Из Х. Ляйпа. Иоаннова ночь Johannisnacht с нем

Проба из Ханса Ляйпа (1893-1983).
Иоаннова ночь* Johannisnacht, с нем.


Над озером туман, подобный шали;
пари'т в молчаньи чёрная вода, 
чью толщу древним страхом пропитали
     потопленные города.

Ночь накануне рождества Предтечи,
приоткрывая миллионы ртов,
горячим вздохом раздувает свечи
     волшебных золотых цветов.

Из вод всплывают жуткие созданья
и мой челнок хотят увлечь на дно,
и губы их вспухают от желанья,
     хоть все они мертвы давно.

Тяжёлый воздух полон вожделенья,
насквозь пропитан страстью ведьмовской,
мечтами, коим нет осуществленья,
      от скорби густ, и прян тоской.

-------------------------------------------------
*Иоаннова ночь (нем. Johannisnacht) - один из главных языческих праздников
многих европейских народов. Он назван так потому, что совпадает по времени
с Рождеством  пророка Иоанна Предтечи, иначе Иоанна Крестителя
(в русской традиции Иван Купала).
В древности праздник был посвящен моменту летнего солнцеворота; он отмечается
на Западе 20-26 июня, в России по церковному календарю 7 июля (ночь на Ивана
Купалу).
Это период полного расцвета природы: солнце находится в зените,
растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов;
день самый длинный в году, а ночь — самая короткая.
Магическая сила огня, воды, земли, растений в эти дни настолько велика, что им
приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства.
По поверьям, активизировались и потусторонние силы. Особенно страшной была
купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время
совершались основные обрядовые действия.
Обычаем было массовое купание: считалось, что с этого момента из водоемов
выходит вся нечисть, и в них можно без страха купаться до Ильина дня.
Обряды с водой могли совершаться ночью или на рассвете.
Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили
костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом —
символом солнца. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и
знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год.
Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника.
Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений.
По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные
желания, но и помогает отыскивать клады....

(Компиляция из разных Интернет-источников)

-------------------------------------------------

Об авторе из Интернета:

Немец Ханс Ляйп (1893-1983) - автор знаменитой песни "Лили Марлен".
Он сочинил текст в начале апреля 1915 г., стоя на часах в Берлине,
перед отправкой на Восточный фронт.
В 1938 г. композитор Норберт Шульце положил его на музыку.
Песня стала известна как «Лили Марлен» по имени героини стихотворения.
Наиболее яркие ее записи сделаны Л. Андерсен и Марлен Дитрих.
Вскоре песню перевели на многие языки, и она стала чрезвычайно популярной
по обе стороны Западного фронта.
Ляйп прожил долгую жизнь, работал на радио и телевидении, продолжал писать,
стал автором более 70 книг, но имя своё обессмертил именно этим стихотворением.
"Лили Марлен" имеется в Сети во множестве вариантов. Некоторые из них можно
прослушать, например, здесь:

Мои поиски других стихотворений Ляйпа в Сети успеха не имели.

-------------------------------------------------

Оригинал:
Hans Leip.
Johannisnacht

In Schleiern sinkt der Uferdinge Fuelle,
der See wird nebelstumm ein Meer;
Unheimlichkeiten hauchen durch die Huelle
aus laengst ertrunknen Staedten her.

Die Nacht wacht auf mit dumpfem Angesichte.
Entfacht von ihrem schwuelen Mund
blueht maedchenzart ein Kranz Johannislichte
auf goldnen Stielen aus dem Grund.

Gestalten heben sich aus zagen Wellen
und schleichen schauernd um mein Boot
und neigen sich, und ihre Lippen schwellen
begehrlich und sind lange tot.

Die Luft ist voll von ungeschenkten Gaben,
von Traeumen schwer, von Sehnsucht matt,
von Wuenschen- die nicht mehr Erfuellung haben,
und so voll Trauer uebersatt.
            


Рецензии