Парменид

Парменид (540-480 гг. до н. э.)

Элеаты — создатели качественной концепции бытия.
Парменид— самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: “движения нет, небытия нет, существует только бытие”. Но сравните, у Гераклита: “всё течет, всё меняется”, а понимание основы мира у Гераклита, Парменида, Пифагора, да у всех античных мудрецов Едино. Выражая разными образами, символами и формулировками Единое мудрецы учат об одном - о Едином. Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его символически в образе сферы, где всё одно, суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием истинным и оценкой умов, что выражается  противопоставлением “по истине” и “по мнению”.



 Откуда мысль текла, что словом изрекла:
- "Движенья нет!"
 
Она текла от основанья,
С истока вечного стремления познанья,
И лишь немногим прояснение дала.

Узнай, что сложен путь к тому,
что неподвижно,
Пусть лабиринтом ум блуждает - польза есть.
Противоречий в русле логики не счесть.
Сомненья - пища для ума.
Движенье… слышно!


Но, размышляя над потоком суеты,
О войнах мира, что ведутся здесь веками,
Сказал великий Парменид всю суть словами:
- Движенья нет!
Но тем и движутся умы…


Кто победить движенье в силах?
Лишь покой.
Но беспокоен мир подлунный,
мир земной.


Справка:
Учение Парменида (V век до н.э.) изложено в его поэме "О природе". Он считает чувства обманчивыми и рассматривает множество чувственных вещей, изучаемых умом, как иллюзию. Единственное истинное бытие - бесконечное и неделимое Единое. Единое не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находится всюду. Об этом же учит и Пифагор, говоря о Божественном Космосе, об этом же учит Лао-цзы, говоря о природе Дао. 
Представление современной науки о философии Парменида, это путь мнений о нём, это не сам мыслитель, остающийся тайной для каждого, кто всерьёз хочет понять глубину мысли античной. Однако приходится доверять таким стандартным, учебным знаниям о мыслителях и их философии, ибо проверить истинность может не каждый, как и найти резонансную волну сотворчества с тем или иным автором.


Читаем профессиональный перевод и думаем о том, как и о чём на самом деле мог говорить и мыслить Парменид...

«Одно непрерывное...
Как и откуда оно выросло? Из не-сущего?
Этого я не разрешу
Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя ни высказать, ни помыслить
"Не есть"...»


Идеи философов светят веками,
Вдувая свой дух в полусонные лики.
Читают и пишут великие книги
Наследники мысли, играют умами…
Штурмуют природы законы благие,
Воюют за право вести за собой
Несчастные массы до цели благой –
Драконами стали былые святые…


Их чтут и возносят кумирами прежде,
Затем их свергают и топчут ногами,
И новые цели владеют умами,
Взывая к душе с обаяньем надежды.
Прекрасные лозунги снова линяют,
Жиреет мамона, тупеет народ,
И рой потребителей множит свой род,
А сказки все живы и не умирают!


Приходит иное сознанье на смену,
Вот тысячи новых поэтов стихами
Родную планету возносят волнами.
И тем приближают времен перемену.
Волшебные сказки, старинные были,
Народные мифы и притч череда
Наполнили смыслом и дни, и года -
Воистину, люди и боги дружили.
Блаженные страны – души острова
В бескрайних просторах великой Вселенной,
Напоенной винами смыслов мгновенных,
Вот лучшая в мире судьба и мечта.

Стремись в эти земли, плыви сквозь шторма,
Найди же ту сказку в себе изнутри,
Танцуй и твори от зари до зари,
Приди в Мир Блаженный Любовью Ума.







Фрагмент  поэмы

"О ПРИРОДЕ"

Его поэма «О природе» написана, видимо, в самом начале V в. По Пармениду, истинно существует только Бытие, бесконечное, безначальное, неделимое, бескачественное, равное самому себе, постигаемое только мыслью (тождественное мысли), не имеющее иных атрибутов, кроме того, что оно есть; этому посвящена первая часть поэмы («Мир Истины»), сохранившаяся в уцелевших отрывках, по-видимому, в очень значительной части. Множественный мир отдельных вещей, возникающих из смешения света и тьмы, существует лишь в ложных представлениях людей, опирающихся не на разум, а на ощущения, и допускающих в Бытии подобную разнокачественность («Мир Мнения»); этому посвящена вторая часть поэмы.

Читая поэму необходимо вникать в символические образы и эзотерический смысл.

Текст приводится по изданию: «Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э.», М., Ладомир, 1999.
Нумерация фрагментов в скобках — по изданиям: H. Diels — W. Kranz. Die Fragmente der Vorsokratiker 10. Aufl. Berlin, 1961; Parmenides. Ed. L. Taran. 1974. Перевод М.Л. Гаспарова. OCR Halgar Fenrirsson



ВСТУПЛЕНИЕ

1 (1)

Те кобылицы, что носят меня, куда дух пожелает,
Были со мной и меня увлекали на путь многовещий
Той Богини, что всюду ведет приобщенного к знанью.
Мчался я этим путем, искушенные лошади в беге
Крепко держали ярмо, а девы казали дорогу.
Ось, накаляясь в ступице, свистела, подобно свирели,
Ибо стремили ее, вихревым вращаясь вращеньем,
Два колеса с двух сторон, а дочери светлого Солнца,
Бросивши за собой чертоги сумрачной Ночи,
10 К свету меня торопили, откинув с голов покрывала.
Там восстали Врата меж стезею ночной и дневною —
Притолока в выси и порог из твердого камня,
А между ними эфирный проем и огромные створы;
Держит от них двойные ключи казнящая Правда,
К ней-то ласкательно речь обратили сопутные девы
И умолили искусной мольбой поспешить перед ними
Сдвинуть с ворот железный засов. Зазияло безмерным
Зевом разъятие створ, повернулись медные стержни
В гнездах, один за другим, утвержденные справа и слева
20 Скрепами и острием; и меж них на широкий и торный
Девы направили путь моих лошадей с колесницей.
И благосклонно Богиня меня приняла, и рукою
Правую руку взяла, и вещала ко мне, и сказала:
«Юноша, спутник бессмертных возниц, под чьею охраной
Лошади эти тебя домчали до наших чертогов,
Радуйся! ибо не злая судьбина тебе указала
Странствовать этим путем, столь дальним от троп человечьих,
А указали Правда и Суд. Познай же как должно
И кругловидную Истину с сердцем незыбким, и вместе —
30 Мнения смертного люда, которым нет истинной веры;
Нужно, однако, и то изучить, как мнимости эти,
Все проникая насквозь, убедительны виделись людям.

2(2)

Слово тебе изреку — склони же внимание слуха! —
Слово о том, какие пути предлежат разысканью.
Первый тебе указует: «Есть!» и «Не-быть — невозможно!»
Это — путь Убежденья, оно же вслед Истине правит.
Путь же второй указует: «Не есть!», «Не-быть — непременность!»
Этот путь — так я говорю — уводит в незнанье,
Ибо тебе ни уведать того, что не есть, невозможно,
Ни об этом сказать.




МИР ИСТИНЫ

3 (3)

…мыслить и быть — не одно ли и то же?

4 (4)
...далее по ссылке
http://ancientrome.ru/antlitr/parmenid/parmen.htm


В Поэме Парменида речь о пути истины и пути мнений. Философу предлагается следовать путем истины. Но и путь мнений - тоже путь, причем наиболее привычный и привлекательный среди людей.

Ошибка пути мнений состоит в том, что он зиждется на неприемлемом для философии Парменида основании. Истине сопутствует путь Убеждения, а другие пути - пути Мнения, и сомнения, и двойственности, и изменчивости.

Давай я скажу тебе (а ты внимательно выслушай) речь о том,
Какие пути поиска [~дознания] единственно мыслимы:
Один [путь] – что [нечто] есть и что невозможно не быть;
Это – путь Убеждения
(ибо оно сопутствует Истине, он для философского познания).

5 Другой – что [нечто] не есть и что по необходимости должно не быть.
Вот эта тропа, указываю тебе, совершенно неведома [= непознаваема],
Ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать
(ибо это неосуществимо для ума),

Ни высказать.

***



Основой интрасферного* мировосприятия является пифагорейская формула  - Всё есть Число  (качества восприятия). Всё относительно. В понятие “всё” включаем буквально всё: мыслимое, чувствуемое, сознаваемое и неосознаваемое. Далее делаем вывод: если всё относительно, то абсолютно - Одно (называть Одно можно по-разному, например, Божество или нечто, Абсолют или ничто). Под словом “ничто” мы можем подразумевать нечто невоспринимаемое умом или чувственно,  например, некоего бескачественного Бога или сам безначальный Космос (вне времени). Тогда единственным достоверно описывающим качеством Одного окажется Абсолют**.

У Парменида это - ОДНО, БЫТИЕ, к которому ведёт путь познания.
У Гераклита это ОГОНЬ, у Демокрита ВОДА, у Пифагора - МОНАДА,... как символы ОДНОГО.

* https://proza.ru/avtor/feana&book=26#26  Интрасферное мировосприятие
** https://proza.ru/2016/10/07/1304 Абсолют




Парменид

“Мысль и цель этой мыс­ли — ОДНО: ведь ты не при­и­щешь
Мыс­ли без Быт­но­сти той, кото­рая в ней изре­чет­ся.
Ибо нет ниче­го и не будет на све­те ино­го,
Кро­ме Быт­но­го, кро­ме того, что Мой­ра в око­вах
Дер­жит недвиж­ным и цель­ным. А все осталь­ное — лишь имя,
Все, что смерт­ные в вере сво­ей как исти­ну ста­вят,
40 Все, что есть и не есть, рож­да­ет­ся и поги­ба­ет,
Место меня­ет свое и меня­ет яркие крас­ки.

Так как оно (ОДНО) — послед­ний пре­дел, то оно завер­шенно (совершенно)
Сра­зу со всех сто­рон, как тело круг­ло­го шара,
Вкруг середи­ны все­гда рав­но­вес­но­го, ибо не нуж­но
Быть ему ни с какой сто­ро­ны ни боль­ше, ни мень­ше.
Ибо Небыт­но­го нет, чтоб сдер­жать его в этом стрем­ле­нье,
Так же, как Быт­но­го нет, чтобы сде­ла­лось боль­ше иль мень­ше.
Быт­ное там или здесь: оно везде неру­ши­мо,
Всюду рав­но себе, еди­но в суж­ден­ном пре­де­ле...”


Мой­ра — у Пар­ме­нида — оли­це­тво­ре­ние Поряд­ка При­ро­ды (как и Неиз­беж­ность). Шар избран сим­во­лом рав­но­го себе Бытия.



Ещё из поэмы О ПРИРОДЕ


2. Ст. 1–8: ПРОКЛ. Комм. к «Тимею», т. I, с. 345, 18 [после В 1, 29–30]. Ст. 3–8: СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», 116, 25:
Если же кто желает услышать самого Парменида, излагающего эти постулаты, один из которых гласит, что отличное от сущего – не-сущее и ничто (этот постулат тождествен постулату об однозначности «сущего»), то он найдет их в следующих стихах [цит. ст. 3–8]. Ст. 5–6: ПРОКЛ. Комм. к «Пармениду», 1078, 4–5.

Давай я скажу тебе (а ты внимательно выслушай) речь о том,
Какие пути поиска [~дознания] единственно мыслимы:
Один [путь] – что [нечто] есть и что невозможно не быть;
Это – путь Убеждения (ибо сопутствует Истине).

5 Другой – что [нечто] не есть и что по необходимости должно не быть.
Вот эта тропа, указываю тебе, совершенно неведома [= непознаваема],
Ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо),
Ни высказать.

Иначе говоря, высказывания и познание о том, чего нет, что неведомо, будут неистинны, так же как современные научные мнения о рождении и смерти, свете и тьме, являющихся сутью Одного.



Ещё пояснения


Бытие (ОДНО) - это всё одновременно! Поэтому оно не рождается и не умирает, а всегда и всюду - Бытие. Но когда мы даем имена, названия действиям, предметам, качествам и т.д., мы вступаем на путь мнения или сомнения. На пути мнения каждый может употреблять свои смыслы слов, особую философию, веру и сомнения. Это пути множественных относительных правд и уровней доверия. Невозможно остановить человеческую мысль, оперирующую этим множеством мнений и слов, убеждений и доводов.  Но Мысль, сопровождающая Истину, дарит Уверенность философскому размышлению о бытии, о том, что Бытие - истинно, вневременно, едино, непрерывно,  неизбежно, оно - завершенное совершенство Истины. Оно суть - истинное Творчество.



Цитата

Ибо нет ниче­го и не будет на све­те ино­го,
Кро­ме Быт­но­го, кро­ме того, что Мой­ра в око­вах
 (истинный Порядок)
Дер­жит недвиж­ным и цель­ным. А все осталь­ное — лишь имя,
Все, что смерт­ные в вере сво­ей как исти­ну ста­вят,
 (относительные истины, а именно:)
40 Все, что есть и не есть, рож­да­ет­ся и поги­ба­ет,
Место меня­ет свое и меня­ет яркие крас­ки.


Мир относительности восприятия мира неистинен - это мир мнений или иллюзий, как говорят об этом восточные мудрецы. Именно этот путь избрала наука и современное познание. Бесконечность создаваемых на этом пути новых мнений, учений, философий, научных концепций, мы привычно называем творчеством мысли или развитием искусства, достижениями гениев или прогрессом цивилизации. При этом полезно понимать, что вся бесконечность развития, любые новые качества мысли, чувства и знаний имеют основанием - Одно. Об этом и учит Парменид, о пути сопутствия Истине, то есть, о приближении к Божественному Единству.



Как понять Парменида? 


Так же, как любого из мудрых людей, из тех, чьи Имена и Идеи сохраняет Вечность,  отбросив на время свои сомнения, сменив доверие к его Философии, его мировосприятию, его мудрому знанию, отличающемуся от нашего нынешнего знания, на Уверенность, близость к Истине.

Чтобы нечто понять, нужно это любить,
Подключив все свое воображенье.
Чтоб кого-то понять, нужно сердце вложить,
Став единым и слитным движеньем...
Бытия, что мгновением
Истинно.

Мысль и цель этой мыс­ли — Одно, Единство!
Ибо нет истинности в Мыс­ли без Быт­но­сти (бытия), кото­рая в ней изре­чет­ся.
Все иные мысли - уводят от Бытности, от мгновения Истин.


Цитата:

Мысль и цель этой мыс­ли — одно: ведь ты не при­и­щешь
Мыс­ли без Быт­но­сти той, кото­рая в ней изре­чет­ся.

И ещё:

20 То, что было, — не есть; не есть и то, что в гряду­щем.
(Прошлое ушло, будущего еще нет, но Есмь Бытие)
Вот и погас­ло Рож­де­нье, и ста­ла неслы­ши­ма Гибель.
(Вот Вечность Истин)
Далее, всё подоб­но себе, пото­му — неде­ли­мо:
(Космос подобен себе, человек, неразрывная часть Космоса, подобен себе - фрактальность мира...)
Нет нигде ниче­го ни боль­ше, ни мень­ше, — сли­ян­ность
Не нару­ши­ма ничем. Всё еди­ным испол­не­но Быт­ным,
Всё сли­ян­но, что есть, Быт­ным к Быт­но­му плот­но при­ник­нув.

Вечность мгновенья Истины - Бытие.







Пир Мудрецов на форуме сотворчества приглашает вас к участию
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/57-1800


***

Путь истины - путь мнения

Что это за пути с точки зрения современного человека? 
Как бы вы ответили на вопрос?

***

ПАРМЕНИД И ДРУГИЕ - фрагмент книги "Атомософия Демокрита" - https://proza.ru/2024/04/19/1067


Рецензии