Слово о Поэте. Анатолий Головин

"...Я еще не высказал всего...''

Анатолия Головина мне посчастливилось знать лично. Стихи его при жизни часто печатались в газетах, транслировались по областному радио, звучали со сцен дворцов культуры и клубов, в студенческих аудиториях. Поэт был частым гостем на заводах и в школах, в ВУЗах и техникумах - всюду, где ценят и любят настоящую поэзию. Был и в преклонных годах бодр, ''легок на подъем'' и с готовностью откликался на многочисленные приглашения.
Мы часто беседовали на просторной кухне Анатолия Дмитриевича, и он читал свои стихи, потом чужие, жёстко критиковал мои опусы или сдержанно хвалил, размышлял о поэзии, о времени, о жизни...

''...А может быть, я памятью живу далеких лет?''

Сам поэт о себе рассказывать не любил. Биография самая обыкновенная, отмахивался он. Родился в 1922 году в селе Троицкое неподалеку от райцентра Богдановичи, что к югу от Екатеринбурга, в 1938 году попал в Челябинск, переживавший в ту пору бурную индустриализацию с захватывающим дух строительством невиданных доселе заводов-гигантов. С июня 1941  года работал на Кировском заводе(ЧТЗ), но, отказавшись от ''брони'', в 1942 году добровольцем ушел на фронт.  Прошел с боями Украину и Венгрию. Был дважды ранен. Награжден орденом Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За освобождение Будапешта».

После окончания в 1955 году Челябинского государственного педагогического института более тридцати лет преподавал литературу и русский язык в школах Челябинска и области.
    
    Головин скромно оценивал прожитые годы:

''...А жизнь есть жизнь.
Я благодарен ей,
Что был в огне
Страны моей солдатом.
А в том, что мало истинных друзей,
            Так в этом жизнь совсем не виновата...''

А я думал: в чем притягательная сила стихов Анатолия Головина? Отчего проникали они в самую душу слушателей, редко кого оставляя равнодушными?  Конечно, налицо и строгая, безупречная рифма, и размер, и своеобразный стиль. Но главное в другом. Лирический герой поэта - он сам, и ему нельзя не верить. Если это картинки из далекого деревенского детства, то все настолько детально и четко описано, что не остается никаких сомнений в непосредственном участии самого поэта в жизни российской глубинки, где ''хлеб в трещинах - хоть связывай бечевкой, сухой как глина летом за окном...'', а на несколько детей -одни валенки, так что пределом мечтаний становятся свои собственные пимы.
То же самое можно сказать и о произведениях  военной тематики. Личные фронтовые впечатления многократно усиливаются силой поэтического слова:

''...Еще мой порыв неистов
Сказать о грядущем дне...
Но - помню солдата-связиста
С катушкою на спине...''

  Автобиографичность - одна из отличительных черт поэзии Головина. Он часто возвращался в своих произведениях в прошлое, как бы сверяя свой путь и как бы отталкиваясь от него. Деревенский парень, рабочий Челябинского тракторного, солдат-связист, студент Педагогического института, учитель, поэт,  - эти вехи жизненного пути закономерны и взаимосвязаны:

"...Планета следит сурово
За вспышками из траншей...
Я снова тяну свой провод
Уже от души к душе...''

''От души к душе'' - жизненное кредо поэта, первая книга которого  увидела свет в 1958 году и называлась ''Места знакомые''. Потом были и широко известная поэма' 'Мой Танкоград'' и  циклы стихов ''Сударыня'' и ''Бабье лето'' с их тонкой лирикой и образностью.
Как у каждого полководца есть своя лучшая битва так у художника - любимая картина. У поэта, наверное, любимая поэма. Таким произведением для Головина стала поэма ''Мой Танкоград":

            "...Вот он,
Весь из брони,
Огневого закала,
С грозной пушкой,
Белей снеговой белизны,
Громыхнул в туче дыма
Разгневанной грудью Урала
и пошел - Бог великой войны...''

Эта поэма для Головина сродни могучему танку. Как и грозная машина, она, по сути, итог долгой, кропотливой, но нужной работы по увековечиванию подвига народа, воплощенного и  в известном обелиске и в строчках поэмы:

           ''...Ленинградцы, уральцы -
в шубейках, стеженках.
Пальцы липнут к деталям
вдали от огня,
и мороз просекает в плечах одежонку,
Но ложится, как надо
Под сваркой броня...''

''Есть люди - жизнь за них благодарю...''

Сам Головин считал, что ему везло на хороших людей. К сожалению, многие уехали из Челябинска, а иные ушли из жизни. Все они оставили свой след в душе, благотворно  повлияли на творчество поэта. Сейчас я могу сказать: мне тоже повезло встретиться с таким человеком. Помнится, году этак в 2001-ом, летом поехали мы с ним на озеро Курги, где в то время была у меня дача, и там Анатолий Дмитриевич, покуривая, излагал свои взгляды на поэзию.
- Я считаю: поэзия - это искусство, - размышлял Анатолий Дмитриевич.- А раз так, то необходим особый подход к творчеству, к воспитанию молодых поэтов. Любое искусство содержит элементы вечного, прекрасного и одновременно как бы вбирает в себя все то, что до этого накоплено человечеством. Мы, поэты, должны особо бережно относиться к слову, к нашему могучему русскому языку, чтить заложенные великими мастерами слова традиции и стараться приумножать, а не искажать их. Великие поэты - а на первое место я ставлю Пушкина - придали русской поэзии неповторимую напевность, музыкальность и самобытность. Пушкин заложил эти традиции, а Лермонтов, Блок и Есенин творчески развили их. Сейчас все чаще и чаще, в  разных журналах, как столичных так и наших, приходится сталкиваться с изысками так называемых ''метаметафористов'', плюющих и на сложившиеся традиции и определенные нормы. Я не против поиска новых форм, но не могу считать это поэзией.
А совсем недавно  с большим удивлением в одном из местных изданий среди строчек новых стихов одного начинающего автора  я увидел  нецензурные слова!  Неужели автор надеялся с их помощью привлечь читателей? Или таким образом эпатировал публику, проявляя необычность, оригинальность? Но в конечном итоге показал свою беспомощность, бессилие в выражении своих чувств и мыслей средствами поэтического слова.
А между тем, в Челябинске, существовала своеобразная ''школа'' поэтического мастерства. И даже не одна. Еще в конце пятидесятых годов прошлого столетия при клубе ЧТЗ начал работать своеобразный клуб любителей поэзии, который до самой кончины своей в 2003 году возглавлял Ефим Григорьевич Ховив. Он много внимания уделял воспитанию начинающих авторов, являясь настоящим подвижником поэтического процесса не только в своем районе, но и в городе. Но наиболее мне знакома работа литературного объединения при  Дворце культуры металлургов. Сначала его работой  руководил замечательный поэт Валентин Сорокин. Он сейчас живет в Москве. Затем объединение возглавил поэт Вячеслав Богданов, а впоследствии Г.Суздалев и А.Белозерцев. В работе его принимали участие такие известные поэты как Владимир Носков и Атилла Садыков.
Мне глубоко импонировала приверженность членов объединения традициям русской поэзии и особенно обостренное чувство патриотизма. и гражданской ответственности. Сохраняя самобытность каждого автора, опытные мастера слова старались довести до совершенства форму, не допуская публикаций стихов и прозы, не отвечающих определенным требованиям. И надо отметить, литературное объединение при ДК Металлургов было известно на весь бывший Советский Союз.
Творческий коллектив этого объединения Анатолий Головин вспоминал с особой теплотой:

''...Есть люди - жизнь за них благодарю,
Что рядом с ними спорю и горю,
Что рядом с ними лучше становлюсь,
И потому я к ним душою рвусь...''

Вот такая была у него позиция.
   
''...Выношу я строчки на эстраду...''

Мне лично доводилось наблюдать такую картину. В публичной библиотеке был организован вечер. В рамках программы по подготовке к 200-летию со дня  рождения А.С.Пушкина. На него был приглашен и Головин, который не только обожает Пушкина, но знает наизусть многие его стихи. И не только широко известные, но и такие как, например, поэма ''Граф Нулин''.
По завершению мероприятия одна из женщин заприметила Головина и попросила почитать  уже свои стихи. К ней присоединились многие. Анатолий Дмитриевич не стал долго себя уговаривать и прочитал стихотворения, посвященные вечной теме - любви. Надо было видеть как замерли все в небольшом конференц-зале,  и каково было по силе своей воздействие слова поэта.
Вроде бы и голос у него негромкий, и вид далеко не гусарский. Но... заблестели глаза, оживились лица, а по завершении чтения одна из женщин вздохнула. Значит, задел-таки за живое...
Ведь в одном из стихотворений он о стихах так сказал:

            "...Может, в душу войдут
током, искрами света.
Может, сердце настигнут-
Зови - не зови.
Вот взметнулась,
пошла
первой рифмы ракета
прямо к цели
на топливе вечном -
любви...''

Но на вечере том Головин прочитал относительно новые стихи, сразу полюбившиеся всем присутствующим. Они вышли совсем небольшим тиражом и по завершении многие  интересовались, где можно  приобрести книжку?
В год его кончины ( скончался он 4 июля 2007 года, через два дня после того, как ему исполнилось 85 лет), при поддержке Законодательного Собрания области, его товарищи по перу собрали лучшие произведения Анатолия Головина, издав однотомник его стихов и поэм «Мне сердце правду говорит».

Жаль, что он не увидел его. А ведь так мечтал о таком однотомнике! 

Перечитываю стихи этого незаурядного Человека и Поэта:


''...Опять непостижимое зовет,
Опять недостижимое волнует...
Я знаю: все пройдет, и все минует,
Душа наивно бросилась в полёт...''

  Стараюсь следовать его девизу:

''...Пусть новый день буранами клубится-
Не верю я, что можно жизнь прожить
И красоте людской не удивиться,
Не сделать ничего, чтоб удивить...''

И помню его слова...

 (с) Александр Кожейкин

 


Рецензии
Анатолий Дмитриевич, позволь мне-безголовому, неблагодарному оболтусу обратиться к тебе через много лет после наших с тобой литературных общений в вечерней школе по улиц, кажется, Дегтярёва, со столь запоздалым, ничего не решающим, но нужным для меня извинением за твои незаслуженно испорченные нервы.
Сколько же надо было сил, чтобы так достойно и величественно работать с неблагодарными дураками и выпустить их, в конце-концов, в большую жизнь обученными, в меру приобщенными к великому и могучему.
Спасибо тебе, дорогой мой человек!
Каюсь, что не нашёл сил сказать это в своё, нужное время.
Думаю, что жизнь бы твоя тогда продлилась ещё хоть на секунду.
Таких людей терять никогда нельзя.
С кем же мы без них тогда останемся?

Василий Ешкун   30.12.2014 22:06     Заявить о нарушении
Анатолий Дмитриевич скончался 4.07.2007 года, но память о нем всегда жива в сердцах тех, кто знаком с его творчеством и с ним лично.

Спасибо, с уважением
Александр Кожейкин

Интернет-Журнал Родина   29.06.2019 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.