о нецелесообразности издания данного «произведения». Но давать отрицательную оценку писательскому труду заслуженного ветерана производства, бывшего передовика народного хозяйства, ударника коммунистического труда, «энтузиазиста» третьей и четвёртой пятилеток – это смертельно обидеть его. Его подорванное преклонным возрастом и ежедневным ударным трудом на даче здоровье может не выдержать такой критики. И человек, профессионально сделавший свою работу – то есть тот, кто честно написал отрицательную рецензию, кто назвал вещи своими именами, становится «без вины виноватым». Потому что для автора и его многочисленных родственников именно он является виновником всех бед и несчастий, горя и болезней, катаклизмов и засухи не только в отдельно взятой семье незадачливого автора злополучной рукописи, но и по всему населённому пункту, стране и даже, пожалуй, на всей планете. 
Дело в том, что содержание рецензии, погулявшей по инстанциям, всё равно становится известным для авторов рукописей. Узнать, кто же так низко оценил литературный, а чаще всего «окололитературный»  труд – тоже не проблема. И начинаются обиды, нелицеприятные разборки, огульные унижения, оскорбительные письма и т.д.  Чаще всего, всё начинается с разбора литературного творчества самого писателя, давшего отрицательную рецензию. Мол, сам-то ты чего написал? Да у нас волосы дыбом встают, когда мы читаем твою писанину, да мы овечки по сравнению с твоей волчьей хваткой и т.д. и т.п.
Чтобы избежать всех этих обвинений и попытаться выйти из такой «мокрой ситуации» «сухим» я предлагаю текст «ТИПОВОЙ отрицательной РЕЦЕНЗИИ». Подставляйте другие фамилии и строчки и - вперёд!

                РЕЦЕНЗИЯ                на подборку стихов… к примеру, -  Ивановой Инны Ивановны

В представленной подборке стихотворений для детей, куда автором включено (столько-то) стихотворений, не вызывает никаких вопросов, а только восхищение,  художественное оформление,  выполненное действительно талантливой профессио-нальной художницей. Рисунки гармонично вплетаются в стиль издания, дополняя содержание наглядной иллюстрацией написанного.
Что же касается непосредственно представленных стихотворений, то их качество требует определённой, можно сказать, минимальной авторской доработки, совсем небольших усилий со стороны профессионального редактора, незначительных уточнений корректора. И тогда в полной мере их можно будет печатать в существующем виде, без литературного редактирования, исправлений, устранения имеющихся ошибок и нарушений основных законов стихосложения, так как практически во всех стихотворениях не будет смысловых ошибок, нарушений автором как правил и законов русского языка, так и законов стихосложения. Мы понимаем, что русский язык не стоит на месте, он меняется и в будущем изменится настолько, что допущенные автором в представленной рукописи синтаксические и морфологические ошибки, по всей видимости, уже не будут являться ошибками. Надо только немножечко подождать. Хотя бы до середины будущего столетия. Тогда фраза, которую использует автор (Иванова И.И.): «У соседа Христофора три огромные забора»  станет правильной фразой. Это сегодня говорят: «У соседа три огромных забора». Ну, никак не виновата Иванова И.И. в том, что сегодня говорят так, как ей неудобно, потому что такое словосочетание не укладывается в размер её стихотворения. Хотя,  почему у соседа именно три забора – вот вопрос, над которым надо подумать. Но не ребёнку, а, конечно, его родителям. Не один забор, не два, не четыре, а именно – три. Какой формы у соседа должна быть территория? А? Треугольная? А то все, включая родителей ребёнка, привыкли, понимаешь ли, что дворовые участки имеют прямоугольную форму. А у соседа нестандартный двор. Или вот, к примеру, как хорошо звучит у автора зарифмованная строчка: «Надо бабушке сказать, чтобы варежку связать.» Почти, как у Пушкина, только лучше. Хотя сегодня по-русски пишется: «Надо бабушке сказать, чтобы варежку связала». Но тогда ведь «сказать - связала» - это не рифма. Так что проблем у русского языка на сегодняшний день ещё много.
            Ясно, что ребёнок, который только осваивает язык, должен знакомиться с произведениями, написанными исключительно литературным языком, то есть - грамотно и понятно. Но дети сейчас быстрее, чем раньше, вступают в информационный процесс познания мира. С самого юного, можно сказать грудного возраста, им уже подвластны мобильные телефоны, телевизоры и интернет. Поэтому они сразу должны учиться понимать то, что написала им в своих строчках Иванова И.И. Вот, например, она пишет:
                - «Я без мамочки одна
                В «море» оказалась…
                К  берегам вода неслась –
                Обе мы довольны».               
  Ребёнок должен сам пофантазировать и придумать, кто, когда и как оказался в море рядом с одинокой девочкой.  Многие думают, что это, несомненно, мама. А вот и нет! Ребёнок должен готовиться к самостоятельной жизни с детских лет. Мама занята, вышла в магазин или в «Одноклассники». И что, сразу «караул!»? Не мама оказалась в море рядом с девочкой, а… рыбка. Вот, что должен придумать «правильный» ребёнок. И автор, ставя с детских лет вот такие ребусы-кроссворды перед детьми, приучает их к самостоятельности. 
Вот смотрите, какой простор для фантазии дают всего лишь две строчки из стихотворения автора:               
                - «Сашка выбежал во двор,
                А машинки – под забор».               
А? Не каждый взрослый поймёт эту простую, на первый взгляд, ситуацию. И только ребёнок, которому родители прочитают эти строчки, поймёт, что некий Сашка вышел во двор погулять с неисправными машинками: неработающей старой печатной машинкой и поломанной машинкой для стрижки волос. Но ведь они неисправные эти машинки, что с ними играть! И, конечно, Сашка побежал к забору (Возможно, это был один из заборов соседа Христофора) и бросил машинки под забор. Не тащить же маленькому мальчику эти тяжёлые машинки в другой конец двора, где находится мусорный бак.
         Всё, о чём мы читаем или слышим, мы  пытаемся воспроизвести в своём воображении. Так уж устроен человеческий мозг. И ребёнок тоже должен учиться воспроизводить, фантазировать, представлять…. И творчество автора Ивановой И.И. в этом деле представляет самый широкий простор. Чего только нельзя вообразить, читая вот такие, к примеру, строчки:
       - «По дороге шёл бычок, позолоченный бочок» -?               
       - «Положу на стол печенье, чай с малиновым вареньем» -?   
       - «С теплом вводят деток в яркий дом"- ?                И т.д. и т.п.

ВЫВОД:  Данная подборка стихов, несомненно, является новой ступенью, ведущей нашу литературу…(указать направление, лучше всего по вертикали). И поэтому печатать данный сборник…
А вывод, дорогие любители литературы, делайте сами.


Рецензии
Александр Леонидович, большое спасибо Вам за статью! Получила истинное удовольствие от приведенных примеров! Статью скопировала, в ближайшем времени выучу наизуть и буду применять по назначению.
А то я обычно теряюсь, когда мне приносят для публикации вот такое:

Мишка, мишка косолапый,
Он в берлоге сосёт лапу.
Видит сладкие он сны,
НЕДОЖДЁТСЯ до весны.

Акулина Тамм   07.11.2013 20:41     Заявить о нарушении