Кочетков статья для обсуждения

Основные положения пикоделики

Владимир Кочетков   

Пикоделика - подача информации (в литературном произведении) по N каналам, при этом информация каждого канала сама по себе воспринимается как истинная, но информация разных каналов (разных пар каналов) воспринимается как противоречащая друг другу.

 Величина N обычно равна 2. Больше двух может быть, но слишком много каналов человеку осилить-воспринять трудно.

 N-канальная противоречивая информация может вызывать у читателя «ощущение противоречия» - пико-эффект, т.е. особенно сильные, пиковые по силе, чувства-эмоции.
 Данное утверждение является исходным постулатом пикоделики.

 В соответствии с тем, как устроен человеческий разум, каналы подразделяются на два типа: логический (сознание) и чувственный (подсознание, эмоции).

 Наиболее сильный пико-эффект может быть достигнут тогда, когда используются каналы разных типов: один канал – логический, второй – чувственный (т.е., когда создаётся логико-чувственное противоречие).
 Данное утверждение является гипотетическим и основано на личном опыте автора.

 Каналы подачи информации могут быть обособлены или совмещены.
 Совмещённые каналы оказывают более сильное воздействие, но такую конструкцию реализовать труднее - данное утверждение тоже является гипотетическим и отражает личное мнение автора.

 Степень противоречивости информации каналов может быть объективно разной – информация одного канала может отчасти дополнять информацию другого канала (других каналов).
 Степень противоречивости каналов разные люди могут воспринимать (субъективно) по разному.

 Некоторые, или все, каналы могут быть как бы затенены или даже спрятаны в подтексте.

 Одним из каналов может быть «канал реальной жизни» читателя.

------------------
Для обсуждения.
Разместил ТБ


Рецензии
"Одним из каналов может быть «канал реальной жизни» читателя."

Этот тезис убивает всю Вашу "пикоделику", потому что «канал" реальной жизни читателя присутствует всегда. А значит, автору даже не надо напрягаться, чтобы выстраивать "N-канальную" информацию. Говори, что хочешь - всегда найдётся читатель, чья реальная жизнь вступит в противоречие со сказанным. Выходит, любая бредятина будет "пикоделикой". ))

А вот ещё одно Ваше утверждение (из примечаний):
"качество произведения будет зависеть не от наличия в нём тех или иных противоречий, а от литературного мастерства писателя."

Вы противоречите себе, т.к. "пико-эффект", следуя Вашей теории, должен быть следствием именно "наличия противоречия".
И потом, разве не на организацию "противоречивой" информации должно быть направлено "мастерство писателя" согласно Вашей теории?)

Разборка   18.11.2013 12:12     Заявить о нарушении
Владимир, чем меньше произведение будет похоже на возможную реальность, тем больше будет читателей, которые воспримут, в той или иной степени, «реальность произведения» нереальной (т.е. выдумкой). Именно этим, как я думаю, и объясняется то, что сказки нравятся детям (дети плохо знают реальный мир и поэтому более доверчивы к выдумкам) – сказки нравятся детям, но взрослым людям сам по себе сказочный мир малоинтересен. А откровенная «бредятина», возможно, вообще никому не будет интересной, кроме автора.
Пико-эффект вызывает не наличие противоречия самого по себе, а N-канальная противоречивая информация. Литературное мастерство – умение наполнять каналы требуемой, для поставленной автором цели, информацией.

Кочетков Владимир   18.11.2013 14:30   Заявить о нарушении
Давайте считать, что я ничего не понял в Вашей "пико-делике",
и объясните мне, пожалуйста, как в первый раз,
чем отличается "наличие противоречия" (или наличие "противоречивой информации")
от "N-канальной противоречивой информации", где "Величина N обычно равна 2".

Разборка   19.11.2013 02:06   Заявить о нарушении
да, и было бы совсем замечательно, если бы это отличие Вы показали на примере "совмещённого канала".
заранее благодарен.

Разборка   19.11.2013 02:18   Заявить о нарушении
Владимир, различие между противоречием как таковым и противоречивой информацией примерно такое же, как и различие между сюжетом и полным содержанием произведения: сюжет короток и, нередко, прост, а то и скучен, а произведение относительно велико по размеру и может быть и сложным, и интересным. Например, противоречие: «некая Таня любит некого Женю, но Женя не ищет спокойной семейной жизни и отвергает Таню» – это противоречие может стать основой множества произведений (в частности, оно стало основой романа в стихах «Евгений Онегин»).

----------------

Пример анализа – по тексту одного из моих произведений (прозаическое, сказка): http://clck.ru/8uDLG :

Текст содержит три канала с противоречивой информацией:
- канал 1: настоящее – реальный мир лит. героев;
- канал 2: далёкое (30-35 лет назад) прошлое – тоже реальный мир лит. героев;
- канал 3: вымысел – сказочный мир.

Суть противоречий (по парам каналов):
- пара 1-2: прошлого и нет, и есть (в памяти людей);
- пара 1-3 и пара 2-3: сказочного в реальном мире и нет, и есть – порой происходит очень необычное, воспринимаемое как сказочное.

Тип противоречий: все три противоречия - логико-чувственные.

Тип каналов: все три канала – явные.

Взаимное расположение каналов:
- каналы 2 и 3 - совмещены;
- канал 1 – обособлен, но в «точке финала» (предпоследнее предложение в тексте сказки) канал 1 совещается с каналом 3.

Уровень противоречивости каналов (сила противоречий):
- пара каналов 1-2 - противоречие среднее;
- пара каналов 2-3 – противоречие сильное;
- пара каналов 1-3 – до «точки финала» - слабое, а в «точке финала» - сильное.
Предполагается, что пико-эффкты (эмоциональные всплески) могут быть у читателя и по ходу чтения, и в финале (финальный пико-эффект может быть особенно сильным).

Читательская аудитория, в которой, предположительно, можно ожидать проявление наиболее сильных пико-эффектов:
- дети в возрасте 7-11 лет;
- взрослые в возрасте бабушек-дедушек.

Кочетков Владимир   19.11.2013 14:56   Заявить о нарушении
Хорошо. Давайте придерживаться Ваших терминов.
Итак, "противоречие" - это просто "сюжет", который "короток и, нередко, прост, а то и скучен".

Но из Вашего анализа сказки следует, что сила пико-эффекта зависит именно от "силы противоречия", т.е. от того самого "сюжета" ?

Разборка   19.11.2013 23:18   Заявить о нарушении
Владимир, противоречие – это не сюжет, а лишь его часть. В общем случае, и группа канал с противоречивой информацией – это не произведение в целом, а лишь его часть (но в некоторых случаях эта часть может равняться целому, т.е. всему произведению). С позиций логики сказанное означает следующее: если А относится (в некотором смысле) к В так же, как С относится к D, то это не означает, что А=С, а В=D. Например, если сказано, что 2 относится к 3 примерно так же, как 21 к 29, то из этого не следует, что 2=21, 3=29.

Сила пико-эффекта зависит от следующего:
- от силы противоречия;
- от способа и литературного качества, с которым это противоречие раскрыто в произведении;
- от восприимчивости читателя к данному противоречию и способу раскрытия.
Тут можно провести такую шутливую аналогию:
- противоречие – камень, а сила противоречия – вес камня;
- способ и литературное качество – высота здания, на крыше которого лежит этот камень;
- восприимчивость читателя – точность нахождения головы человека в месте падения камня и крепость костей черепной коробки.

Кочетков Владимир   20.11.2013 02:29   Заявить о нарушении
Автор может не только надеяться на наличие у читателя подходящего канал реальной жизни, но создавать такой канал. Раньше я этого не знал, не думал об этом, а понял, что такое возможно, недавно - после того, как завершил работу над этим стихотворением-песней: http://clck.ru/8uKqD . Хотите, я расскажу, как это стихотворение у меня получилось?.. На одной из конкурсных площадок Стихиры была такая тема очередного конкурса: «Она танцует». Мне хотелось сочить лёгкое, чуть весёлое, но и чуть грустное, стихотворение о танцующей под дождём девочке. Первые три строки (и начало мелодии) мне почти сразу пришли в голову, а с четвёртой строкой произошла заминка – подходящая рифма трудно подбиралась. И вдруг в качестве рифмы вспыхнуло слово «хиджаб». У меня возникло противоречивое ощущение, что, с одной стороны, рифма хороша, но с другой стороны это слово создаёт какую-то, неясную мне, напряженность, неподходящую для лёгкого стихотворения. Не хотелось ни отказываться от этого противоречивого слова, и не получалось продолжить с ним - дело сочинения застопорилось. Чтобы подстегнуть своего пегаса :), я решил посмотреть в Яндексе картинки по теме «девочка танцует под дождём». И сразу же наткнулся на картинку с девочками (точнее, даже девушками) в хиджабе, а когда прочитал связанное с этой картинкой информационное сообщение, у меня чуть ли не волосы дыбом встали от ужаса… очень жалко было девочек и их мать… …

Однако хорошему автору следует не самому плакать, а заставить плакать читателя, и поэтому вернёмся к нашим каналам. Противоречивых каналов тут два: 1) канал текста стихотворения – девочки живы, у них светлое будущее, они счастливы и они танцуют, танцуют под дождём; 2) канал реальной жизни - девочки убиты, убиты зверски, и убиты именно за то, что были вот так счастливы. Причём, канал реальной жизни создаётся пояснением к стихотворению, и соответствующими ссылками, на сообщения информагентств о реальных событиях – предполагается, что читатель ознакомиться с этими сообщениями.

Кочетков Владимир   20.11.2013 14:21   Заявить о нарушении
Спасибо за подробные разъяснения.
Постараюсь ответить.

Разборка   21.11.2013 01:11   Заявить о нарушении
Вова! ничего что я так? но ты просто не нормальный, со своими каналами, со своими пико-эффектами. Пойми ты наконец одно: В реальной жизни, или вернее сказать в объективной реальности - противоречий нет, и быть не может. Противоречия есть, или бывают только в головах у людей, в их рассуждениях, а также в умозаключениях. Вот ты говоришь, что девочек убили за то, что они были счастливы. Если бы убивали за то, что кто-то счастлив, пришлось бы убивать большую половину человечества. Это одно. Дальше ты говоришь: по первому каналу идет - девочки танцуют, они счастливы, им жить бы да жить. По второму каналу, их зверски убивают, и что? где здесь противоречие? - картина конечно страшная, но не противоречивая. А вот если бы наоборот, как и воспринимает наш мозг, т.е девочек сначала зверски убивают, а потом они вопреки реальности, танцуют
и радуются жизни, тогда действительно, противоречие, которое может свести с ума, именно поэтому нужно избегать противоречий, а не спекулировать на человеческих чувствах, как например сделали те, кто снял это на видео. Для объективной реальности смерть девочек, рядовое событие, потому что режим в этой стране позволяет делать, все что угодно,
вплоть до таких вот расправ.Впрочем, что далеко ходить за примером, вспомни наши, лихие, девяностые


Рашит Потайной   27.11.2013 00:39   Заявить о нарушении

))))))) просто посмотри, там насчет противоречий

Рашит Потайной   27.11.2013 00:47   Заявить о нарушении
«Противоречия есть, или бывают только в головах у людей, в их рассуждениях, а также в умозаключениях»(с)
- Рашит, именно об этом, о восприятии людьми, я и говорю - рад, что Вы это заметили…

«Вот ты говоришь, что девочек убили за то, что они были счастливы»(с)
- Нет, Рашит, не «были счастливы», а «были вот так счастливы» - я сказал именно так. Чувствуете разницу?.. И за такое, и подобное, счастье действительно массово убивают: в Пакистане, как пишут СМИ, ежегодно убивают около тысячи женщин, невзирая на возраст.

«девочек сначала зверски убивают, а потом они вопреки реальности, танцуют и радуются жизни, тогда действительно, противоречие»(с)
- Именно это я и сделал: в моём стихотворении-песне девочки живы и танцуют... и теперь навечно будут вот так жить и танцевать.

Фильм смотрел минут семь – лектор не впечатлил.

Кочетков Владимир   27.11.2013 16:15   Заявить о нарушении
Смешно!!!

Рашит Потайной   27.11.2013 17:10   Заявить о нарушении
А может просто: Не в коня корм! потому что кроме как, не впечатлил лектор, я ничего другого не услышал?

Рашит Потайной   27.11.2013 18:08   Заявить о нарушении
«девочек сначала зверски убивают, а потом они вопреки реальности, танцуют и радуются жизни, тогда действительно, противоречие»(с)
- Именно это я и сделал: в моём стихотворении-песне девочки живы и танцуют... и теперь навечно будут вот так жить и танцевать.

Что ты так и сделал? читай правильно как написано:после того как убиты, они танцуют, вопреки реальности в реальности - это противоречие, а не в голове. То что они в голове танцуют, это уже не противоречие, потому что по смыслу понятно, что сначала танцуют, а потом уже убиты. Ну все переврал!
Экий ты нехороший, вредный мужик.
Запомни, а лучше запиши: если читатель заметит в чем то противоречие, например герой смелый и вдруг струсил, то все ... дальше читать он не будет, он перестанет верить. А если читатель не верит, тут уж извини
Вообще, задача писателя не впадать в противоречия, а наоборот помогать выходить из них. Кстати о каналах. По одному каналу ты с Тимофеем друг, товарищ, а по другому каналу толкаешь компромат (я имею ввиду возраст Тимофея) разве он тебя уполномочил это делать - нет. На лицо противоречие, причем у тебя в голове...у читателей, заметь, противоречия в голове нет, только у тебя... Вот и скажи, как тебе после этого верить?

Рашит Потайной   27.11.2013 21:02   Заявить о нарушении
Рашит, мне всегда приятно беседовать с умными и интеллигентными людьми, но, увы-увы... важные обстоятельства вынуждают меня прервать эту нашу увлекательную беседу. Надеюсь, что ещё вернусь на эту площадку, но не обещаю, что скоро.
Всем всего доброго! :)

Кочетков Владимир   28.11.2013 07:14   Заявить о нарушении
Владимир, приглашаю Вас принять участие в новом проекте:
http://www.stihi.ru/avtor/shkolakritiki

Разборка   09.07.2014 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.