Река Тверца

Меж берегов добра и зла
Она спокойная текла
Из лета прямо в Лету.
В неё смотрелись облака
Легко, совсем не свысока,
Не затеняя света,
Что шёл с придонных родников
(Как от серебряных подков,
вода от них звенела).

Я ласточкой туда влетал
И там замедленно летал,
Не ощущая тела
Податливого. Там вода
Всегда мне говорила "да",
И время исчезало
В её русалочьем раю...
И тонущую жизнь мою
Она опять спасала.


                2010


Рецензии
Анатолий, а деление на 6-стишия принципиально? Синтаксис и смысл вроде бы влекут к двум 9-стишиям. Такая строфика реже встречается в русской поэзии, но зато возникает особое звучание, потому что последняя рифма в строфе поддерживается только следующим фрагментом:"вода от них звенела" - и пауза, а потом "Я ласточкой туда влетал". Ещё мешает это "туда", "там". Не очень внятно: в родники? в свет? Не следует ли сначала уточнить: "я ласточкой в неё влетал"? Потом тоже вполне допустимо: "я в ней замедленно летал", а после точки в 13-й строке вместо "там" союз "И". А вот последний "И", который открывает предпоследнюю строку, хочется заменить на "Но" (после русалочьего рая - тянущего на дно). Не обижайтесь:рассуждаю так, как будто сама написала, и размышляю над вариантами именно потому, что стихотворение понравилось.

Елена Тире   21.10.2013 20:05     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за со-творчество. Может быть Вы и правы. В данном случае, деление именно так, а не иначе - не принципиально. Вы - филолог, а филологи (хорошие) - строгие учителя. Я, в стихах, больше полагаюсь на внутренний слух и интуицию. Цветаева об этом говорила так: "...пишу, как слышу". Ну вот и я, - как слышу. Проверяюсь долго, кручу туда-сюда... Редко в чём не сомневаюсь окончательно.

Анатолий Устьянцев 2   22.10.2013 00:51   Заявить о нарушении
Тогда Вы филолог от природы. Спасибо за ссылку на Цветаеву: от мужчины-поэта это редкость, обычно женщины ссылаются, да и они уже начали как будто стесняться... А для меня Лермонтов и Цветаева - самые притягательные и авторитетные поэты из классиков. Слишком многое они собой объяли и беспредельно глубоки по мысли оказались - читать их и мучительно и трудно, но такую победу над своей ущербностью одерживаешь, когда в тебе их строки отзвук рождают!
С уважением и интересом к творчеству,

Елена Тире   22.10.2013 08:22   Заявить о нарушении
Признаюсь Вам, Елена, что в юности я был влюблён в Цветаеву, как в живую женщину. Других - живых - просто не замечал. Это длилось не один год. Видел её воочию: руки с кольцами, платье, прожжённое пеплом папирос... Читал о ней всё, что находил. А её саму перечитываю, время от времени, до сих пор. И всегда - была и есть - интересна. И до конца не разгадана.

Анатолий Устьянцев 2   22.10.2013 11:47   Заявить о нарушении
У меня с Цветаевой своя история... Читала лет в 14, мало понимала, хотя стихи публиковались (в "Крестьянке", "Работнице") не самые сложные, а биографические сведения были разрозненными и почти не интриговали. Но как только услышала сочетание "опальная поэтесса", интерес обострился. Сбежала с урока физкультуры, чтобы записать на катушечный магнитофон одну из первых передач о Цветаевой (полчаса, вёл Р.Рождественский); переписывала белый двухтомник вместе с комментариями, томик избранного в серии "Библиотека поэта". Дальше уже не отвлечься было. Дипломная работа - по "Романтике" Цветаевой (пьесы о Казанове, Лозэне),диссертация - по поэмам. Выступаю на Цветаевских конференциях в Москве, считаюсь вологодским цветаевоведом, но по-прежнему вижу, что она неисчерпаема, по-прежнему думаю, что современная поэзия всё ещё догоняет её и догнать не может. Так что и по Цветаевой (по отношению к ней) мы с Вами - родня.

Елена Тире   22.10.2013 20:23   Заявить о нарушении
Да, а нарисованный Вами образ: руки с кольцами, платье, прожжённое сигаретой, - очень напомнил строки Леонида Губанова:
Была б жива Цветаева,
Пошёл бы в ноги кланяться,
Пускай она седая
И в самом ветхом платьице...

Елена Тире   22.10.2013 20:28   Заявить о нарушении
Губанова читал, но строчек этих совсем не помню. Зато хорошо помню время, когда Цветаеву сначала передавали друг другу в списках и машинописных копиях, потом "доставали", по великому блату, её книги; и вообще как "с ней носились". Сейчас, да, она больше раздражает окололитературную (в основном) публику: своею никогда не гибкостью в поступках, европейской образованностью,старомодной порядочностью... Несомневаемостью в том, что и как она делает. Независимостью от каких бы то ни было чужих мнений, в конце концов. И - главное: своей недосягаемостью и - не до конца - объяснимостью.

Анатолий Устьянцев 2   23.10.2013 01:46   Заявить о нарушении
Прочёл Вашу рецензию на "Соломинку". В очередной раз поразился способности филологов чётко разложить по полочкам то, о чём сами авторы зачастую только догадываются. Спасибо за родственную душу. Не потеряемся в этом Вавилоне? Специально для Вас скоро выложу свой стишок с посвящением Маше Марковой. Он - не ахти какой, но всё-таки...

Анатолий Устьянцев 2   23.10.2013 02:24   Заявить о нарушении
Рецензия неполная - полную так и не отыскала (одна флешка потерялась), а тогда я была скована газетно-колоночным объёмом. Вообще, хочется о стихах Маши и думать, и говорить. Поэтому стараюсь быть там, где она читает и где есть такая возможность А Маша знает о посвящённом ей тексте? Думаю, ей тоже будет приятно.
Если и потеряемся в Вавилоне - найдёмся...

Елена Тире   23.10.2013 07:59   Заявить о нарушении
Я ей посылал на её эл/адрес (дала Марина Кудимова), но Маша никак не ответила. Может быть не получила? К сожалению у меня нет ни одной её книжки, а очень хотелось бы. В Москву давно не езжу.

Анатолий Устьянцев 2   23.10.2013 10:46   Заявить о нарушении
Сегодня представился повод проверить ваш вариант ("Река Тверца"), там, где Вы предлагаете изменить строфику: "3 по 6" на "2 по 9". Убедился, что Вы правы! Что касается замен предлогов и т.д. - согласиться не могу. Всё на месте. Печатал большую подборку в сборник "Тверские поэты" и "Тверца" вошла туда уже в более классическом "прикиде".

Анатолий Устьянцев 2   23.10.2013 19:01   Заявить о нарушении
Рада, что хоть чем-то помогла. По поводу книжки, если пересекусь с Машей, спрошу. А в почту и вообще в Интернет она не так часто заходит, поэтому могла и позабыть ответить, тем более что много ездит. Удачи в творчестве!

Елена Тире   23.10.2013 20:22   Заявить о нарушении
А я, бывший "двоешник", даже забыл Вас поблагодарить. Спасибо! Стихотворение "подтянулось" и внешне и внутренне.

Анатолий Устьянцев 2   23.10.2013 22:38   Заявить о нарушении
Вместо "спасибо" было: Убедился, что Вы правы! Это ценнее, в этом - пять "спасибо". И... все мы "двоечники" когда-то были в смысле житейского и жизненного опыта, даже если учились на "5" (я начинала с "3" и "2"; а к старшим классам стала хорошисткой, но с математикой проблемы были всегда).

Елена Тире   24.10.2013 20:05   Заявить о нарушении