Янычар

    Стихотворение имеет целью показать то, что некоторые авторы в угоду шаблонности восприятия стихотворений жертвуют не только смыслом своих произведений, но идут тем путём, что подбирая более соответствующую им рифму, подгоняют под неё своё произведение, так что уже не "смысл написания" движет само произведение, а "чистая рифмованность строк".

    Сравнение с янычаром не случайно — ведь принимая внешнюю форму, жертвуя смыслом цели написания, они как раз напоминают тех рабов, которые в своё время восходили на трон Османской империи, но не умели принять всю нагрузку того положения, в котором оказались волею судьбы, и действовали бездумно, сохраняя лишь внешние формы, не вдаваясь в понимание всей ситуации происходящего. К тому же нередко исполняющие полицейские функции в своем предназначении.


  Они твердят:
  Считать слога мы не умеем,
С неточных рифм сползает часто звук,
Не теми веяньями веет
С мелодий "деланных" на слух.

                * * *
  Конечно, палка и селёдка*—
Не рифма,— с этим и вопрос...
Как стих ваш может быть находкой,
Созвучьем звуков, когда спрос

  На омонизм* для сочетаний
Под силлабизмом* строчных слов?
Писать стихи для окончаний,
Ровняя гранями столбов?

  Пусть под шаблоны неразумно
Плетёт наитие душа —
Стихи должны звучать фактурно,
Как с умноженья — в дважды два?!

  А если что-то выделялось,
С разрухи лезло не туда,
У янычара отсекалось...
Душа не тело — а дыра!

  Ведь вдохновенье гулко, шумно
Своей мелодикой живёт,
Под рамку втиснуто заумно...
Да мало что... кто разберёт?!

  Да ладно б так!.. Чужую душу
Рaвняют словно по рублю
Валютным курсом режут тушу:
Что под стегно, что на труху,—

  Всё то, что кажется неважным...
А что здесь важно — кто решил?
Писать стихи — знать, быть отважным,
Чтоб янычар не обрубил.

  Примерив схемою шаблона,
Ударным слогом с молотка,
Писать ведь нужно с эталона,
Где в чёткой доли все слога.

                * * *
  Но те, кто штампами не блещут,
А смыслом строк опьянены,
Порою словом так отхлещут
Их в пифагоровы штаны*

______________________________________________
* Палка и селёдка — из рассказов Николая Носова о Незнайке: "
Как Незнайка сочинял стихи".
* Омонизм — имеется в виду омонизм окончаний в точности подборки рифм.
* Силлабизм — определение количества слогов как под ударением, так и без него.
* Пифагоровы штаны — ироническое название всех сборных доказательств теоремы
Пифагора о свойствах прямоугольного треугольника.
(Пифагоровы штаны — во все стороны равны).


Рецензии
Умно! Ровняют надо бы исправить, обратно таки и к звучанию равняют ближе. В двух местах.

Елена Ифтеду   26.08.2014 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо, что обратили на это внимание. Всегда приятно, когда имеют собственное мнение, виденье поданной ситуации. Но всё дело, по моему мнению, здесь в толковании смысла, а не звучания слов. Так:
Равнять (от "равный") -- делать равным (себе или кому-нибудь ещё).
Ровнять (от "ровня", "ровный") -- делать ровным, гладким.

Равнять, с точки зрения янычара, выглядело бы интересно -- так как равнять лицо, о котором говорится, делать рАвным ему имеет смысл в произведении, но, думаю, даже отсечение головы вряд ли этому поспособствует... Всё же моё виденье составление стихов всегда упиралось в мнение, в котором говорилось, что стих должен быть гладкий и ровный, отполированный по всем граням. Поэтому, наверное неосознанно и употребил именно "ронять". К тому же, стихотворение, по моему, нельзя рАвнять по строчкам, так как ни одна из строк стихотворения не может быть рАвной предыдущей или последующей -- для этого она должна в полной мере отражать всё, что там говорилось. А быть ровной -- гладко переходить как по звучанию, так и по смыслу -- более подходит в определении. Это, что касается первого случая употребления, второй же, наверное, большее значение имеет, когда кого-то пытаются не урАвнять с собой, сделать рАвным себе, а наоборот -- выделать из него ровного, гладкого, во всём покладистого человека, давя своим авторитетом, что в свою очередь также ставит слово "ровно" вместо "равно".
С уважением Алексей.

P/S Спасибо вам за внимание к произведению. Рад. что не просто прочитали... Если есть замечания -- всегда интересно их обсуждать.
Алексей.

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 08:04   Заявить о нарушении
Понятно, Алексей. А что это за столбы ? -Ровняя гранями столбов?

Елена Ифтеду   02.09.2014 10:31   Заявить о нарушении
Ну, столб имеет не только пространственное значение с направлением вверх, но и имеет некое отношение принадлежности к чему-то, пусть хоть к забору. Так слово "застолбить" -- значит занять. А поставить свой столб занять, объявить о некой прерогативе на данную местность, область. Интересно то, что поэтов иногда сравнивают по их рифме, а не по тому, что они говорили в промежутке между ними.

Рифма, рифма точная -- должна в полной мере отражать то, на что она претендует в каком-нибудь размере стихотворения. То есть, если окончание будет несколько другим -- то она (рифма) считается шаткой, неустойчивой. Поэтому и употребил, что ставят рифму они как ставят столбы -- прочно и основательно. Можно так же было сказать, как вколачивать гвозди. Но поэтика это не столбы и гвозди по-моему, это -- несколько более гибкое соотношение, как вода, ветер, как вообще, любая из стихий.

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 11:18   Заявить о нарушении
спасибо за объяснение. Наверняка и собственно за ГРАНЯМИ скрывается что-то особенное.

Елена Ифтеду   02.09.2014 11:29   Заявить о нарушении
Вообще-то задумывалось показать ограниченность... Как кто-то выбирает себе рубеж через который ему -- "низя". Прочная основа забора не даёт. Ведь столбы-то все вкопаны как под линейку и шаблон. Создаётся видимость забора, где лишний звук безаппеляционно отсекается лопатой, если выходит за границу, грань этой линии, отмечаной столбами, точной и крепкой рифмы.

Может я не совсем раскрыл этот момент, просто, написалось сжато, и я ещё не совсем обдумал то, что навоял -- как это могут увидеть другие... Но написался он у меня как экспромт, в ходе одной из дискуссий. Поэтому не слишком задумывался над пониманием текста другими, кроме оппонента.

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 11:48   Заявить о нарушении
Алексей, Ваша озабоченность по поводу того, что рифма возводится в приоритет над смыслом, понятна. Но аргументирована, как сами видите, слабо. Либо создать нечто, выходящее за рамки основ стихосложения и имеющее ценность ( что почти невозможно), либо работать над тем, что пишешь, не размениваясь на отбивание от чьих-то обоснованных замечаний детской лопаткой. И начать надо с грамотности.
С уважением,

Елена Ифтеду   02.09.2014 12:07   Заявить о нарушении
То, что почти невозможно, всегда начинает делается, уверяю вас, с детской лопаткой в руках -- другого начало не дано. Всё великое начинается с малого, а не наоборот. Да и к тому же, нет надобности доказывать очевидное, что уже было. Выводить хориямб, как какой-то велосипед, нет надобности -- он существовал еще до христианства у греков. Про верлибр так же много источников говорит, что он не современное изобретение. То что я принимаю ваше виденье как некую основу еще не может говорить, что вы правы -- а я что-то упустил. Моя уступка ни в коей мере не говорит об этом. Может всё дело в упущении кем-то семантики слов и более точного их понимания... Как например это было у скальдических стихов, которыми написана "Песнь о Беовульфе" VIII -- X века. Как говорится, всё зависит от восприятия и того багажа знаний, что у нас имеется. Десятикласнику трудно бывает объяснить первоклашке, что есть число, которое умножается на себя и равняется двойке, запипсывая его как корень из двух. То что один не может понять другого, ещё не говорит, что это всё не так и то не то, да и числа такого не существует... Да и небывалое бывает, как свидетельствует история.

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 12:53   Заявить о нарушении
и всё же, - с грамотности.))

Елена Ифтеду   02.09.2014 13:07   Заявить о нарушении
Если. когда-то разгребусь... и перестану с сайта на сайт переходить в торопях. Буду более внимателен в написании коментов. Спасибо, что обратили внимание на это. Самого опечатки достают, хоть и некогда перечитывать, что пишу... Просто, когда мысли заняты маленько другим, неосознано делаешь ошибки. Постараюсь как-то сосредотачиваться на одном в последствии...

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 13:19   Заявить о нарушении
не в комментах, а в неотсекаемых))

Елена Ифтеду   02.09.2014 17:02   Заявить о нарушении
Что-то я не пойму... где именно в неотсекаемых? И почему они не отсекаются? )))
Давайте попробуем их отсечь... Одну ошибку вижу в самом тексте, но пока исправлять не хочу.

Алексей Кесарь Цыганков   02.09.2014 17:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.