Покоритель ветра

Виктор баловался сочинением стихов.
Ровненькие, они давались ему легко
и получались длинными.

Вот и сейчас ,
строка ложилась на бумагу и
уже следующая,
 не толкаясь,
скромно  ожидала своей очереди.

Виктор сочинял стих о своем житье-бытье,
сравнивая себя (называя философом и созерцателем)
со своей супружницей (впрочем, не называя ее никакими
странными словами).

Супруга, в это время,
заколачивала гвоздь на кухне,
что отвлекало Виктора.
Даже раздражало.

Вдруг,
все более усиливаясь,
послышался  гул,
а потом и рев.
Источник этих пугающих звуков
явно находился вне дома.

Виктор глянул в окно.
Ветер необычайной силы
срывал черепицу с крыши соседского дома.
Листья кровли, подхваченные ветром,
кружась и кувыркаясь
улетали вдаль
будто радуясь,
что освободились от крепа дюбелей.

Этот ветер был отголоском
урагана «Святой Иуда» -
о штормовом предупреждении
с утра твердили передачи по местному радио.

Очередной порыв ветра
опрокинул собачью будку
И пес Бонапарт – так его называл Виктор -
(впрочем, пес охотнее отвечал на кличку Боня,
когда хозяйка выносила ему миску с кормом)
ошалело метался по кругу,
не в силах порвать ошейник и тем более – цепь.

Жена,  подошла к Виктору
И, молча, вручила ему шуруповерт и десяток шурупов.

На непонимающий взгляд Виктора,
она произнесла совсем не литературно:
-«пришурупь будку к стенке сарая».
Делать нечего , пришлось Виктору оторваться от сочинения стихотворения
(он как раз рифмовал цепенея-Гименея).

Дверь не поддалась с первого раза.
Не удалось ее открыть и во второй раз.
Какая-то сила невероятная и свирепая удерживала дверь .
Только на третий раз,
с помощью жены дверь поддалась
и тут же, подхваченная упругим толчком ветра,
распахнулась настежь,
зло скрипнув петлями.

Дальнейшее Виктор вспомнит с трудом.
Как пересилив напор ветра, устанавливал собачью будку на место,
как, все-таки сообразив что нужно делать с шуруповертом ,
«пришурупил» будку к стене сарая.
как боролся еще раз с непокорной дверью.

Усевшись за свой стол, он включил вентилятор
И с наслаждением, то включал его, то выключал.
Менял направление и силу обдува лопастей.

Сочинять стихи не хотелось.

Жена, проходя мимо, бросила:
Выключи вентилятор. Не создавай сквозняк. Простудишься.

И Виктору вдруг почудилось,
что тепло и уют дома,
забота жены,
испуганный пес,
его стихи –
все это было каким-то нереальным,
невсамделишным.

Реальным был «Иуда».


Рецензии
Что случилось, Владимир? Ваши стихи от раза к разу становятся всё тоскливее и страшнее. Я немею от чувства безысходности. Мне страшно за Вас. Отзовитесь. МАЯ.

Мая Рыжкова   31.10.2013 10:26     Заявить о нарушении
Мая, просто это проба верлибра. Да и верлибр ли это на самом деле? Передать чувство в верлибре легче, чем в рифмованных строчках, как "проявить" звук? Ведь "костыли" на котором он держится: рифма, размер и др. в верлибре отсутствуют.
Владимир.

Волков Северный   31.10.2013 20:13   Заявить о нарушении
Да, это ближе к прозе. С небольшим сюжетом. Верлибр ищет большей плотности
"поэтического" (вымышленного) смысла. Надо искать "образцы" удачного
верлибра - Владимир Бурич.

Куприянов Вячеслав   03.11.2013 00:15   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за подсказку. Побывал на рекомендуемой страничке. Верность положений "От чего свободен свободный стих" подтверждает мою догадку, что рифмованный и метрический стих, в конечном счете, вынужден повторять в будущем, (иногда и в настоящем), чьи то находки, чью то интонацию. Постараюсь вникнуть, в чем "изюминка" свободного стихосложения.
Смысл в моем "Покорителе ветра" - стихи, которые сочиняет л.г.- это "ветер от вентилятора". Настоящая поэзия - это ураган на фоне повседневности. Возможно, что это не так "поэтично" изображено. Буду учиться, никогда не поздно.
Еще раз спасибо.
С уважением, Владимир.


Волков Северный   03.11.2013 08:26   Заявить о нарушении
Конечно пригодится, спасибо. Бегло прочел. Позже скопирую и внимателно изучу. Если интересно Вам мое мнение о статье, напишу, что думаю о ней. Но одно мне кажется спорным: противопоставление чувства и мысли в стихах (чувства не наказуемы в отличие от мыслей???). Мне кажется, что праведная мысль есть результат "ощупыванья" действительности с помощью чувст. Первичная мысль, а потому и искренняя есть результат образного мышления. Это образное мышление и есть та почва на которой и держится поэзия (в широком смысле этого слова). Язык же, хитрюга, ищет свои "ручейки". которыми можно передать результат (конечный образ) этого мышления.
Это потом включается логика, интуиция, формальное мышление. И как раз и появляется возможность, (не всегда, конечно) юлить и говорить красивую неправду. И наказуема, как првило мысль, рожденная образным мышлением (чувственным).
С уважением, Владимир.

Волков Северный   03.11.2013 19:41   Заявить о нарушении
Противопоставление чувства и мысли было "принято" в уже прошедшее время.
А то, как они связаны, вопрос, не имеющий однозначного ответа. Можно
выносить мысль из интенсивности чувств, и можно посредством чувств
"нащупать" мысль. И где-то и то и другое соединяется через интуицию.

Куприянов Вячеслав   04.11.2013 00:44   Заявить о нарушении
Противопоставление мысли (продукта мышления) и чувства живо и сейчас. Неразбериха состоит, по моему мнению в том, что противоставлять их не совсем правильно. Это как противопоставить пшеничное зерно хлебу изготовленному из разных злаков. Мысль - продукт мышления, логического или интуитивного, или формального, или образного, дарованного живому с рождения, и т.д. (мысль-хлеб). Чувство, как инструмент образного мышления (не надо путать с образным языком) есть зерно из которого приготовлен хлеб. Можно говорить о вкусе хлеба, об отличии разных сортов (изготовленных из разных злаков), противопостаплять, сравнивать достоинства злаков (с помощью какого мышления рождена мысль, позже "одетая" в слово). Но противопоставлять мысль и чувства - не правильно это.
С уважением, Владимир.

Волков Северный   04.11.2013 09:16   Заявить о нарушении
Случайно набрела на материал http://www.stihi.ru/2011/12/24/9703

Успехов Вам! С теплом

Любовь Дениченко 2   04.11.2013 10:34   Заявить о нарушении
Люба,спасибо за помощь. Побываю у Вас на страничке - вижу новые стихотворения. Там хочу поделиться с Вами о впечатлениях: о верлибре, его определениях, моих "потугах" в понимании этого "зверя" и в пробах что-нибудь "изобразить в верлибре".
С уважением, Владимир.

Волков Северный   04.11.2013 16:03   Заявить о нарушении
Друзья! перенесите ваши разговоры на свои странички. Они не касаются меня. О ВЕРЛИБРЕ я, конечно, выскажу и своё мнение. С уважением. МАЯ.

Мая Рыжкова   04.11.2013 16:27   Заявить о нарушении
Продолжаю.
Все формы верлибра распадаются на две категории. МЕТРИЧЕСКИЙ верлибр (метрическое стихосложение - стих, построенный на основе метра, т.е. на переодической повторности ритмических долей, напр., определённой стопы).
Синие горы Кавказа,
Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё,
вы носили меня
на своих одиноких хребтах,
к небу меня приучили,
и я с той поры всё мечтаю
об вас да о небе... ЛЕРМОНТОВ
Это форма трёхдольного верлибра.
ДИСМЕТРИЧЕСКИЙ верлибр делится на два вида: интонационно-фразовый стих и ударник (акцентный стих). Оба могут быть с рифмой и без неё.Пример фразовика без рифмы ( фразовик - одна из разновидностей дисметрического верлибра. В основе лежит членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмеченная концевой паузой, является определяющим признаком членения. Так написано "Слово..."):
Ходит Спесь надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
шапка-то на нём на целу сажень,
пузо-то его всё в жемчуге... А.Блок см. далее

Мая Рыжкова   04.11.2013 20:32   Заявить о нарушении
Продолжение №3
Вот ещё один фразовик, рифмы смежные (раёшный стих):
Жил-был поп,
толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть коё-какого товару.
Навстречу ему Болда
шёл сам не зная куда... ПУШКИН
Пример верлибра акцентного строя (также его называют тоническим стихом, или ударником. Это форма стихосложения, которая строится на равном количестве ударений в каждой строке. При этом количество промежуточных безударных слогов может быть любым и располагаться в вольном порядке). Трёхударник без рифмы:
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года... ПУШКИН
Четырёхударник без рифмы:
Вечерний сумрак над тёплым морем,
огни маяков на потемневшем небе,
Запах вербены при конце пира,
Свежее утро после долгих бдений... М. КУЗМИН
Хороший верлибр должен быть минималистичен, в нем не должно быть лишних слов,он должен быть кратким, порою едким и нести смысловую нагрузку.
Я завершаю мысль,
вместив её в три слова.
Слова, как лепестки ощипанных ромашек,
трепещут на столе.
Здесь в каждой строчке повторяется ямб, нов 1 и 2 строках он трёхстопный


Мая Рыжкова   04.11.2013 20:57   Заявить о нарушении
Мая, у меня нет начала Вашего замечания о верлибре. Есть "продолжение 2" и продолжение 3". Наверное забыли нажать "опубликовать" (со мной это случается очень часто). Читаю Ваши замечания о верлибре. Это тоже форма стихотворения, это теперь я уразумел. А что делает верлибр поэзией, а не придумкой? Я почти физически ощущаю, когда есть мысль-чувство в стихотворении и когда его нет. Чувствуется иногда "надуманность" стихотворения. Почесал поэт "репу", а дай ка я напишу по всем канонам верлибра, например, как худо в нашей стране с дорогами. И выдал мысль, и едко, и коротко, и со всеми атрибутами формы. Но нет той изюминки, нет "звука-чувства".

Волков Северный   04.11.2013 21:25   Заявить о нарушении
Метрический верлибр то же, что и безразмерные колготки 46 размера.
Но не буду больше мешать.

Куприянов Вячеслав   04.11.2013 22:13   Заявить о нарушении
1=ая часть будет на замечаниях стиха "2 тайны" М.

Мая Рыжкова   05.11.2013 11:01   Заявить о нарушении