х- креатиность -3 -
Психотерапевтический (психотехнологический) подход к креативности - А. Бретон
Клинический: у 2/3 вошедших в историю творческих деятелей Европы - БАР (по Анаскал)
Креативный взлет перед дебютом лобно-височной деменции
Детство... возвращается
Психофизиологический подход(Дж. Лерер)
Изучение мозгового обеспечения креативности: активны не те зоны, что в процессе
обычного мышления (ОФК, ПерВерхВисИзв, поясная, преклиниум) дефолтная сеть
гамма-вспышка озарения ПВВИ
2 пути креативности в мозге - аналог 2 путей системы внутреннего подкрепления (удовольствия), или 2 путей управления поведением человека:
*левополушарный (ЛП) - префронтальная кора (мотивация активности, "упоение в бою", адренэргическая стимуляция. психостимуляторы)
*правополушарный - релаксация (удовольствие неги, дофаминовый путь)
Креативность имплицитно коллективна. Она связана с социальной фасилитацией
Для того, чтобы "дремлющие" подсознательные ресурсы креативности (и ПП, и ЛП)
активизировались, важен механизм социального инстинкта. Решение креативной задачи
должно быть потребностью не только самого занятого этим индивида, но и его окружения -
значимых для него фигур. Тогда возникает регрессия и возрастная, и групповая (!).
(Понятие групповой регрессии неявно присутствует в социальной психологии в представлениях о "собирательной личности", о психологии толпы - Лебона Тарда, Сигеле)
Свидетельство о публикации №113102307622