Комменты к премудростям Соломона

1. "Суета сует, - сказал царь Соломон, - суета сует: всё суета. Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?... Вот я мудрость свою умножил более всех, кто был до меня над Иерусалимом, и много видело сердце мое и мудрости и знанья. Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать, но познать и безумье и глупость, - я узнал, что и это - пустое томленье, ибо от многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль".
Слова Альберта Афлитуна Птолемея Даль-Кеми: «Но я говорю, что не тщетна жизнь и не тщетно познание - мы звено в цепи событий и в умысле и программе Единого; от многой мудрости много пользы, хоть бывает и печаль; умножающий знание умножает не только печаль - он умножает и радость познания, и свет знания, и счастье любви к истине, и удовлетворение от исполнения долга своего...
Мудрости было много и до царя Соломона. Особенно в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае. Премудрости Соломона обращены к сыну и носят поэтому более субъективный, личный характер. Местами они не очень понятны. И не всегда можно согласиться со всеми наказами и утверждениями Соломона. В чём-то они устарели. Но главный остов мудрости остаётся. К тому же часто ложь свою, за которой стоит корысть, хитроумные проповедники сект, особенно индийских, буддистских, новокорейских, японских, выдают как озаряющую их парадоксальную мудрость. И умом не окрепшие юные искатели истины становятся жертвой натурального, интеллектуального или духовного наркотика. Вообще, из-за неуемной корысти термин «духовность» стал синонимом термина «мошенничество». Было бы печально, мои внуки, если бы вы попали в подобные сети. Из-за ваших больших денег к вам липнет всякая нечисть с лестью и псевдолюбовью. Этого не стоит бояться, но надо быть умнее хитроумных. Древние премудрости нуждаются в современном переформулировании, новой трактовке, чтобы легче было открыть вам невидимые «глаза ума». Умножающий знание и мудрость умножает и утверждает себя. От многой мудрости много пользы и много веселья. Ведь умный в конце концов побеждает, ведь умный смеётся последним. Так проходите свою жизнь с умом, наслаждением, удовлетворением, радостью и весельем на душе. Конечно, напряжения, мук, страданий, заблуждений и печали полностью не избежать. Но возможно их сильно сократить и идти по жизни с открытыми глазами уверенней и смелей с большим осознанием себя и мира. Поэтому и возникли эти комментарии».
               
2. И написал царь Соломон: "И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,
Как полезнее свет, чем тьма:
У мудрого есть глаза, а глупый бродит во тьме, -
Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.
И подумал я про себя:
Раз участь глупца и меня постигнет,
То зачем же я был столь премудрым?
И сказал я себе, что это тоже - тщета,
Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,
Потому что в грядущие дни всё будет давно забыто, -
Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?
И возненавидел я жизнь,
Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,
Ибо всё - тщета и ловля ветра.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,
Потому что оставлю его человеку, что будет после,
И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, -
А будет владеть моими трудами..."
А я же подумал, что Соломон прав лишь отчасти: прав, что мудрость предпочтительнее глупости. Но разве мы не помним о мудрецах и их мудрости? Разве мы не забываем глупцов и их глупости? И трудимся ли мы только для людей? Мы более трудимся для Единого, чем для людей. Сколько было тварей во вселенной, но они лишь звено в умысле и программе Единого. Стоит ли жалеть о смерти нашей и преходящей жизни? "Жизнь прошла хорошо. И хорошо, что прошла!" Не это ли главная мудрость? Не жалость и жадность, не злоба и ненависть, а доброта, любовь и мудрость - вот что мы с гордостью  должны оставить после себя и упокоиться в благости...Разве плохо, что люди вооружатся твоими трудами, которые лучшим из лучших, умнейшим из разумных помогут подняться к небу ещё выше и ближе?
  Да и смерть – участь, единая только по форме и с целью умудрения и перехода в иное качество. Наши мысли, слова, деяния не пропадают – они записываются в память и разум вселенной, и даже в абсолют, и прорастают и расцветают на новой почве в иных уголках и мирах. Премудрым стать – это Благо, всеобщее благо для Единого – всё равно, что добавить новую грань к многомерному гармоничному кристаллу Единого.
   Так что подумайте, мои внуки, прав ли был Соломон в своей разочарованности и пессимизме…

3. И сказал царь Соломон:
"И то еще я увидел под солнцем:
Место суда - а там нечестье,
Место праведного - а там нечестивый.
Подумал я про себя:
Праведного с нечестивым бог рассудит,
Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.
Подумал я про себя:
Это бог - ради человеков, чтобы их просветить,
Дабы поняли сами, что они -это скот, и только!
Ибо участь сынам человека и участь скоту-
Одна и та же им участь:
Как тому умирать, так умирать и этим,
И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;
Ибо всё-тщета. Всё туда же уходит,
Всё - из праха, и всё возвратится в прах;
Кто знает, что дух человека возносится ввысь,
А дух скота - тот вниз уходит, в землю?
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,
Ибо в этом и доля человека, -
Ибо кто его приведет - посмотреть, что будет после?"
Трудно с Соломоном не согласиться, если принять предположение, что существует это божественное "там". А если никого и ничего "там" нет, и этого "там" нигде нет?  "Ибо кто его приведёт - посмотреть, что будет после?"
    Из того, что в мире есть несправедливость, не стоит делать столь печальный пессимистический вывод. Это умножит несправедливость, неправедность, очистит им дорогу. Надо бороться за справедливость, умножать её. Тогда вы получите удовлетворение высшей праведности, высшего судьи, высшего творца. Как считал божественный Платон, если умный не борется за справедливость, он превращается в животное.
Ведь трудно согласиться с Соломоном, что все скоты. Некоторым людям дано возвыситься мышлением и творить свои миры, некоторым - открывать миры и приближаться к истине, некоторым дано вырваться за рамки человеческого и превзойти всех в чём-то, став сотворцом. Есть гладкие структуры, есть частично гладкие, прерываемые особенностями, некоторые из них математики называют катастрофами (не физическими, а чисто структурно-математическими), есть структуры, состоящие сплошь из особенностей и катастроф, через которые мы выходим в запредельность, которую затем превращаем в объект познания и даже пользования. Последние структуры - это структуры гениев. Без них все не отличались бы от скотины. Поэтому "нет больше блага, чем радоваться своим делам", но ещё большее благо - радоваться гениям и их свершениям. Воистину гении - сверкающие и сияющие грани Единого. Своими благами человечество всецело обязано им. А человеческие недостатки пройдут и уйдут вместе с человечеством, которое, может быть, родит сверхчеловеческое.

4. И продолжил царь Соломон:
«И еще я увидел тщету под солнцем:
Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
И нет конца всем его трудам,
И не сыты его очи богатством:
"И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"
Вдвоем быть лучше, чем одному,
Ибо есть им плата добрая за труды их;
Ибо если упадут - друг друга поднимут;
Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого,
Да и если двое лежат -.тепло им; одному же как согреться?
И если кто одного одолеет,
То двое вместе против него устоят;
И втрое скрученная нить не скоро порвется.
Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,
Что уже не умеет понять предостереженья –
Ибо этот из темницы выйдет царить,
Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;
Видел я, как всё живое, всё, что движется под солнцем, -
Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:
Нет конца народу, всем, кто был поначалу!
Но не порадуются ему те, кто будут позже, -
Ибо это тоже тщета и пустое томленье».
    Я же добавлю: одиночество абсолютно в жизни человека, ибо он в одиночку приходит, в одиночку осознаёт и в одиночку уходит. Быть вдвоём или в группе, конечно, бывает удобней, но это возможно лишь временно, пока цели, интересы, вкусы объединяют или привлекают. Мудрые говорят, что жена не родственник. Иногда, к сожалению, и братья и сёстры, и дети, и даже родители перестают быть родными, если иссякают любовь и понимание. Да, поколения сменяют поколения. Иногда это приводит к прогрессу, а иногда к регрессу. Каков смысл в этом движении? Думаю, только тот, что человечество также лишь звено в исполнении вселенской программы. Как только оно исполнит своё предназначение, оно уступит место другой, новой доминанте на планете или в Солнечной системе. «Мавр сделал своё дело – мавр может уходить». Но бытие не было бессмысленным: поражения, заблуждения не повторятся, а успехи, удачи будут множиться. Так устроена природа. С одной стороны, в ней сильные поедают слабых, но сила эта имеет множество направлений и значений и переходит от одних к другим. С другой стороны, природа из-за этого пожирания, из-за опасностей всё время бдительна, не дремлет, живёт, обучается, непрерывно совершенствуется. Нет, очень даже порадуются и должны быть благодарны умному и справедливому правлению «мальчика» те, что будут позже… 

5. «Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,
Ибо, сами не зная, творят они зло.
Не торопись языком и в сердце своем не спеши
Слово вымолвить, предстоя перед богом:
Ибо бог - на небесах, а ты - на земле,
Потому да будут твои речи кратки.
Ибо возникает мечтанье из множества забот,
И речь глупца - из множества слов.
Что ты богу обещал по обету - то исполни неотложно,
Ибо не жалуют глупцов: обещал - исполни!
Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;
Не давай устам ввести тебя в грех,
И посланцу не говори, что случилась ошибка:
На звук твоей речи зачем гневаться богу,
И дело твоих рук зачем губить?
Ибо от множества мечтаний - много тщетных слов,
Ибо бога ты должен бояться.
Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды –
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство;
Но польза земли - во всем: и царю служит поле!
Любящий деньги не насытится деньгами,
Ни доходом - тот, кто любит копить: Это тоже тщета.
Чем больше добра, тем больше едоков,
А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!
Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,
А сытость богача не даст ему сном забыться:
Есть злой недуг, - видал я под солнцем, -
Богатство, хранимое на беду владельцу!
А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, -
Породивши сына, он тому ничего не оставит,
Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
И за труд свой в руке унести ничего не сможет.
И это тоже - злой недуг:
Одинаково всякий как приходит, так уходит,
И что пользы ему, что трудился на ветер?
И все-то дни свои он ест во тьме,
И много скорбей, и болезни у него, и злобы!
Вот что я увидел благого:
Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах –
Над чем кто трудится под солнцем
В считанные дни своей жизни, что дал ему бог, -
Ибо то его доля.
Так и всяк человек - кому дал бог добра и богатства,
И дал ему власть воспользоваться ими,
И брать свою долю, и радоваться своим трудам, -
То это есть божий дар:
Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,
Ибо бог посылает ему ответ в его радости сердца».

  Так записано со слов царя Соломона. Человечество что ребёнок: сначала боится, затем растёт, смелеет, а затем и кое-что понимать начнёт, но животная сущность любить и сохранять себя, грести себе любимому всё подряд – она остаётся надолго, и даже бога человек создал по своему подобию и для себя, и для возвеличения себя, и для любви к себе, и как же хочется ему потреблять все блага, даже когда он уже не может, он помещает себя в потребительский рай, но употребить не может, ибо нет у него там потребляющего тела! И так будет с человечеством до тех пор, пока осознание бренности и необязательности тела не откроется перед ним, пока не поймёт необходимость обуздать необузданный свой эгоизм и необузданную манию величия. Дано-то человеку и животному его Я, его самовыделение из единого временно и условно. И лучше подумать, для чего им это дано. Ведь не отдельное для природы человечество звено, природа ждёт самосовершенствования и самоосознания от него. У человека есть долг пред многими. Но главный долг – возвысить своё сознание от животного уровня до всеобщего божественного. Чтобы стать Богом, надо стать всемогущим. Чтобы стать всемогущим, надо всем управлять и проявлять волю, силу воли. Поэтому приходится обещать. Обещанное надо выполнять. Это даст утверждение, признание, удовлетворение и ещё большее могущество. Это есть главная «радость сердца». Поэтому не лучше ли подумать над тем, кем ты становишься сейчас, на каком уровне твоё сознание и что должно быть с твоим и общественным сознанием в будущем?
А если здраво подумать, то и в рай не захочется и вечно так существовать в бренных телах не захочется… Что толку от дурной бесконечности? А новое качество где? А где возвышение и радость от него?

6. «Есть зло, что я увидел под солнцем, велико оно для людей:
Человек, кому бог дал добра, и богатства, и почета,
И все у него есть, чего б душа ни пожелала, -
Но не дано ему богом власти воспользоваться этим,
Так что пользуется чужой человек, -
Это - тщета и злая болезнь.
Если сотню сынов породит и многие годы пребудет,
То сколько бы лет ни прожил,
Но коль душа не насытилась благом…
Если 6 даже дважды две тысячи лет он прожил,
А блага не видел –
То разве всё не туда же уходит?» - такие слова вложены в уста царя Соломона.
    А нужно ли жить, действовать только для себя и пользоваться только самому? И что такое благо? Всё, что только для себя любимого, трудно даже именовать благом. Благо имеет атрибуты всеобщности и вечности. А без этих атрибутов что это за благо? Когда мы совершаем великое открытие, мы понимаем, что это и для честолюбия себя любимого и для других и, может быть, для очень далёкого будущего, но мы получаем истинное моральное удовлетворение, причём не только честолюбивое, мы всё же можем и сотворить, и прочувствовать Истинное Благо, стать сотворцом и разделить его всемогущество.
 
7. «Лучше доброе имя, чем добрый елей,
И день смерти лучше дня рождения.
Лучше пойти в дом плача, чем пойти в дом пира,
Потому что таков конец для всякого человека,
И живой это сердцем запомнит.
Лучше скорбь, чем смех, ибо с худым лицом добреет сердце, -
Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья.
Лучше слушать от мудрого порицанье,
Чем слушать человеку песню глупца,
Ибо как терниев треск на костре под котлом, так и смех глупца:
И это - тоже тщета.
[Лучше бедность, чем неправедная нажива],
Ибо лихва превращает мудреца в безумца,
А подачка разрушает сердце.
Лучше конец дела, чем начало дела,
Лучше терпение, чем гордыня:
Не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов,
Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?",
Ибо не от мудрости ты спросил об этом.
Наравне с наследием мудрость - благо,
Даже лучше она для видящего солнце:
Ибо под сенью мудрости - под серебряной сенью,
А польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.
Посмотри на деяния бога,
Ибо кто может расправить, что он искривил?
В день благой будь блажен, а в день худой - пойми:
Бог наравне с тем днем и этот создал,
Чтобы после себя человек не нашел ничего.
Всякое я видел в мои тщетные дни:
Есть праведник, гибнущий в праведности своей,
И есть нечестивец, долговечный в своем нечестье:
Не очень будь праведным и не слишком мудрым –
Зачем тебе ужасаться?
Не очень будь нечестивым и не будь глупцом –
Зачем тебе умирать до срока?
Благо, если ты придержишься одного
И от другого не отпустишь руку, -
Но боящийся бога от всего уйдет.
Только вот это я нашел: что сделал бог человека прямым,
Они же ищут многих ухищрений».
    И тут у Соломона множественная мудрость:
1)смерть и конец всего сущего абсолютны, а начала все относительны, не всё может возникнуть, быть и случиться, но всё, что возникло, есть и случилось, обязательно погибнет; трагедия всегда побеждает комедию;
2)мудрая душа сумеет насытиться благом; чтобы насытиться благом нужно много мудрости;
3)захват чужого, алчность разрушают душу;
4)но и только смертью, трагедией и скорбью жить было бы глупо, всему есть мера;
есть мера и мудрости, и глупости, есть мера и трагедии, и комедии, и скорби, и веселью;
5)знание, мудрость продлевают жизнь и повышают качество жизни;
6)путь прямой всегда проще, а за ухищрения приходится платить усложнением жизни и не всегда предсказуемыми бедами;
7)жизнь противоречива и многогранна;
8)есть силы, которые превосходят нас;
9)но даже всё это – тщета!

8. «Кто подобен мудрецу, кто знает толкование слова:
"Мудрость человека просветлит его лик,
И переменится дерзость его лика"?
По мне - приказ царя соблюдай,
Но только ради клятвы перед богом;
Не спеши от него идти, при деле злом не присутствуй,
Ибо всё, что желает, творит он,
Потому что царское слово властно,
И кто ему скажет: "Что творишь ты?",
Мудрость поможет  мудрому лучше,
Чем в городе десять могучих,
Ибо праведника нет на земле такого,
Чтобы благо творил и не погрешил бы.
И не все, что говорят, принимай ты к сердцу,
Чтоб не слышать, как клянет тебя раб твой, -
Ибо сколько раз было - твое сердце знает,
Что и сам ты тоже клял других.
Мудростью поверял я всё это,
Думал: "Стану мудрым", - а она от меня далека.
Далеко то, что было, и глубоко, -
Глубоко - кто его отыщет?
Старался я и сердце моё
Узнавать, и разведывать, и разыскивать замысел и премудрость, -
Чтоб узнать, что нечестие - глупость, а глупость - безумье.
А горше смерти нахожу я женщину,
потому что она – ловушка.
И сердце её - тенета, и руки её - узы;
Кто благ для бога, ее избежит, а согрешающий попадется.
Вот это постиг я, - сказал Проповедовавший в собрании, -
Мало-помалу замысел постигая;
Что еще искала душа моя, чего не нашел я?
Мужа - одного из тысячи нашел я,
Потому что бога он не боялся.
Бывает на земле и такая тщета:
Есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев,
И есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых, -
Я подумал, что это тоже - тщета;
И восхвалил я радость, потому что блага нет человеку под солнцем,
Кроме как есть, и пить, и веселиться,
И да последует это за трудами дней его жизни,
Которые дал ему бог под солнцем.
Когда склонил я сердце мудрость познать
И увидеть заботу, что создана под солнцем
(Ибо ни днем, ни ночью сна не знают очи),
То увидел я всё дело бога:
Что не может человек найти суть дела, что делается под солнцем,-
Сколько б ни трудился искать человек - не найдет;
И если даже скажет мудрец, что сумеет, - не найдет».

  Многие  считают непонятной или устаревшей эту мудрость, многие не могут понять её. Поэтому приходится комментировать подробней.
  Чувство меры, терпение, честность, познание, стремление к истине, мудрости, творение блага должны осенять путь мужчины, ПУТЬ БЛАГОРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА. Мужской пол тут не признак половой принадлежности, а признак благородства. Нередко среди женщин мы встречаем настоящих мужчин, а среди тысяч мужчин иногда не находится ни одного. Природа любит экспериментировать с перестановками…
 И при очень благих намерениях невозможно не погрешить. Но если и намерения плохи, то путь и вовсе заведёт в тупик. А плохие намерения чаще всего присущи женщинам (не полу, а по духу, по сути проявленности), присущи «слабым». Тут понятие «женщина» синоним понятий «слабый», «коварный», «интриган». Опасайтесь друзей слабых – предадут первыми, опасайтесь врагов слабых – на уме их хитрость, изворотливость, опасайтесь жалеть слабых и вызывающих жалость – ответят злом на доброту вашу… Сильным необязательно коварство, но слабым трудно без коварства…Сила слаба в хитроумии, слабость сильна хитроумием, а иногда даже умом. Слабость иногда побеждает силу, порой хитростью, порой умом, порой вызывая жалость, а порой мудростью. Но мудрость не хитра, она просто умна и сложно противоречива, даже парадоксальна
  Из тысячи Соломон нашёл одного мужа… Найти из тысячи хотя бы одного благородного! Соломону крупно везло. Или тогда благородных было больше на десяток тысяч населения... Скорее всего, и то и другое.    
  Судя по тому, какое количество ярких и талантливых людей приходилось на десяток тысяч населения в тридцатитысячных Афинах в античности и сколько приходится сейчас, статистика совсем не в пользу современности…
  Соломон отмечает несправедливость судьбы, но и это уже особенно не трогает его. И это тщета и преходящесть. И тогда взор обращается на простые радости жизни, обыденного бытия – может, в них весь смысл?
Но тогда зачем даны высокое мышление, интерес к творчеству, томление духа? Чем тогда мы лучше псов и свиней?
Вопрос остаётся открытым. Не так-то легко и мудрецам найти смысл вселенского творения и существования…
Пожалуй, это самая сложная премудрость Соломонова… 

9. «Ибо это всё я запомнил в сердце,
Дабы это всё объяснить, -
Что праведные и мудрые и дела их - в руке у бога:
Человек не знает, что предстоит –
Любовь или ненависть? Всё возможно;
Всё, как всем: одна участь праведному и нечестивцу,
Благому и чистому - и нечистому;
Приносящему жертвы - и тому, кто не приносит жертвы,
Как благому - так и грешному,
Как клянущемуся всуе - так и боящемуся клятвы;
Это - беда во всем, что делается под солнцем,
Ибо участь для всех одна;
Потому-то осмеливаются люди на зло,
И пока они живы, в их сердцах - безумье, -
А после этого - к мертвым.

Ибо тому, кто сопричислен ко всему живому, есть надежда,
Ибо живой собаке лучше, чем мертвому льву;
Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают,
И нет им более платы, ибо память о них исчезла,
А любовь их, и ненависть их, и зависть - это сгинуло давно,
И доли нет им более в мире,
Во всем, что делается под солнцем.
Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,
Ибо бог уже давно предрешил твои деянья.
Во всякое время да будут белы твои одежды,
И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;
Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,
Все дни твоей тщетной жизни,
Потому что дал тебе он под солнцем
Все твои тщетные дни,
Ибо это - твоя доля в жизни и в твоих трудах,
Над которыми сам ты трудишься под солнцем.
Всё, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,
Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
В преисподней, куда ты уходишь.

И еще довелось мне увидеть под солнцем,
Что не быстрым удача в беге, не храбрым - в битве
И не мудрым - хлеб, не разумным – богатство,
И не сведущим благословенье,
Но срок и случай постигает их всех;
Ибо так и человек не знает срока,
Как рыбы, захваченные злою сетью,
И как птицы, попавшие в силок, -
Как они, в злой час уловляются сыны человеков,
Когда он внезапно их настигнет.

Также ту я видел мудрость под солнцем,
И велика она мне показалась:
Небольшой городок, и людей в нем мало,
А вышел против него великий царь,
И осадил его, и воздвиг великие осадные валы, -
Но нашелся в нем мудрый бедный человек,
И он умел избавить город мудростью своею, -
Но никто не вспомнил того бедного человека.
И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость,
Но мудрость бедного презирают и не слушают его речей:
Речи мудрого в спокойствии слышнее,
Нежели крик начальника глупцов;
Блага в мудрости больше, чем в орудиях войны, -
Но один согрешающий погубит много блага».

 Жизнь и срок жизни человека зависят не только от него самого, но и от многих внешних событий и случайностей, которые мы не можем знать точным знанием, не можем предугадать.
Всех ждёт в конечном результате одно и то же – смерть.
   У живых есть какие-то возможности, какая-то свобода выбора, у мёртвых нет ничего.         
И вовсе не по заслугам своим люди пользуются благами. Управляют не справедливость, не законы, не мудрость, не труд и даже не воля – управляют срок и случай. Время и случайности. Но знать их не дано.
И всё же самая великая вещь в нашей жизни – мудрость. Она спасительна. Но даже одна глупость может иметь значительные плохие последствия и много горя причинить…
 
10. «От подыхающих мух смердит и бродит елей умащенья,
Немного глупости перевесит почет и мудрость.
Думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны,
И даже на пути, которым глупец идет, ему не хватает смысла,
А он говорит о каждом: "Вот глупец!"
Если прогневится на тебя начальник - не покидай своего места,
Ибо уступчивость прекращает большие грехи.
Есть зло, - видал я под солнцем, -
Что от имеющего власть исходит заблужденье:
Поставлена глупость на высокие посты,
А достойные внизу пребывают.
Видел я рабов на конях
И князей, шагавших пешком, как рабы!
Копающий яму в нее упадет,
И сносящего стенку укусит змея.
Разбивающий камни о них ушибется,
И колющему дрова от них угроза.
Если затупело железо, - не заточив лезвие, только силы потратишь:
Польза - мудростью преуспеет!
"Если прежде заклинания змея укусит, то в болтунах уже пользы нет,
Речи мудрого - благостыня, а уста глупца его же и поглотят:
Начало речей его - глупость,
И конец речей его - злое безумье, -
А глупец все множит слова.
Не знает человек, что будет,
И о том, что случится после, кто ему объявит?
Труды глупца его утомят,
Потому что не знает он дороги в город!
Горе тебе, страна, чей царь - невольник
И чьи князья пируют спозаранку,
Блаженна ты, страна, чей царь - свободный
И чьи князья едят в положенное время,
Для укрепления мужества, а не для пьянства.
От ленивых рук обрушится остов дома,
И кто опускает руки, у того протекает крыша;
Для того чтоб смеяться, ставят хлеб на столы,
И увеселяет жизнь вино;
А деньги всё разрешают.
Даже в мыслях не кляни царя,
И в спальном покое не кляни богатых,
Ибо птицы небесные перенесут твою речь,
И пернатые объявят дело».

     Глупость опасна. Глупость для кого-то привлекательна. С глупостью легко. С глупостью трудно. С глупостью хитро. Глупость жалка. Она сильна и слаба. Но ведь всё это можно сказать и о мудрости. Только мудрость никогда себя не называет мудростью, а глупость называет иное глупостью, считая себя мудростью. Глупость многословна, мудрость – никогда. Глупость утомляет…
     Заблужденья власти и глупость на высоком посту. Это всегда актуально. К нашему общему несчастью. А сколько жертв?
     Глупость правителя – беда для народа. Глупость правителя – слабость страны. У мудрого правителя стране порядок и закон. Хорошая и счастливая жизнь требует усилий воли. Она даётся как награда за труды, за борьбу и доказывание истины.
     И всуе не наживай врагов – держи язык за зубами. Управляй собой, контролируй ситуацию.
     Помните: часто лжепророки, коих теперь множество, выдают свою малограмотность, лень, ложь, корысть, а в социальном контексте трусость перед «сильными мира сего» за мудрость форме многозначительного молчания. Они завлекают в своей корысти якобы бескорыстной бесстрастной формой, приучая к ложному утешению в виде иллюзий, наркомании, вредных привычек и увлечений, молитв, танцев, бездумных повторений, в виде ухода от действительности из-за якобы бессмысленности существования. Но перед уходом и в процессе ухода учеников лжепророки, гуру, лжеучители, главы сект и их помощники зорко следят за вашим имуществом, совсем не забывая его присвоить. Так что выдаваемое за мудрость якобы бесстрастное молчание волков вовсе не безобидно. Особенно это присуще индусским и буддистским проповедникам и лжепророкам. Но их молчание столь же обманно и пусто, что и чрезмерная болтливость, с которой их молчание по сути совпадает. А король-то голый! Пустота, пусть даже великая, остаётся пустотой, иллюзией, обманом и религиозным дурманом. В отличие от физического вакуума, который наполнен бесконечным числом античастиц, но под квантовой поверхностью неподвижных, а потому никак не проявляющихся, душевная пустота тождественна самоубийству, вычёркиванию себя из бытия, полной капитуляции, неисполнению своего долга, возникшего с сотворением вас. Подумайте обо всём этом.
Но я бы ещё добавил русское, тюремно-подневольное: не верь, не бойся, не проси!
Не обольщайтесь, свергните всех кумиров, идолов, богов с их пьедесталов, если увидите, установите их ложность, кабалу или ограниченность. Стремитесь быть самодостаточными, живите сами, будьте сами себе альфой и омегой, найдите себя и всё в себе, будьте себе учителем, целителем, авторитетом, критиком, пророком и богом в одном своём лице…

11.«Посылай свой хлеб по водам,
Ибо спустя много дней ты его найдешь,
Давай доли семи и даже восьми,
Ибо ты не знаешь, какая беда на земле может статься:
Если наполнятся тучи, то на землю дождь они проливают,
И если упало дерево, - на юг ли, на север, -
То дерево - там, куда оно упало.
Следящий за ветром не будет сеять,
И глядящий на тучи не будет жать:
Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье
И кости откуда в беременной утробе,
Так не знаешь ты дел бога, создающего всё.
Сей семена с утра и руке до вечера не давай отдохнуть,
Ибо ты не знаешь, что удастся - то или это,
Или то и другое равно хорошо.
И сладок свет, и благо очам - видеть солнце,
Ибо если много дней человек проживет,
То да радуется каждому из них –
И помнит о днях темноты, ибо тех будет больше:
Всё, что наступит, - тщета.
Радуйся, юноша, молодости своей,
И в дни юности твоей да будет сердцу благо;
И ходи по путям, куда влечет тебя сердце,
И по зримым твоими очами,
И знай, что за всё это бог призовет тебя к суду;
Но скорбь отвергни от сердца
И худое отведи от плоти,
Ибо молодость и черные волосы – тщета».

Трудись и исполняй свой долг, не жалея сил, старайся делать и получать результаты сверх меры, пока благоприятны обстоятельства. Пользуйся силами и молодостью своей, но знай, за всё придётся заплатить. Избегай плохого и для тела, и для сердца, и для души: от плохого тело одряхлеет раньше времени, сердце погрузится в скорбь, ум - в депрессию, а душа истлеет.

12. «И о своем создателе помни с юных дней,
Еще до поры, как настанут дни худые
И приблизятся годы, о которых ты скажешь: "Я их не хочу", -
До поры, как затмится солнце,
И свет, и луна, и звезды,
И после дождя будут снова тучи, -
В день, когда трясущимися станут обходящие дом,
И скрючатся твои бойцы,
И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,
И потускнеют глядящие в окошки,
И запрутся на улицу двери,
Как затихнет голос зернотерок,
И еле слышен станет голос птиц,
И поющие девушки притихнут;
Малого холмика станешь бояться,
И препоны будут на дороге,
И цветы миндаля опадут,
И наестся саранча,
И осыплется каперс желанья –
Ибо уходит человек в свой вечный дом,
И наемные плакальщики на улице кружат;
До поры, как порвется серебряный шнур,
И расколется золотая чаша,
И разобьется кувшин у ключа,
И сломается ворот у колодца.
И прах возвратится в землю, которою он был,
И возвратится дыхание к богу, который его дал.
Суета сует, - сказал
Проповедовавший в собрании, - всё суета.
А сверх того, что был мудрым
Проповедующий, он еще учил народ знанию,
И взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи.
Искал Проповедующий, как найти слова дельные
И написанные верно, слова истины.
Слова у мудрых - как стрекало погонщика,
И как вбитые гвозди - у собирателей пословиц:
От единого пастыря даны.
А кроме них, мой сын, остерегись:
Много книг составлять - конца не будет,
И много читать - утомительно для плоти.
Послушаем всему заключенье:
Бога бойся, храни его заветы,
Ибо это каждому подобает,
Ибо всякое дело бог призовет к суду
Над всем сокрытым в тайне - худым и хорошим».

     Помни, что есть высшие силы, высший разум, высший закон, во вселенной много того, что совершенней и выше земного и человеческого. Всё земное бренно. Всему своё время. Наступит иное время – не ропщи.
     Многоделанье, многознание, зацикливание, чрезмерность любого, даже очень благого есть зло, не мудрость, это может стать противоположным и вред причинить.
     Обуздай свою манию величия, стремись понять высшие законы, что управляют миром, помни, что существуют законы сохранения и компенсации. За всё придётся платить…
     Но богобоязненность – это явно устаревший признак блага, присущий животному началу и ранней ступени истории человечества. Не надо бояться ничего, в том числе высших сил и стихий природы. Надо исследовать, познавать, понимать, применять, участвовать в творении, создавать новое, быть в любви и соитии с высшими силами. Надо выходить за рамки бывшего, за рамки человеческого, совершенствовать своё превосходство в том, в чём дано вам природой превосходить всех, и в этом становиться богом. Но помните, что чрезмерность опасна болезненной манией величия и сумасбродством: глупо переносить чувство своего превосходства из области личного творчества на взаимоотношения с людьми или природой. Это может богов делать рабами своих страстей, вредных привычек и недостатков. Трудно стать богом, но быть богом постоянно – ещё трудней. Но можно!
P.S.: Прочитав премудрости Соломона и мои комментарии, не примите их на веру, отнеситесь и к этому всему критически. Утвердите себя в своих убеждениях только через себя…


Рецензии