О Церкви - Иоан Кронштадтский

В Богослужении нашей православной Церкви всякому-верующему и внимательному
 очевидна и живо чувствуется та мысль, что все верующие на земле - пастыри и
паства, и на небе св. Божии угодники - начиная с Божией Матери - едина Церковь,
единый дом Божий, одно тело, коего Глава Сам Господь Иисус Христос, а душа -
Сам Дух Святый, одушевляющий, просвещающий, очищающий и укрепляющий
всех подвизающихся на земле членов сего великого Тела.
Вне Церкви нет спасения, нет духа благодати.
В Церкви выразился дух любви Божией к людям, в пастырстве, в отечестве и
сыновстве (отцы духовные, чада духовные). Строго держаться надо этого духа
пастырям и пасомым; не мы, пастыри, пасем, - а Сам Отец небесный через нас
ограниченность, страсти человеческие сейчас сказались в церквах отпадших.
 Лютеране не молятся об умерших, - англиканцы тоже.
Усерднейше надо молиться животворящему Святому Духу, Утешителю, Кормчему
св. Церкви Христовой, да вдохнет духом любви в сердца всех христиан и озарит
всех светом Своим, к познанию истины Божией и Христовой, к соединению
взаимному, к отвержению всех ересей и расколов, к разорению всех партии
общественных, друг другу противящихся.
Когда начинаешь молиться молитвою к Духу Святому, знай и помни, что Дух
Святой вошел в мир по заслугам Господа Иисуса Христа, и действует в мире,
наипаче в Церкви Своей, и совершает наше спасение. Святый Дух все таинства
совершает, освящает, просвещает, укрепляет, возбуждает к молитве, производит
умиление в душах, источает слезы покаяния, благодарения, славословия,
обращает души, спасает, животворит, возводя от смерти духовной к жизни,
дарует мир, свободу духа, благодать сы-ноположения, вопия в сердцах верных
из глубины души: Авва Отче! (Рим. 8, 15; Гал. 4, 6). Вот почему мы начинаем
молитвы свои молитвою к Духу Святому. Слава Тебе, Всесвятый Душе, Источниче
жизни нашея, равнодетельный Отцу и Слову!
Какое чудное духовное богатство в Церкви, богатство веры, упования и любви,
богатство благости, милосердия, премудрости Божией, богатство чудес, очищения
 прегрешений, освящения, просвещения, утешения, мира и свободы духовной! О,
если бы все верные и неверные знали и познали это, и помнили - и усердно
притекали к Церкви!
Молясь святым или прославляя их, себе делаем величайшую пользу: ибо
привлекаем к себе их ходатайство.
Молясь за умерших или за живых, себе делаешь великую пользу: ибо Бог
приемлет, как жертву приятную, молитву любви; и мертвые, если имеют сами
дерзновение перед Богом, молят о нас, молящихся о них, а живые за коих
молимся, располагаются к нам своим сердцем и любят нас.
Православная Церковь превосходит все церкви неправославные: во-первых,
своей истиной, своим православием, соблюденным и завоеванным кровию
апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем,
что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем),
 что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии,
Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает
угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к
покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. - Где есть такие
 молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение,
как в Православной Церкви? Нигде.
Что значит веровать в Церковь? А вот что: видишь бедного, просящего милостыню
- признай в нем сердечно своего собрата, члена Христова, и подай ему милостыню
 с тою уверенностию, что Сам Христос в лице его принимает ее, и ты будешь
верующий в Церковь. Гость пришел к тебе: прими его опять, как члена Христова,
с ласкою, побеседуй с ним искренно на пользу души его, угости его с радушием,
и ты будешь верующий в Церковь. Видишь священника, признай от души, что это
пастырь словесного стада Христова, от Самого Иисуса Христа поставленный
духовно рождать и воспитывать людей для вечной жизни; смотри на него, как на
образ Самого Христа; веруй, что на нем почиет благодать Святого Духа и власть -
 учить, совершать таинства и руководить верующих к животу вечному; веруй в
право его благословения, исходящее от Самого Иисуса Христа, и принимай его,
как Христово благословение, с уважением и покорностию; - слушай его, когда он
поучает, наставляет, обличает; - таинства принимай от него, как от Самого Христа;
 - духовные наказания принимай, как от Самого Бога; чти в святителе образ
Пастыреначальника Христа; признавай, что через него, после апостолов, исходит
на верных благодать священства и вся благодать Христова; повинуйся ему, как
Самому Христу, взирай на него, как на апостола, как на полного преемника его
власти, а на священников и диаконов, как на помощников с благодатными
правами, и ты будешь верующий в Церковь. Далее: признай от души, что
Пресвятая Дева Богородица есть Начальница мысленного назидания церковного,
что Она всегда с нами, как Матерь, во едином доме Божием (Церкви) видит,
слышит нас, печется, промышляет о нас, особенно о нашем духовном преуспеянии
и спасении, как Царица царствует над нами, обличает, судит, наказует нас,
вообще принимает деятельнейшее участие в нашей духовной жизни, особенно в
 жизни тех, кои Ее ведают, в Нее веруют, благоговейно Ее почитают. Далее:
признавай, что все Святые - старшие братия наши во едином дому Отца Небесного,
которые с земли перешли на небо, и всегда они в Боге с нами, и постоянно нас
учат, руководят к жизни вечной, посредством составленных ими церковных
служб, таинств, обрядов, поучений, установлений церковных: как постов,
праздников, и, так сказать, вместе с нами служат, поют, говорят, поучают,
помогают нам в разных искушениях и скорбях, и призывай их, как живущих с
тобою под одним кровом; прославляй, благодари их, беседуй с ними, как с
живыми, и ты будешь веровать в Церковь, - Стремись сам к водворению в
небесных обителях, как достигли святые - очищай себя непрестанно от всякий
скверны плоти и духа - призывая усердно и непрестанно Господа Иисуса Христа,
принимай таинства Церкви в очищение, подкрепление и руководство, и ты будешь
веровать в Церковь. Еще, когда ты веруешь, что умершие наши праотцы, отцы,
матери, родственники, друзья, знакомые, все христиане православные живы и по
смерти душами и, смотря по делам своим на земле, мучатся или предвкушают
будущее блаженство, и молишься за них Богу, следуя за служителями алтаря, -
молитва твоя имеет силу у Бога, в надежде, что Бог услышит молитву твою за
них и может помиловать их: то опять ты веруешь в Церковь, потому что и умершие
суть члены Церкви. Если ты молишься и за живых христиан, и прочих людей и
веруешь, что молитва твоя за них тоже не бесплодна у Бога, то ты - верующий в
Церковь. Если ты наблюдаешь времена праздников и постов, времена очищения
от грехов и причащаешься св. Тайн и участвуешь в них всею душою своею с
верою и благоговением, то ты верующий в Церковь. Вот что значит веровать в
Церковь. Если ты на земле живешь жизнью церковного, если стараешься жить
жизнью небожителей, свято, в мире, то ты веруешь в Церковь.пасет; мы должны помнить свое отечество небесное, к которому должны стремиться
и к коему должно приводить верующих церковное пастырство.
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22, 1).
Всеобъемлюща, неотпадающа любовь Церкви, и за гробом пекущаяся о нас. Где
это в других церквах неправославных? Немощь человеческая, слепота,



Святая Церковь - величайшее, святейшее благочистейшее, премудрое,
необходимое учреждение Божие на земле: это истинная скиния Божия, юже
водрузи Господь, а не человек, - не Лютер, не Кальвин, или Будда,
 или Конфуций и другие подобные, грешные, страстные люди. Церковь -
богоучрежденный союз людей, соединенных между собою верою, учением,
священноначалием и таинствами: это духовное ополчение Христово, вооруженное
духовным всеоружием против вооруженного бесчисленного полчища
диавольского; ибо «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем,
и миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12).
Это - духовная Врачебница, где немощствующее язвою греха человечество
врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога - покаянием и
причащением святых Христовых Тайн Тела и Крови Христовых, и - словом
Божиим, наставлениями и советами, и утешениями пастырей словесного стада
Христова; это - общая купель очищения, возрождения и освящения; это -
святилище Божие, в котором все освящаются Духом Святым через крещение,
миропомазание и прочие тайнодействия и богослужение; это - духовное солнце в
мире, просвящающее и оживотворяющее всех во тьме и сени смертной седящих
и умерщвленных грехами.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.